Планирование стоматологических услуг с применением методов маркетинга

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Обосновать применение методов маркетинга в деятельности стоматологических организаций. Методы. За период 2008-2011 гг. проведён социологический опрос 857 пациентов с подробным клиническим обследованием, разработано восемь прогностических моделей. Применяли вариационную статистику, регрессионный анализ, математическое моделирование, экспертный метод. Результаты. В коммерческие стоматологические организации обратились 171 (27,0%) мужчина и 460 (73,0%) женщин. В государственные стоматологические организации обратились 267 (33,0%) мужчин и 459 (67,0%) женщин. Обращаемость женщин к врачам-стоматологам в обоих случаях была выше (р <0,05). Женщины в возрасте 20-29 лет больше предпочитали обращаться в коммерческие стоматологические учреждения (32,0±2,3%), чем в государственные (17,0±1,8%, р <0,001), а мужчины, наоборот, в государственные (37,0±2,4%) по сравнению с коммерческими стоматологическими учреждениями (20,0±2,0%, р <0,001). В возрасте 30-39 лет женщины обращались в государственные стоматологические учреждения (33%) чаще, чем в коммерческие (29%), а мужчины - преимущественно в коммерческие стоматологические учреждения (26%) по сравнению с государственными (17%). Среди причин обращения в коммерческие стоматологические организации первое место занимало отсутствие очередей на приёме: к хирургам 46,1±1,7%, терапевтам 58,3±1,7% и ортопедам 60,0±1,85%; второе место занимал удобный для пациентов график работы: по профилю хирургия 34,2±1,6%, терапия - 26,7±1,5%, ортопедия - 22,0±1,4%, вклад остальных причин не превышал 10,0±1,0%. Предложено восемь прогностических моделей в виде уравнений регрессионного анализа по комплексной оценке влияния факторов, определяющих выбор лечебного учреждения, обращаемость к терапевту-стоматологу, хирургу-стоматологу, ортопеду-стоматологу и ортодонту государственных и частных лечебных организаций. ВЫВОД. Прогностические матрицы, рассчитанные при помощи формул математического анализа, можно использовать при планировании амбулаторной стоматологической помощи, обосновании необходимого количества должностей врачей-стоматологов в государственных и коммерческих стоматологических организациях.

Полный текст

С 1991 г. дефицит государственного бюджетного финансирования здравоохранения усилил коммерциализацию стоматологической службы как одного из самых массовых и дорогостоящих видов медицинской помощи. По обращаемости населения стоматологическая помощь находится на втором месте после терапевтической [2]. Стоматологические услуги становятся всё более техно- и наукоёмкими, а качество - зависимым от применяемых технологий, оснащённости рабочего места, подготовленности специалистов и оплаты их труда, профессиональной ориентации на эффективность оказываемой помощи [1, 5]. Накопленный в мировой практике опыт показывает, что лечебные учреждения альтернативных форм собственности используют более прогрессивные формы организации работы, активнее внедряют новые медицинские технологии [4]. Вместе с тем, исследований, комплексно рассматривающих качество, объём и безопасность стоматологических услуг, недостаточно. Основа маркетинга - результаты изучения нуждаемости, уровня обращаемости, посещаемости населением, которые необходимы для планирования и разработки профилактических программ в рамках национальных проектов. На сегодня в мире можно выделить три группы стран с преобладанием частной, страховой или государственной системы стоматологической помощи населению. Следует отметить, что ни в одной развитой стране не допускают неограниченного развития частной практики. Страховая система из-за лимита видов и объёма услуг в ряде стран всё больше интегрируется с общественной системой. Многочисленные исследования в этой сфере выполнены за рубежом, их не всегда можно полностью адаптировать к отечественным условиям [3, 6]. Цель исследования - обосновать применение методов маркетинга в деятельности стоматологических организаций. Исследование проведено в г. Арзамас Нижегородской области за период 2008-2011 гг. в четыре этапа. На первом этапе проведён социологический опрос населения г. Арзамас с определением отношения к оказанным стоматологическим услугам, а также изучение обращаемости пациентов в зависимости от социальных, экономических, медицинских и других причин. Второй этап состоял в том, что все пациенты были тщательно обследованы врачами-стоматологами - терапевтами, хирургами и ортопедами. На третьем этапе нами была проведена статистическая обработка полученного материала с использованием социально-гигиенических, математических, экспертных методов. На четвёртом этапе разработаны прогностические модели обращаемости пациентов, проведена комплексная экспертная оценка разработанных прогностических моделей в целях определения потребностей в медицинской стоматологической помощи населению, оказываемой в учреждениях государственного и негосударственного секторов здравоохранения. В коммерческие стоматологические организации обратились 171 (27,0%) мужчина и 460 (73,%) женщин. В государственные стоматологические организации обратились 267 (33,0%) мужчин и 459 (67,0%) женщин. Обращаемость женщин к врачам-стоматологам в обоих случаях была выше (р <0,05). Женщины в возрасте 20-29 лет больше предпочитали обращаться в коммерческие стоматологические учреждения (32,0±2,3%), чем в государственные (17,0±1,8%, р <0,001). Мужчины в этом возрасте чаще обращались в государственные стоматологические учреждения (37,0±2,4%) по сравнению с коммерческими стоматологическими учреждениями (20,0±2,0%, р <0,001). В возрасте 30-39 лет женщины обращались в государственные стоматологические учреждения (33%) чаще, чем в коммерческие (29%). Мужчины в этом возрасте предпочитали обращаться в коммерческие стоматологические учреждения (26%) по сравнению с государственными (17%). Для расчёта потребности в специалистах частных стоматологических организаций нами изучены основные социальные, экономические, медицинские факторы, определяющие выбор пациентом специалиста-стоматолога: пол, возраст, уровень образования, ежемесячный доход на одного члена семьи, место жительства, наличие общего медицинского страхования и специализированного стоматологического страхования, медицинские, экономические и социальные мотивы. В качестве социальных причин обращаемости пациентов в коммерческие стоматологические организации нами были взяты удобные территориальное расположение и график работы, отсутствие очередей на приёме, положительные рекомендации и позитивная репутация, прочие обстоятельства. Первое место по значимости для пациентов занимало отсутствие очередей на приёме: к хирургам - 46,1±1,7%, к терапевтам - 58,3±1,7%, к ортопедам - 60,0±1,85%. Второе место принадлежит удобному для пациентов графику работы: хирургия - 34,2±1,6%, терапия - 26,7±1,5%, ортопедия - 22,0±1,4%, вклад остальных причин не превышал 10,0±1,0%. За стоматологической помощью в коммерческие организации обращались в основном лица в возрасте от 20 до 50 лет, чем выше образование пациентов, тем чаще они посещали стоматологов. Достоверные различия между пациентами, обратившимися в коммерческие и государственные стоматологические организации, выявлены по следующим факторам: уровень образования - t=3,497, ежемесячный доход на одного члена семьи - t=9,7, место жительства - t=6,382, экономические причины - t=3,29, социальные причины - t=4,58. Нами предложено восемь прогностических моделей в виде уравнений регрессионного анализа по комплексной оценке влияния факторов, определяющих выбор лечебного учреждения, обращаемость к терапевту-стоматологу, хирургу-стоматологу, ортопеду-стоматологу и ортодонту в государственную и частную лечебную организацию. Приводим одно из уравнений, определяющее обращаемость к врачу-ортопеду-стоматологу государственной стоматологической организации: Y = 0,6 + 0,62х2 - 0,11х3 + 0,03х4 - 0,08х7 - 0,8х8+ + 0,05х9 - 0,02х10 - 0,06х1.3.1 + 0,07х1.3.3 + 0,04х3-5 - - 0,02х3-6 + 0,04х3-7 - 0,04х3-10 + 0,07х3-12 Подставляя коды уровней факторов (х2 - пол, х3 - возраст, х4 - образование, х7 - доход на одного члена семьи, х8 - удобное местоположение клиники, х9 - наличие в составе общей медицинской страховки стоматологической страховки, х10 - наличие отдельной стоматологической страховки, х1.3.1 - экономические причины, х1.3.3 - социальные и другие причины, х3-5 - некариозные поражения и кариес в стадии пятна, х3-6 - необходимость в лечении пародонта, х3-7 - кариес зубов и его осложнения, х3-10 необходимость в хирургическом лечении, х3-12 - пародонтальный индекс), приведённых выше, в уравнение, можно получить адресный прогноз возможной обращаемости к стоматологу-ортопеду государственного лечебного учреждения (при итоговом значении уравнения, равном единице и более, прогноз благоприятен). Подставляя данные, представляющие уровни факторов, из приведённого ранее примера в уравнение множественной регрессии для частных лечебных учреждений, можно рассчитать ожидаемую обращаемость к врачу-стоматологу государственных и частных лечебных организаций. ВЫВОД Прогностические матрицы, созданные при помощи формул математического анализа, можно применять при обосновании необходимого количества врачебных должностей в государственных и коммерческих стоматологических организациях, предварительно создав базы персонифицированных данных для определённого региона.
×

Об авторах

Михаил Юрьевич Киреев

Казанский государственный медицинский университет

Гулиса Загитовна Ахметзянова

Казанский государственный медицинский университет

Email: gulisa_ak@inbox.ru

Ринат Ахмедуллович Салеев

Казанский государственный медицинский университет

Список литературы

  1. Бутова В.Г., Ананьева В.Г., Власов Н.Н. и др. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических учреждений // Вестн. стомат. - 1998. - №1. - С. 5.
  2. Бутова В.Г., Ковальский В.Л., Ананьева Н.Г. Система организации стоматологической помощи населению России. - М.: Медицинская книга, 2005. - 166 с.
  3. Корсун К.Ю. Особенности формирования сети государственных стоматологических учреждений в различных регионах Российской Федерации (предварительный анализ) // Стоматология. - 2002. - №6. - С. 57-60.
  4. Леонтьев В.К., Шиленко Ю.В. Социальная стоматология на современном этапе // Стоматология - 1999. - №1. - С. 5-10.
  5. Леонтьев В.К., Шестаков В.Т., Воронин В.Ф. Оценка основных направлений развития стоматологии. - М.: Медицинская книга; Н. Новгород: НГМА, 2003. - 280 с.
  6. Салтман Р.Б., Фигейрас Д.Ж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий. Пер. с англ. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. - 432 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Киреев М.Ю., Ахметзянова Г.З., Салеев Р.А., 2012

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.