Educational process at the department of ophtalmology of Kazan state medical university. Stages of establishment and set up

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In 2012 it will be 205 years since the teaching of ophthalmology was started in Kazan. Since that time the teaching methodic has passed different stages starting from simple passive teaching to complex interactive teaching using the curricula modules. The method was introduced at the department in 2010 according to the latest state educational standard. The curricula is formed by several modules (practical skills, emergencies in ophthalmology, terminology) that are scored separately. The approach allows to increase the students’ activity at the classes, motivates for advanced reading and out-of-class studying and helps to acquire all the skills and knowledge better.

Full Text

В этом году исполняется 205 лет с начала преподавания теоретического курса глазных болезней студентам-медикам. Первым лектором теоретического курса глазных болезней был профессор анатомии, физиологии и судебной медицины Казанского Императорского университета И.О. Браун (1807). В то время использовали только пассивный метод обучения, занятия по дисциплине ограничивались чистой теорией. Пассивный метод ориентирован на уровень знания и понимания. При этом методе учащиеся выступали в роли слушателей, а преподаватель являлся основным действующим лицом, то есть использовали авторитарный стиль взаимодействия [1, 2]. Более полувека этот метод оставался главным в преподавании офтальмологии, даже несмотря на учреждение самостоятельной кафедры глазных болезней при университете (1867 г., заведующий кафедрой профессор М.В. Никольский). С приходом на заведование кафедрой Е.В. Адамюка (1870) и организацией клиники начал развиваться активный метод обучения студентов. Эта форма преподавания более демократична, учитель и ученики взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, и учащиеся являются не пассивными слушателями, а активными участниками процесса. Так как Емельян Валентиевич сам выполнял большое количество хирургических вмешательств на органе зрения, кроме демонстрации больных, он привлекал студентов к операциям, что позволяло обсуждать те или иные проблемы, возникавшие при их выполнении. В течение долгого времени эта модель преподавания была ведущей на кафедре, она заключалась в проверке знаний у студентов в виде устного опроса и демонстрации больных по теме занятия. С приходом на кафедру профессора Н.Х. Хасановой (1974-1990) стали появляться элементы интерактивного (от англ. inter - между, act - действие) обучения. Во время занятий проходили не только проверка усвоения материала студентами и показ больных, но и использовались ситуационные задачи, ролевые игры, в которых педагог выступал в роли организатора, а студенты напрямую взаимодействовали друг с другом, приобретая практические навыки, оказывая первую помощь. Это позволяло вести обсуждение в группах той или иной проблемы, темы, диагноза, практиковать и отрабатывать умения и навыки, которые в дальнейшем могли пригодиться в реальной жизни. Китайская пословица гласит: «Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Согласно литературным источникам, данный метод обучения увеличивает процент усвоения материала на 50-75% по сравнению с пассивным, когда запоминается только 5-10% материала [1, 2]. В последние годы важным показателем квалифицированного специалиста служит овладение профессиональными компетенциями. Под компетенцией понимают углублённое знание, необходимое для адекватного выполнения задачи в зависимости от конкретных условий. Новая трактовка качества знаний студентов требует и новой разработки технологии преподавания, в связи с чем с 2000 г. на кафедре стали разрабатывать и внедрять проблемно-модульную модель обучения. В настоящее время на кафедре существуют следующие модульные единицы: ургентная офтальмология, офтальмологическая терминология, практические навыки, зачётная контрольная работа в виде компьютерного тестирования. На современном этапе развития образовательных технологий проблемно-модульное обучение является одной из прогрессивных и качественных моделей, позволяющих обучающимся более качественно овладеть профессиональными компетенциями.
×

About the authors

A M Nugumanova

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

Email: Alfiyam@list.ru

G K Khamitova

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

A N Samoilov

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

References

  1. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. - 144 с.
  2. Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2012 Nugumanova A.M., Khamitova G.K., Samoilov A.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies