Современное состояние подготовки и повышения квалификации медицинских кадров службы крови

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Существует острая необходимость проведения работы по оптимизации сети учреждений службы крови и решения проблемы укомплектованности высококвалифицированными кадрами - врачами-трансфузиологами, средним медицинским и техническим персоналом. Авторы статьи предлагают ряд мероприятий, способствующих решению этой острой проблемы.

Полный текст

Служба крови - одна из важнейших составных частей отечественного здравоохранения. Сложности социально-экономического характера имели негативные последствия для развития отечественной службы крови. Отсутствие достаточного финансирования привело к тому, что материально-техническая база большинства учреждений службы крови оказалась морально и физически изношенной, что существенно сдерживает внедрение в практику современных мировых и отечественных технологий по обеспечению безопасности и эффективности гемотрансфузионной терапии. Существует острая необходимость проведения работы по оптимизации сети учреждений службы крови (в рамках реструктуризации общей сети здравоохранения) и решения проблемы укомплектованности высококвалифицированными кадрами - врачами-трансфузиологами, средним медицинским и техническим персоналом для учреждений службы крови. Выраженный дефицит квалифицированных кадров обусловлен низким размером заработной платы и отсутствием других форм профессиональной мотивации. Укомплектованность врачами на станциях переливания крови на протяжении последних 3-5 лет остаётся на уровне 60-65%. В большинстве лечебных учреждений отсутствуют освобождённые ставки врачей-трансфузиологов. Выделенные 0,25-0,5 ставки врача-трансфузиолога занимают совместители, у которых зачастую отсутствуют специализация и сертификаты трансфузиологов, что обусловлено длительностью курса переподготовки. Следует отметить ненадлежащую подготовку врачей по вопросам клинической трансфузиологии, которые не рассматривают как на додипломном, так и на последипломном уровне. Следствие этого - консерватизм и отсутствие у практических врачей знаний о современных принципах трансфузионной терапии, вопросах иммунологической совместимости и кровесберегающих технологиях, что неизбежно отражается на качестве лечения больных. Отсутствие института первичной специализации предполагает предшествующий уровень образования по трансфузиологии в рамках знаний, полученных в медицинском высшем учебном заведении по специальности «лечебное дело» с квалификацией «врач». Целевая подготовка медицинских сестёр и студентов 6-го курса медицинских вузов могла бы решить вопрос дефицита врачебных кадров. Подготовка по трансфузиологии включает профессиональную переподготовку, ординатуру, аспирантуру при наличии сертификата по соответствующей специальности с последующим допуском к должности трансфузиолога. Дальнейшее совершенствование подготовки врачей для службы крови возможно только при условии сохранения специальности как базовой по следующим направлениям. 1. Интернатура для выпускников медицинских вузов по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия». Срок обучения 1 год. По окончании обучения выдаётся сертификат по базовой специальности «трансфузиология». 2. Клиническая ординатура для выпускников медицинских вузов по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия». Срок обучения 2 года. Возможна подготовка молодых специалистов после интернатуры по терапии или хирургии с выдачей сертификата врача-трансфузиолога и последующим допуском к работе по специальности. 3. Переподготовка для врачей, имеющих сертификат по одной из специальностей лечебного профиля. Продолжительность курса 560 ч. По окончании выдаётся сертификат по базовой специальности «трансфузиология». 4. Сертификационные циклы для врачей, имеющих сертификат по базовой специальности «трансфузиология». Продолжительность не менее 1 мес, периодичность 1 раз в 5 лет. По окончании выдаётся документ, подтверждающий ранее выданный сертификат. 5. Специализированные сертификационные циклы для врачей, имеющих сертификат по базовой специальности «трансфузиология» и специализацию. Продолжительность не менее 2 мес, периодичность 1 раз в 5 лет. По окончании выдаётся документ, подтверждающий ранее выданный сертификат и специализацию. Реализация подготовки специалистов-трансфузиологов предъявляет высокие требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Педагогические кадры должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой специальности, заниматься научно-исследовательской работой, обладать достаточным педагогическим опытом, стажем работы в трансфузиологии не менее 5 лет, иметь учёную степень кандидата или доктора наук, причём доля докторов наук должна быть не менее 10%. Для совершенствования службы крови, а также закрепления кадров на станциях переливания крови предлагаем следующие направления кадровой политики: - принцип планирования и использования квалифицированных кадров на основе системы сертификации, аттестации специалистов; - работа по целевой подготовке специалистов для станции переливания крови; - внедрение информационных технологий в работу медицинского персонала станции переливания крови; - повышение качества до- и последипломной подготовки врачей; - разработка и апробация унифицированных программ до- и последипломной подготовки кадров врачебного и среднего персонала по вопросам трансфузиологии; - охват сертификацией в 2012 г. не менее 90% врачей и 95% средних медицинских работников; - внедрение новых технологий и стандартов; - создание системы экономического стимулирования медицинских работников; - разработка методических рекомендаций по отбору и найму медицинских кадров на Республиканской станции переливания крови; - проведение научно-практических конференций с участием врачей Республиканской станции переливания крови, сотрудников Казанского государственного медицинского университета и студентов старших курсов; - привлечение в кадровую службу специалистов со знанием маркетинга и менеджмента; - создание социально-бытовых условий для сотрудников Республиканской станции переливания крови (строительство общежития, доступная социальная ипотека и др.); - улучшение материально-технической базы и создание условий для полноценной работы медицинского персонала; - повышение социального статуса врача-трансфузиолога.
×

Об авторах

Рамиль Габдельхакович Тураев

Республиканская станция переливания крови, г. Казань

Гузель Рафаэлевна Хасанова

Республиканская станция переливания крови, г. Казань

Email: grb-1974@mail.ru

Список литературы

  1. Бахтина И.С. Новые подходы к организации непрерывного обучения медицинских сестёр // Главн. мед. сестра. - 2001. - №9. - С. 23-29.
  2. Душенков П.А. Подготовка специалистов в области сестринского дела: оценка качества, пути его повышения // Мед. сестра. - 2000. - №2. - С. 38-42.
  3. Ищенко В.И. Мотивы получения среднего профессионального образования // Проф. образов. - 2002. - №10. - С. 4-6.
  4. Платова Е.Э. Современные проблемы эффективности дополнительного профессионального образования в России // Доп. образов. - 2003. - №4. - С. 36-37.
  5. Селиванов Е.А., Декстер Б.Г., Марченко А.В., Дудкевич И.Г. Актуальные вопросы подготовки трансфузиологов в системе последипломного образования России // Вестн. службы крови Рос. - 2005. - №2. - С. 9-11.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2012 Тураев Р.Г., Хасанова Г.Р.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах