The results of the work of the Kazan State Institute for Advanced Medical Studies V. I. Lenin for 20 years

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The system of state advanced training for doctors is the brainchild of Soviet health care.

Full Text

Система государственного усовершенствования врачей является детищем советского здравоохранения.

В бывшей царской России фактически не существовало усовершенствования врачей (если не считать „Еленинский" Институт в Петербурге, пропускавший в год 300 — 400 врачей), как не было и нет государственной системы усовершенствования врачей в капиталистических странах.

Там усовершенствование врачей является частным делом, доступным лишь небольшому кругу материально обеспеченных врачей, так как повысить свои знания врач может только за особую плату.

Развернутые за годы советской власти 12 институтов усовершенствования, пропускающих ежегодно много тысяч врачей, являются выражением исключительной заботы партии и правительства об укреплении и развитии советской медицины.

Рост врачебных кадров, ежегодно пополняющих широко разветвленную медико-санитарную сеть, рост материально-культурного уровня трудящихся, предъявляющих все возрастающие требования на высококвалифицированную помощь, сделали Институты усовершенствования врачей неотъемлемой частью советского здравоохранения.

Интересы обороноспособности страны в настоящей обостренной международной обстановке возлагают на Институты усовершенствования врачей еще более ответственную задачу по подготовке и переквалификации врачей в нужном для обороны направлении.

С первых дней своего существования Советская власть поставила задачей организацию советского государственного здравоохранения.

В результате двух войн, следовавших одна за другой (империалистической и гражданской), повлекших за собой огромную убыль медицинских работников, обнаружилось чрезвычайно острое положение с врачебными кадрами. Ускоренные выпуски с очень невысоким уровнем подготовки врачей (1915 —1920 гг.) отразились также ина качественном состоянии этих кадров.

Организованные в 1920— 1921 гг. новые медицинские вузы (в Смоленске, Самаре, Симферополе, Свердловске, Омске, Иркутскечи др. городах) могли восполнить дефицит в кадрах не ранее, чем через 5 лет. Создалась необходимость в кратчайшие сроки приобщить к работе в новых условиях сотни и тысячи врачей, демобилизованных из армии и нуждавшихся в основательном обновлении своих знаний. Единственным средством для разрешения этой важной проблемы явилось государственное усовершенствование врачей.

И вот в период гражданской войны, в обстановке голода, холода, эпидемий волей партии и правительства организуется в Казани первый в РСФСР советский институт усовершенствования врачей.

Выбор места в г. Казани определялся не только его значением, как крупного университетского центра, богатого научными силами, но, главным образом, тем, что Татария была центром для других нац. областей и республик (Чувашии, Башкирии, Удмуртии, области Коми и др.).

23 апреля 1920 г. на торжественном заседании Казанского губисполкома, состоявшемся в честь исполнившегося 50-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина, был одобрен проект учреждения Клинического института.

В состав временного правления института вошли: В. И. Иорданский, Р. А. Лурия и В. П. Первушин, которым была поручена практическая работа по организации института.

9 февраля 1921 г. правительство Татарской республики официально декретировало учреждение в Казани Клинического института следующим постановлением:

„В целях предоставления широким слоям трудящихся масс возможности пользоваться квалифицированной лечебной помощью, а также содействия врачам республики в получении специальных медицинских знаний и для дальнейшего усовершенствования их, а также для содействия научной разработке вопросов общественной, практической и клинической медицины, Совнарком постановил:

  1. Учредить в городе Казани высшее лечебно-учебное заведение — Казанский Клинический Институт Татнаркомздрава.
  2. Утвердить положение о Казанском Клиническом Институте.
  3. В ознаменование 50-летия рождения вождя яролетарской революции тов. ЛЕНИНА именовать Казанский Клинический Институт „Клиническим Институтом имени Ленина."

В своих воспоминаниях о беседах с Владимиром Ильичом по поводу Института Н. А. Семашко пишет: 9 февраля 1921 г. Совнарком Татарии дает „титул Институту и присваивает ему имя В. И. Ленина, в связи с его пятидесятилетием.

Ленин, по обычной своей скромности, ничем не отличил своего пятидесятилетия. Но когда я на одном из докладов своих рассказал ему, что в Казани организовался новый Институт и Институту присвоено его имя, он живо заинтересовался: „Как? В Казани новый Институт для усовершенствования врачей, справятся ли“?

Я объяснил Владимиру Ильичу, что организация Института на стыке европейской и азиатской части страны Советов будет иметь такое же значение, какое имело в свое время основание университета в Казани, который обслужил громадный, совершенно нетронутый район. Я объяснил также, что инициаторы справятся с поставленной перед ними трудной задачей поднять квалификацию врачей и, следовательно, медицинской помощи населению прилегающих областей; что татарское правительство оказывает всемерную поддержку новому учреждению. Я помню, что известие об организации института доставило Владимиру Ильичу полное удовлетворение, как пример крупной победы на культурном фронте.

Организаторы Института и Татарское правительство оказались совершенно правы в своих расчетах. Институт из года в год рос; былое холодное отношение университета сменилось дружным сотрудничеством; лучшие профессора университета с готовностью стали работать в Институте.1)

Во главе Института и его клиник стали передовые медицинские научные работники, многие из которых до Октябрьской революции могли только мечтать об академической деятельности, доступ к которой был для них закрыт.

С момента создания и в течение многих лет (1920—1930 гг.) во главе Института и терапевтической его клиники стоял ныне заслуженный деятель науки проф. Р. А. Лурия. Заслуженный деятель науки Е. М. Лепский организовал в 1921 г. и возглавляет до сих пор клинику детских болезней. Профессора Тимофеев, Боголюбов, Тушнов, Фридланд, депутат Верховного Совета СССР заслуженный деятель науки проф. Трутнев, д-р Иорданский и др. были первыми работниками и организаторами кафедр ГИДУВ.

Деятельное участие в создании института принимал целый ряд тогда еще молодых врачей — И. И. Русецкий — ныне профессор, зав. кафедрой нервных болезней; Н. М. Яковлев, Р. А. Авербух, М. И. Мастбаум— профессор, зав. кафедрой туберкулеза (по 1939 г.) и др.

За время существования Института, в разные периоды, его кафедры возглавляли такие известные ученые, как покойные АВ. Фаворский (1922 —1930), С. С. Зимницкий (1924—1928), Тушнов (1922 —1931), А. Ф. Самойлов, М. С. Пилонов (1923—1930), А. И. Тимофеев (1920— 1930), активное участие в преподавании и консультативной работе по акушерству и гинекологии с самого начала принимал В. С. Груздев.

Кафедры Института возглавляли заслуженный деятель науки профессор А. В. Вишневский, профессора Чирковский, Аристовский, В. П. Первушин.

Много трудов и любви было вложено коллективом при организации первых кафедр, клиник и лабораторий Института.

Интересные воспоминания старейших работников Института, собранные в связи с 15-летием Института2), заслуживают того, чтобы их привести. Так, тов. Е. Завадская, акушерка, сообщила:

„С любовью собирали каждую баночку и бутылочку и приносили в клинику. Жили впроголодь, приносили в клинику картошку, и сестры вместе с санитарками варили ее на кухне"... Хотя это и было тяжелое время, но работали с громадным увлечением и эти годы вспоминаются с особенной теплотой."

Техник водо-грязелечебницы А. П. Герасимов вспоминает, как создавалась водолечебница:

„Не было никаких материалов, все находили по случаю, ища по городу, где что можно найти. Ездили по заводам и искали завалящие вещи. На быв. Алафузовском заводе нашли ненужные им чугунные баллоны для компрессора, на другом заводе — оказались трубы. В разных домах находили заброшенные ванны. Водолечебница была выстроена на сухари, запас которых оказался в Институте. Вода появлялась только в 11 часов ночи и весь персонал водолечебницы работал по ночам."

Благодаря исключительному усердию и энтузиазму работников Института уже в первые два года было сформировано 14 клинических и теоретических кафедр с лабораториями и специальными кабинетами. И уже в этот организационный период Институт развернул преподавательскую работу для повышения квалификации как своих, так и городских и демобилизованных врачей.

Прошло двадцать лет победоносного социалистического строительства. Вместе со всей страной Институт проделал за эти годы большой и сложный путь развития.

Возникнув в первый год существования Татарской республики, будучи первым в Татарии научным учреждением, организованным Советской властью, Казанский ГИДУВ рос, окреп и вырос в институт всесоюзного значения, известный и за пределами Советского Союза.

Сюда съезжаются врачи и организаторы здравоохранения как из смежных национальных республик (Чувашская, Марийская, Мордовская, Удмуртская и др.), так и из самых отдаленных республик и областей нашей Великой Родины (Камчатки, Приморья и др.).

Казанский Институт усовершенствования врачей по праву может считаться кузницей кадров. Об этом свидетельствуют следующие цифры.

За время существования Института в нем прошли усовершенствование и специализацию 11.356 чел., в том числе из одной только Татарии около 2000 чел.

Динамика роста пропускной способности Института ярко характеризует и возрастающую потребность в усовершенствовании: с 17 врачей в 1922/23 уч. году до 1958 врачей в 1939 г. За первые 15 лет своего существования Институт пропустил 4345 врачей, а за последующие 5 лет 1935— 1939 пропущено 7011 чел.

Такое увеличение производительной мощности Института без ка читального строительства стало возможным в результате использования внутренних рессурсов.

Переоборудованием надворных построек в учебные помещения, расширением общежитий Институт добился в 1939 г. выполнения плана почти удвоенного по сравнению с 1937 г.

Заслуживает быть отмеченной роль Института в подготовке организаторов здравоохранения, которую он начал раньше других в 1931 г. Всего прошло усовершенствование до 1 января 1940 г. — 852 организатора здравоохранения.

Помимо работы с прикомандированными врачами Институт выполняет большую педагогическую работу по проведению сверхплановых курсов (с отрывом и без отрыва от производства) с врачами, средним мед. персоналом, рентгенотехниками по заявкам местных органов здравоохранения и других ведомств (Водтранс, Желдортранс и др.).

Являясь советским вузом со дня организации, Институт имеет славную традицию по увязке своей академической работы с практикой социалистического здравоохранения.

Ряд лет ГИДУВ ведет работу в так называемых учебных точках (филиалах), организованных в различных районах Татарии, Чувашии, Удмуртии. С осени 1938 г. в Татарии организовано 12 межрайонных центров, на базе которых Институт развернул свои филиалы; учебная и консультативная работа систематически проводится в них силами профессорско-преподавательского состава для участковых врачей и среднего мед. персонала.

Тематический план работы охватывает актуальныевопросы.живоинтересующие врачей: 1) организация здравоохранения, 2) борьба с детскими летними поносами и детскими инфекциями, 3) организация родовспоможения и неотложные вопросы акушерства, 4) борьба с инфекционными заболеваниями, 5) трахома и травматизм глаза, 6) переливание крови, 7) борьба с травматизмом и организация хирургической работы на участке, 8) клиника поражения БОВ и другие. По всем разделам ведутся практические занятия и консультации.

Объем работы в филиалах из года в год растет. В 1936 г. выезды еще носили эпизодический характер, в последующие годы эта работа принимает более систематический характер, что видно из следующих цифр: в 1937 году было 30 выездов бригад, в 1938 году — 52 выезда, в-1939 году — 84 выезда, в которых участвовало 149 чел. (профессорско-преподавательского персонала), из них профессоров — 27, доцентов— 56, ассистентов — 66. Помимо toi о — 40 выездов профессорско-преподавательского персонала специально с консультативнойцелью. Работа в филиалах, являющаяся одним из видов осуществления на практике’1 задач медвуза в реализации постановления Правительства об укреплении сельского ^эачебного участка, стала в настоящее время уже неотъемлемой частью учебной работы Института.

Ведя усовершенствование и специализацию в течение двух десятков лет, обогащаясь практическим опытом слушателей, Институт накопил громадный методический опыт, который использован для разработки вопросов методологии усовершенствования врачей; это выразилось в издании специальных сборников и многочисленных статей по вопросам усовершенствования, несомненно сыгравших немалую роль в пропаганде идей усовершенствования врачей в нашей стране.

Учебная работа института не ограничивается обучением курсантов. Располагая квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами и собственной базой, Институт готовил также аспирантов и ординаторов (с трехгодичным курсом обучения) — молодую смену.

В настойТцее время (на 1 января 1940 г.) в Институте обучается 11 аспирантов и 53 ординатора, представляющих по своей численности и особенностям подготовки как бы самостоятельный факультет в системе Института.

За время своего существования Институт подготовил 966 квалифицированных специалистов, используемых в различных местах Союза как на практической, так и на педагогической и научно-исследовательской работе.

Работа в Институте усовершенствования является прекрасной школой и для самого преподавательского состава, о чем свидетельствуют следующие цифры. За двадцать лет подготовлены 41 профессор, 70 доцентов и 306 ассистентов. В Москве, Ленинграде, Самарканде, Сталинграде, Хабаровске, Новосибирске, Симферополе, Махач-Кале, Астрахани, Архангельске, Эреване, Горьком и ряде других городов кафедры медицинских вузов возглавляются воспитанниками Института. Из 26 кафедр Института в настоящее время 13 кафедр возглавляются товарищами, подготовленными в стенах самого Института.

Из года в год ширится подготовка и национальных кадров, что видно из следующей таблицы:

 

На 1/1 1935 г.

На 1/1 1937 г.

На I/I 1940 г.

Категория

Общ.

число

в том числе

Общ. число

в том числе

Общ. число

в том числе

татар

друг. нац. меньш.

татар

друг. нац. меньш.

татар

друг. нац. меньш.

Профессорскопреподав, сост.

Аспиранты, ординаторы и леч. врачи ....

90

113

и

17

18

22,

5 ,8

7 I’/o

111

84

16

18

17

25

4

%

4

171

94

19,

22

31,

3°/о

8 Э’/о

 


Однако, процент этот далеко еще недостаточный. Это обязывает Институт усилить свою работу по вербовке национальных кадров, в чем ему должны помочь и Наркомздрав Татарии путем выделения лучших участковых врачей, и Наркомздрав РСФСР—за счет направления в Институт отличников из числа националов, оканчивающих медвузы.

За время своего существования Институт опубликовал 2.647 научных работ в виде статей, монографий и отдельных изданий. Из года в год растет число диссертационных работ. Только за время с 1935 по январь 1940 г. включительно сотрудниками Института защищено 13 докторских и 34 кандидатских диссертаций, из них за один 1939 г. подготовлено 6 докторских и 16 кандидатских диссертаций. Тематика Института касается ряда актуальных проблем клинической и экспериментальной медицины и вопросов организации здравоохранения. Ряд кафедр сосредоточил свою научно-исследовательскую работу на определенной проблеме, ведя ее разработку в течение многих лет. Так, детская клиника (руководитель заслуженный деятель науки профессор Е. М. Лепский) разрабатывает проблему авитаминозов, нервная клиника (руководитель проф. И. И. Русецкий) изучает патологию вегетативной нервной системы; ведущие темы в хирургических клиниках (завед. проф. Ю. А. Ратнер, В. А. Гусынин)— переливание крови; в клинике военно-полевой хирургии (завед. проф. Г. М. Новиков) — местная анестезия; в центре внимания глазной клиники (проф. А. Н. Мурзин) — вопросы борьбы с трахомой; акушерско-гинекологической (руководитель проф. И. Ф. Козлов) — обезболивание родов; терапевтической клиники (руководитель проф. Р. И. Лепская) — обмен веществ; ортопедической (завед. доц. Л. И. Шулутко) — вопросы травматологии.

За последние годы заметно улучшилось дело с выполнением плановых научных работ:

Годы

Запланировано работ

Осталось после выключения некоторых работ

Процент выполнения

Кроме того, выполнены работы вне плана

1937

145

108

__

59,2

107

1938 

186

156

70,0

60

1939   

193

164

86,0

53

 

За последние годы Институт привлекает к научной работе городских и сельских врачей, оказывая им всестороннюю помощь и руководство. Только за 1939 г. ими защищено 3 кандидатских диссертации. Однако, работа по охвату практических врачей научной работой далеко еще не достаточна.

За время существования Института его коечный фонд вырос с 245 коек в 1920 г. до 540. Кроме того, кафедры Института на базе городских лечебных учреждений дополнительно располагают 813 койками.

Клиники Института, владеющие современными методами диагностики и лечения, пользуются большим авторитетом далеко за пределами Татарии, оказывая высококвалифицированную помощь приезжим больным из сельских районов Татарии и из ряда смежных областей и республик.

Объем лечебной работы Института за 20 лет выражается внушительными цифрами. Через клиники Института по 1/1 1940 г. прошло 156.521 больной, проведших 2.391.079 койко-дней. Через поликлиническую базу клиническими врачами ГИДУВ обслужено 1.752.741 амбулаторный больной. Рентгенокабинетами ГИДУВ проведено 231.279 процедур, физиатрическим кабинетом— 1.221.224 процедур. В лабораториях Института сделано 569.222 исследования.

Необходимо отметить весьма эффективное использование дефицитного коечного фонда: в 1937 г. — на 95,5%, в 1938 г. — на 89,3°/о, в 1939 г.— на 101,5%.

Выполнение плана по койко-дням за этот же период времени видно из следующих цифр: в 1937 г. процент выполнения был 90,68%, в 1938 г.— 92,9%, в 1939 г. — 101,5%.

Начатая в 1938 г. борьба за ускорение оборачиваемости коек также дала положительные результаты. Так, средняя продолжительность пребывания больного на койке снизилась в 1938 г.,—12,53 койкодня вместо 15,41 за 1937 г. Это дало возможность Институту в течение года пропустить на 2.700 больных больше. В 1939 г. произошло дальнейшее снижение этого измерителя до 12,33 (средний по СССР —14).

Институт добился этих успехов в результате следующих мероприятий:

1.Все больные, за исключением срочных случаев, направляются на стационарное лечение из поликлинической базы после предварительного амбулаторного обследования, проводимого в клинических лабораториях (рентген, исследование крови, мочи и др), что не только укорачивает период клинического обследования, но и позволяет в первые же дни приступить к лечению.

2. Во всех случаях, где это возможно, долечивание больных производится в амбулаторных условиях.

3. Рентгеновские кабинеты и лаборатории работают и в вечерние часы.

Значительное внимание Институт уделяет своей поликлинике, обслуживающей район с 130 тыс. населения. Она стала необходимой частью учебно-педагогического процесса, так как здесь подбирается учебный материал. Ведение занятий на амбулаторном материале приблизило преподавание к условиям повседневной работы врача. Кроме того, поликлиника содействует повышению качества внебольничного обслуживания населения, поскольку оно проводится клиническими сотрудниками при постоянной консультации профессорско-преподавательского персонала.

Одним из важнейших итогов работы Института является политический и производственный рост сотрудников, среди которых многие работают в Институте более 10 лет (147 чел., из них профессорскопреподавательского и врачебного персонала 47, среднего обслуживающего и хозяйственного персонала — 100).

За 20 лет создан большой и дружный коллектив энтузиастов дела усовершенствования и специализации врачей. Коллектив этот овладевает не только высотами медицинской науки, но вместе со всей советской интеллигенцией овладевает и теорией марксизма-ленинизма. Многие из сотрудников и воспитанников Института активно участвовали в обороне нашей страны на озере Хасан, на границах Монголии, в боях» с финляндской белогвардейщиной. Этими патриотами, среди которых имеются отмеченные высокими правительственными наградами, по праву гордится весь коллектив Института.

За 20 лет Казанский институт гигантски вырос, как бы отражая рост орденоносной Татарской Автономной Социалистической Советской республики и всей нашей страны. Своим ростом Институт обя зан исключительным условиям, созданным партией и правительством в нашей стране для творческой работы интеллигенции, и постоянной помощи, оказываемой Татарским Областным Комитетом партии и Советом Народных Комиссаров ТАССР.

Детище Советской власти, Казанский ГИДУВ, носит имя величайшего вождя человечества — Владимира Ильича Ленина. Оправдать эту высокую честь своей работой, подъемом ее на еще более высокую ступень является почетной задачей всего коллектива и каждого научного работника Института.

1) Н. А. Семашко. Детище Октября. (К 15-летию Казанского Института усовершенствования врачей им. В. И. Ленина).

2) Профессора М. И. Мастбаум и Т. Д. Эпштейн. „Из истории одного советского вуза“, Казань, 1935 г.

×

About the authors

D. E. Potekhin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Potekhin D.E.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies