On the involvement of medical plots in the study of the rural population in the socio-hygienic respect

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The question of the socio-hygienic study of the rural population is not a new one. Partly attention was paid to this problem even in pre-revolutionary times, and some leading zemstvo public physicians, along with medical and sanitary services for the population in the narrow sense of the word, were engaged in surveying and studying their sites in different directions. At that time they already understood the social nature of diseases and strove to identify the causal relationship between the disease of the population and the social, household and material environment surrounding it. But the social medical direction of the best representatives of zemstvo medicine, which clearly contradicted the spirit of that time, had no economic prerequisite and therefore could not receive its permission.

Full Text

Вопрос о социально-гигиеническом изучении сельского населения не является вопросом новым. Этой проблеме частично уделялось внимание даже в дореволюционное время, и некоторые передовые земские врачи-общественники, наряду с медико-санитарным обслуживанием населения в узком смысле этого слова, занимались обследованием и изучением своих участков в разных направлениях. Они тогда уже понимали социальную природу болезней и стремились к выявлению причинной зависимости между заболеванием населения и окружающей его социально-бытовой и материальной средой. Но общественно-медицинское направление лучших представителей земской медицины, явно противоречащее духу того времени, не имело никакой экономической предпосылки и потому не могло получить своего разрешения. Тем не менее, отдельные работы врачей-общественников,объясняющие социально-классовый характер болезней и отражающие истинное положение дела народного здравия того времени, до сих пор не потеряли своего социально-гигиенического значения. Также сохранили свое значение отдельные выражения: «При царизме даже хинин не помогает от лихорадки», «Русское население голодает, отсюда желудочно-кишечные заболевания, живет в холоде—отсюда заболевания дыхательных путей, живет в грязи—отсюда паразитарные болезни»» Из работ того времени можно указать на известную работу Щербина, установившего зависимость смертности, болезненности и увечья среди сельского населения от земельного обеспечения крестьянских дворов.
Октябрьская революция полностью утвердила проблему зависимости болезней от социальной среды, и вопросы изучения и оздоровления внешней среды, предупреждения болезней, вытекающие из основ медицины как биосоциальной науки, стали практическими вопросами, разрешение которых советская медицина выдвигает в качестве основной своей задачи.
Но если мы обратимся к ближайшему прошлому (уже послеоктябьрский период), то. к сожалению, приходится констатировать, что в изучении сельского населения в социально-гигиеническом отношении большого сдвига мы не имеем, несмотря на то, что живем на 13 году революции. Правда, за это время была создана громадная сеть профилактических учреждений с большим обследовательским аппаратом, последние годы широко применяется посылка различных лечебно-обследовательских отрядов на места, организуются специальные экспедиции по изучению отдельных районов и областей в разных направлениях. При правильном и плановом использовании этих организаций мы могли бы собрать громадный материал, характеризующий санитарное состояние Республики и отдельных ее районов. Однако, нам хорошо известно, что за исключением некоторых, более крупных городов, где эта работа ведется систематически, по определенному плану, и отдельных районов, обследованных специальными экспедициями, социально-гигиеническая физиономия Республики и ее областей до сих пор еще не выявлена, что сильно затрудняет правильное планирование здравоохранения соответственно задачам нового строительства. На опыте составления пятилетнего плана здравоохранения мы убедились, что планирование здравоохранения упирается в разрешение ряда методологических проблем, требующих постановки научно-исследовательских работ (Донской). Разработка системы и типов учреждений, с учетом особенностей каждого района, является основным вопросом планирования и может быть разрешена лишь при правильно поставленной обследовательской работе. Смысл планирования заключается в увязке наших мероприятий с народнохозяйственнымщ культурно-бытовыми и санитарными факторами отдельных районов. Для выявления социально-классовых и производственных моментов в плане требуется установление специальных показателей, что возможно только путем систематического изучения отдельных производственных и социальных групп в санитарнои социальногигиеническом отношении.
Говоря о санитарной статистике, являющейся до сих пор почти единственным источником, откуда мы черпаем необходимые сведения, можно определенно подчеркнуть, что опа не соответствует задачам нового строительства, абсолютно не отражает социально-классовых и производственных моментов. Помимо этогог наш статистический материал не всегда является доброкачественным, регистрирующие инстанции мало интересуются качеством своей продукции, а здравотделы не уделяют достаточного внимания этому вопросу, не руководят работой пизовых организаций, и, за весьма редким исключением, собранный материал не разрабатывается. Если даже статистика в скором времени и будет реорганизована, то при существующем отношении врачебной массы и здравотделов к ней едва ли можно ожидать больших результатов.
Реорганизация дела здравоохранения соответственно новым задачам, осуществление нашей генеральной линии, заключающейся в воспроизводстве и восстановлении рабочей силы, требует планомерного санитарнои социально-гигиенического изучения населения. Только при этом условии мы сумеем правильно наметить план развертывания наших оздоровительных мероприятий и поставить делооздоровления коллектива, увязав его с задачами социалистического строительства.
В городах и крупных промышленных центрах, где имеется достаточно густая сеть профилактических учреждений, уже и лечебные учреждения перешли па диспансерный метод работы, ведутся обследовательские работы по линии смежных ведомств, эта задача легко разрешима, даже без особых затрат. Необходимо толькопланировать работу многочисленных учреждений по линии здравоохранения и, ва избежание параллелизма, согласовать план с отделами труда и коммунального хозяйства, сократив до минимума все ненужное. При этом, разумеется, должно быть обеспечено соответствующее компетентное руководство и централизованная разработка материалов в областном масштабе. У нас разрабатывается не мало вопросов, имеющих-социально-гигиеническое значение, но безучастия представителей гигиены, поэтому они остаются или неизвестными, или нас не удовлетворяют, и мы начинаем их изучать снова. Например, бюджет рабочего, куда входят вопросы питания, жилища и др., изучается отделами объединений статистики труда; питание крестьянства и прочие вопросы изучаются статистическим управлением, но этими данными, за весьма редким исключением, мы не пользуемся или не можем пользоваться за отсутствием существенно-важных, с нашей точки зрения, моментов. Аналогичные работы, выполненные отдельными врачами, тоже не всегда нас удовлетворяют, потому что они мало знакомы с методикой собирания материалов и их разработкой и мало придерживаются установленных правил и норм.
В тех областных центрах, где имеются Институты или Кафедры социальной гигиены, общее руководство должно быть предоставлено им, обеспечив их достаточно квалифицированными работниками, в полном контакте с местными статистическими органами. В других областных центрах, где нет специальных институтов или университетских кафедр, надо поручить руководство близким по характеру к ним учреждениям, пополнив их состав соответствующими специалистами, тем самым будет положено начало созданию Институтов социальной гигиены, которые, по нашему мнению, должны быть в каждом областном центре. Общее руководство социально-гигиенической работой в областных центрах должен взять на себя Государственный институт социальной гигиены РСФСР.
Весьма сложную и трудную задачу представляет из себя организация этого дела в сельских местностях. Если постановка дела в городах и промышленных центрах нас еще далеко не удовлетворяет и требует проведения большой организационной работы, то в сельских местностях мы имеем пустое место. Между тем за последнее время физиономия села сильно изменилась, удельный вес социалистического сектора с каждым дном повышается, что в большой степени заставляет нас усилить свое внимание вопросам изучения и обслуживания деревни. Если не считать наших участковых больниц и врачебно-амбулаторных пунктов, которые ведут текущие наблюдения и собирают материалы, то наиболее испытанным и оправдавшим себя до некоторой степени методом является метод экспедиционного изучения. Отдельные экспедиции, проводимые по комплексному методу, дают вполне доброкачественный материал, характеризующий район обследования в социально-гигиеническом отношении. Но таких экспедиций организуется очень мало, только по отдельным заданиям и для изучения определенных вопросов (например, калмыцкая, дагестанская и другие экспедиции, проведенные Г. инет. соц. гигиены, экспедиция по изучению Мариобласти, мензелинская экспедиция и др.), почему экспедиционный метод и не может быть выдвинут в качестве основного метода массового изучения. В лучшем случае он может дать статику санитарного состояния обследуемого района и положить начало к дальнейшему динамическому изучению (проф. А. В. М о л ь к о в), которое представляет основную задачу.
Массовое стационарное изучение сельского населения, считаем, нужно возложить на сельские участки. При надлежащем руководстве, они вполне справятся с этой задачей. Участковые врачи лучше знакомы с местными условиями, могут проводить эту работу систематически, и собранный ими материал по своему качеству не уступит экспедиционному материалу. Организация этого дела мне представляется в следующем виде: в каждой области (экономический район, автономная республика, область) выделяется около 10% более типичных в социально-экономическом и санитарном отношении врачебно-больничных участков, которые обеспечиваются вторыми (где и третьим) врачами, одним специальным техническим работником из среднего персонала, несколько лучше транспортом и некоторыми специальными предметами оборудования для проведения обследовательской работы. Такие участки можно было бы назвать базисными пунктами по социально-гигиеническому изучению села. Исходя из расчета, что по РСФСР к началу пятилетки в сельских местностях насчитывалось около 2,900 врачебно-больничных участков и около 88—90 миллионов населения, придется организовать 290—300 пунктов, коими будет охвачено около 10% всего сельского населения. Эти цифры являются сугубо ориентировочными, как относящиеся к 1927/28 году. Если базисными пунктами в течение года будет охвачено обследованием только 1О% всего населения участка, что в абсолютных цифрах составит около 3000 человек, мы могли бы собрать колоссальный материал. Короче говоря, годичная работа каждого пунктазаменит РД—2-месячное обследование экспедиционным путем. Поэтому, было-бы вполне достаточно на первое время в каждой области организовать хотя-бы несколько пунктов (3—5) с тем, чтобы к концу пятилетия охватить 1О% всех врачебно-больничных участков.
Вторые или третьи врачи, на которых будет возложена эта работа, хотя они будут вести и общую участковую работу, и технические работники должны получить специальную подготовку, хотя бы в виде краткосрочного стажа при институте или кафедре социальной гигиены или аналогичных учреждениях области поопределенной программе, санкционированной Государственным институтом соц. гигиены. Для врачей вполне возможна даже организация специальных курсов ври ГІІСГ, как это практикуется в отношении других специальностей. Инструктаж, непосредственное руководство и наблюдение за работой базисных пунктов, снабжение их готовыми формами и бланками—все это будет возложено на те областныеучреждения, которые, как выше было указано, будут вести эту работу по всей области под руководством Гос. инет. соц. гигиены. Туда же будет поступать весь собранный материал для окончательной разработки в областном масштабе.
Такой план, по моему мнению, является вполне реальным, и каждый здравотдел в состоянии будет выделить для этого несколько тысяч рублей и к концу пятилетия приспособить 10% больничных участков к выполнению этой работы. Что касается специалистов, то этот вопрос тоже не должен нас особенно пугать: около десятка специалистов для областных центров легко найти из среды кончающих аспирантуру и стажерство при институтах и кафедрах социальной гигиен в крайнем случае можно подыскать подходящих работников на местах.
Теперь несколько остановимся на программе работы базисных пунктов. Правда, говорить о твердой, единой для всех районов программе едва ли возможно, так как каждая область и район, в зависимости от экономических, социально-бытовых и санитарных условий, выработает свою программу, но все жеобщую схему можно наметить.
Прежде всего, нужно дать подробное описание территории того округа или кантона (уезда), где находится данный участок, с указанием на физико-географические и другие особенности, имеющие санитарно-гигиеническое значение. Тут. главным образом, придется базироваться на литературных данных, лишь отчасти на непосредственных наблюдениях. Далее, необходимо составить подробные сведения по форме о населенных пунктах участка с разбивкой по национальному признаку, по количеству населения и по расстоянию от участковой больницы. Существенным разделом программы является изучение самого населения в отношении его статики, динамики, физического развития и физического состояния. Сюда входят: возрастно-половой и национальный состав населения, смертность общая и детская, рождаемость и естественное движение населения по материалам ЗАГС’овг каковым изучением будет охвачено не все население участка, а только известный его процент. Правда, эти материалы разрабатываются по линии Статуправлеипя в областном масштабе, но для нас они представляют большой интерес с точки зрения комплексного изучения. Регистрация причин смерти на основе врачебных удостоверений пока у нас введена только в городах и нет никакого основания рассчитывать на скорое и повсеместное ее введение в сельских местностях. Поэтому, в программу работы пунктов необходимо включить констатирование причин смерти и выдачу удостоверений хотя бы для пунктовых селений (селения^ находящиеся в пределах 2-верстного радиуса), что не представит большого затруднения для населения и не особенно осложнит работу пунктов. Такой материал, разработанный в областном масштабе, даст очень много ценного в отношении заболеваемости и болезненности населения. Кроме того, на базисные пункты будет возложено собирание карточного материала по изучению плодовитости женщин,, переживаемости детей и смертности взрослого населения по формам, разработанным Государственным институтом социальной гигиены. Правда, такой метод изучения указанных проблем пока является новым, немногие знакомы с методикой разработки такого материала, но, как метод широко применяемый ГИСГ при экспедиционных обследованиях, по его примеру и Казанским институтом социальной гигиены, должен быть рекомендован и продвинут на места.
В отношении изучения физического развития населения вообще, сельскогов особенности, постановка дела далеко еще не удовлетворительна: очень МНОГИСУ занимаются антропометрическими измерениями, разрабатывают материал и даже издают в виде научных трудов, но незначительная часть этих „ антропологов “ руководствуется инструкцией Унификационной комиссии, изданной под редакцией проф. Бунака. Второй врач и технический работник во время прохождения стажа должны изучать антропометрию и достаточно хорошо усвоить ее методику с тем, чтобы правильно поставить дело на местах и собрать доброкачественный материал. Относительно количества обследований ориентировочно можно наметить 3000 человек за год, т. е. около 1Оо/о всего населения участка. Возможно, что эта цифра будет снижена, т. к. материал будет разрабатываться в областном масштабе.
Что касается регистрации заболеваний по общестатистической карте, регистрации инфекционных и социально-профессиональных болезней, которые являются обязательными для этих участков, то ответственность за их постановку и наблюдение, за правильность регистраций целиком будет возложена на врача-заведующего больницей (первый врач), но в процессе работы ему должны помогать второй врач и технический работник пункта согласно особой договоренности. Весь карточный материал должен поступать в областной центр для разработки.
Для более углубленного изучения заболеваемости населения и с целью приближения обслуживания к диспансерному методу будет введена посемейно-индивидуальная запись за первое время для пунктовых селений, т. е. по территориальному признаку, или можно по иному принципу, напр., по социально-производственному. При индивидуальной форме крестьянского хозяйства имело большое социально-гигиеническое значение изучение социально-экономического состава населения по установленным формам с целью освещения отдельных санитарных показателей именно в этом разрезе, поэтому такой пункт должен быть включен в программу изучения села, но по отношению к районам сплошной коллективизации, очевидно, будет выработана особая форма учета социально-экономического состава населения.
Обследование жилищно-бытовых условий, а также изучение бюджета питания в социально-производственном и национальном разрезе по выборочному методу, также войдут в программу работы базисных пунктов. Тут количество обследований потребуется небольшое, особенно в отношении питания, но трудность будет заключаться в выборе объектов, которые должны быть вполне типичными и включать все социально-производственные группы. Обследование водоснабжения, нескольких более типичных школ, некоторых общественных учреждений, описание сети медико-санитарных учреждений участка по определенным формам должны войти в план работы пунктов. Вот та краткая схема-программа, по которой будут работать проектируемые базисные пункты.
Этот проект обсуждался на совещании участковых врачей, прикомандированных к Казанскому институту имени В. И. Ленина, и на специальном совещании участковых врачей Татреспублики во время Областного съезда. На этих совещаниях было отмечено, что однократные обследования в некоторых областях проводились даже силами только участковых врачей, но без определенной системы и предварительной подготовки, почти как правило работа носит кампанейский характер, что является основным дефектом во всей этой работе. Некоторыми врачами было указано, как на ненормальное явление, что иногда здравотделы присылают разные анкеты с сотнями вопросов и требуют срочного их заполнения, что является абсолютно невозможным при существующей нагрузке участковых врачей, а иногда в анкетах фигурируют такие вопросы, на которые участковые врачи, при всем своем желании, не могут дать ответ, так как они не компетентны в этих вопросах. Всеми врачами было отмечено, что как материалы специальных обследований, так и другие материалы здравотделами не разрабатываются, не делается никаких выводов и не дается практических указаний, которые весьма желательно было бы иметь на местах.
В результате детального обсуждения предложенного проекта, оба эти совещания пришли к заключению, что постановка вопроса является вполне своевременной, предложенная программа выполнима и необходимо приступить к скорейшему осуществлению плана.

1. Вопрос был предложен Г. А. Баткисом, и Гос. инстит. соц. гигиены мне было поручено разработать план организации постоянного изучения сельского населения в социально-гигиен. разрезе.

×

About the authors

F. G. Mukhamedyarov

State Institute for Improvement. doctors to them. V.I.Lenin in Kazan

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Mukhamedyarov F.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies