Информированность студентов медицинского вуза о расстройствах аутистического спектра

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Актуальность. Уровень информированности будущих врачей — важный фактор, способный в дальнейшем повлиять на качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра. Проблема имеет как научное значение в силу отсутствия подобных исследований в отечественной науке, так и практическое значение для определения проблемных зон в системе педиатрического воспитания.

Цель. Выявить уровень информированности студентов педиатрических факультетов о расстройствах аутистического спектра, методах их диагностики и лечения, технологиях немедицинского вмешательства.

Материал и методы исследования. Была разработана анкета, направленная на выявление информированности студентов-медиков об аутизме, способах его диагностики, маршрутизации пациентов и самооценке знаний. В анкете было 29 вопросов, которые условно можно разделить на блоки: вопросы на знание об аутизме, сценарии действий и маршрутизации, самооценка информированности о расстройствах аутистического спектра, оценка компонентов среды для детей с такими расстройствами, паспортичка; сбор данных осуществляли через Google-формы. В опросе приняли участие 408 студентов педиатрических факультетов 7 российских медицинских вузов Казани, Ярославля, Нижнего Новгорода, Красноярска, Иркутска, Ижевска, Кирова. Опрос проводили в декабре 2020 г. Тип исследования можно определить как анкетный опрос, который осуществляли в два этапа (полевой и аналитический) с декабря 2020 г. по март 2021 г. Анкетирование проводили среди студентов 1–4-го курсов (144 человека), 5-го курса (116 человек) и 6-го курса (125 человек). Выделение подгрупп обусловлено спецификой учебного процесса: до второго семестра 4-го курса студенты-педиатры не изучают дисциплины, связанные с проблемой расстройств аутистического спектра, студенты 5-го курса осваивают неврологию и психиатрию, студенты 6-го курса дополнительно к этому имеют опыт поликлинической практики. Полученные данные обработаны с помощью пакета SPSS.

Результаты. Официально принятую в России на момент проведения опроса медицинскую трактовку расстройств аутистического спектра как группы комплексных дезинтегративных нарушений психического развития указала лишь треть (32,8%) опрошенных студентов-медиков. Другая часть респондентов (28,7%) считает аутизм генетическим нарушением развития нервной системы из-за отсутствия ингибирования определённых генов. Озабоченность вызывает высокая доля студентов (21,1%), определяющих аутизм как задержку психического развития, связанную с социально-педагогической запущенностью. Студенты старших курсов чаще давали более релевантные ответы о факторах расстройств аутистического спектра (χ2=22,318 при p=0,034). Лишь 14,2% студентов смогли указать возраст ребёнка для скрининга риска таких расстройств, 19,1% правильно назвали шкалу, используемую для скрининга. О немедицинских вмешательствах при расстройствах аутистического спектра не знают 71,3% студентов, более 90% не обладают информацией об учреждениях, в которые могут обратиться семьи с ребёнком с аутизмом за профессиональной помощью.

Вывод. Выявлена недостаточная информированность студентов педиатрических факультетов по проблемам расстройств аутистического спектра, вопросам скрининга, вмешательств и маршрутизации детей с -аутизмом.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Лайсан Музиповна Мухарямова

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: l.mukharyamova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5016-6928

докт. полит. наук, проф., зав. каф., каф. истории, философии, социологии

Россия, г. Казань, Россия

Жанна Владимировна Савельева

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: gedier@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1465-0664

докт. социол. наук, доц., каф. общей и этической социологии

Россия, г. Казань, Россия

Список литературы

  1. Всемирная организация здравоохранения. Аутизм. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders (дата обращения 08.11.2022).
  2. Аналитическая справка о численности детей с расстройствами аутистического спектра в субъектах Российской Федерации в 2020 году. Аутизм. Федеральный ресурсный центр. https://autism-frc.ru/education/monitoring/1265 (дата обращения 08.11.2022).
  3. Wallace S, Fein D, Rosanoff M, Dawson G, Hossain S, Brennan L, Como A, Shihet А. A global public health strategy for autism spectrum disorders. Autism Res. 2012;5(3):211–217. doi: 10.1002/aur.1236.
  4. Van’t Hof M, Tisseur C, van Berckelear-Onnes I, van Nieuwenhuyzen A, Daniels AM, Deen M, Hoek HW, Ester WA. Age at autism spectrum disorder diagnosis: A systematic review and meta-analysis from 2012 to 2019. Autism. 2021;25(4):862–873. doi: 10.1177/1362361320971107.
  5. Gaillard A, Charles R, Blanchon YC, Rousselon V. Le médecin généraliste et les “patients experts”: le cas de l’autisme. Médecine. 2013;9(8):375–379. (In French.)
  6. Penney AM, Greenson J, Schwartz IS, Estes AM. “On-Time Autism Intervention”: A diagnostic practice framework to accelerate access. Front Psychiatry. 2022;13:784580. doi: 10.3389/fpsyt.2022.784580.
  7. Locke J, Ibanez LV, Posner E, Frederick L, Carpentier P, Stone WL. Parent perceptions about communicating with providers regarding early autism concerns. Pediatrics. 2020;145(S1):S72–S80. doi: 10.1542/peds.2019-1895J.
  8. Guillon Q, Baduel S, Bejarano-Martín Á, Canal-Bedia R, MagÁn-Maganto M, FernÁndez-Álvarez C, Martín-Cilleros MV, Sánchez-Gómez MC, García-Primo P, Rose-Sweeney M, Boilson A, Linertov ÁR, Roeyers H, van der Paelt S, Schendel D, Warberg CK, Cramer S, Narzisi A, Muratori F, Scattoni ML, Moilanen I, Yliherva A, Saemundsen E, Jonsdottir SL, Efrim-Budisteanu M, Arghir A, Papuc SM, Vicente A, Rasga C, Kafka JX, Poustka L, Kothgassner OD, Kawa R, Pisula E, Sellers T, Posada de la Paz M, Rogé B. Determinants of satisfaction with the detection process of autism in Europe: Results from the ASDEU study. Autism. 2022;26(8):2136–2150. doi: 10.1177/13623613221080318.
  9. Corden K, Brewer R, Cage E. A systematic review of healthcare professionals’ knowledge, self-efficacy and attitudes towards working with autistic people. Review Journal of Autism and Developmental Disorders. 2022;9:386–399. doi: 10.1007/s40489-021-00263-w.
  10. Мухарямова Л.М., Савельева Ж.В., Менделевич В.Д. Информированность российских врачей о расстройствах аутистического спектра (результаты социологического исследования). Неврологический вестник. 2020;52(2):46–51. doi: 10.17816/nb26313.
  11. Kostiukw A, Poniewierski P, Strzelecki W, Samborski W. Assessment of knowledge and awareness of autism spectrum disorder. Рol Merkur Lekarski. 2020;48(248):87–92. PMID: 32352937.
  12. Ellias SD, Shah HR. A study of assessment of knowledge of childhood autism among medical students in Mumbai. Ann Indian Acad Neurol. 2019;22(2):164–169. doi: 10.4103/aian.AIAN_486_17.
  13. Low HM, Zailan F. Medical students’ perceptions, awareness, societal attitudes and knowledge of autism spectrum disorder: an exploratory study in Malaysia. Int J Dev Disabil. 2018;64(2):86–95. doi: 10.1080/20473869.2016.1264663.
  14. Harrison AJ, Slane MM, Hoang L, Campbell JM. An international review of autism knowledge assessment measures. Autism. 2017;21(3):262–275. doi: 10.1177/1362361316638786.
  15. Chansa-Kabali T, Nyoni J, Mwanza H. Awareness and knowledge associated with autism spectrum disorders among University students in Zambia. J Autism Dev Disord. 2019;49(9):3571–3581. doi: 10.1007/s10803-019-04044-7.
  16. Mukhamedshina YO, Fayzullina RA, Nigmatullina IA, Rutland CS, Vasina VV. Health care providers’ awareness on medical management of children with autism spectrum disorder: Cross-sectional study in Russia. BMC Med Educ. 2022;22(1):1–10. doi: 10.1186/s12909-021-03095-8.
  17. Валеева Е.В., Гарапшина Л.Н., Кузнецова И.Б., Мухарямова Л.М., Никитин Д.О., Сабиров И.С., Савельева Ж.В., Сафиуллина Л.Р., Семина И.И., Яхин К.К. Дети с расстройствами аутистического спектра: проблема социальной интеграции в контексте конвергенции биомедицинской и социогуманистической парадигмы знания. Казань: МеДДоК; 2021. 270 с.
  18. Симашкова Н.В., Макушкин Е.В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения). https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/578/klin_rek_autizm_simashkova.pdf (дата обращения: 09.01.2023).
  19. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. М.: Практика; 2019. 208 с.
  20. Российское общество психиатров. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Клинические рекомендации. М.; 2020. 127 с.
  21. Макушкин Е.В., Макаров И.В., Пашковский В.Э. Распространённость аутизма: подлинная и мнимая. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2019;119(2):80–86. doi: 10.17116/jnevro201911902180.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько уверенно вы будете себя чувствовать во время оказания помощи ребёнку с РАС?», показана доля (%) числа опрошенных (n=408), цифры означают оценку уверенности респондента в баллах от 1 (минимальная уверенность) до 10 (максимальная уверенность)

Скачать (20KB)
3. Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Оцените вероятность следующего сценария действий при обнаружении родителями первых признаков аутизма у ребёнка в возрасте от 1 до 3 лет и обращении к участковому педиатру», доля (%) числа опрошенных (n=408)

Скачать (32KB)
4. Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Оцените удовлетворённость объёмом знаний о детском аутизме, методах диагностики, полученных в период ­обучения в вузе от 1 до 5», доля (%) числа опрошенных (n=408), цифры означают оценку респондентом удовлетворённости в баллах от 1 (не удовлетворён) до 5 (полностью удовлетворён)

Скачать (12KB)
5. Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как бы вы оценили следующие компоненты среды для детей с РАС в вашем регионе по 5-балльной шкале?», доля (%) опрошенных (n=408); РАС — расстройства аутистического спектра; цифры означают оценку респондентом компонентов среды в баллах от 1 (очень плохо) до 5 (очень хорошо)

Скачать (60KB)

© 2023 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах