The stages of the glorious path: to the 200th anniversary of Kazan state medical university

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Aim. To describe the main stages of formation and development of one of the leading scientific and educative medical centers in Russia - Kazan State Medical University. Methods. Comparative historical analysis was applied. Results. The article depicts the main stages of university formation, main scientific interests and outstanding discoveries of the scientists representing Kazan medical school. The main attention is devoted to formation of the clinical education. The specific factors influencing the development of medical faculty of Kazan Emperor’s University and putting in new facilities, including anatomy theatre, laboratories of physiology, university hospital, the participation of medical scientists in foundation and development of leading spheres of public health and hygiene are showed. In this context, the impact of outstanding medical scientists of the second half of the XIX century representing Kazan medical school in development of basic medical sciences is described. The specific development of higher medical education in Kazan during social disasters associated with revolution of the beginning of XX century is characterized. The role of Kazan State Medical Institute in medical training and science development during the Second World War and post-war period is presented. The development of Kazan State Medical Institute (University) during second half of the XX century is described. Conclusion. The modern state of education and researches at Kazan State Medical University as the result of long-term efforts of consolidated team developing 200-year old educational and scientific traditions is described.

Full Text

14 мая 2014 г. медицинская общественность России отмечает 200-летний юбилей казанской медицинской школы. Датой начала высшего медицинского образования в Казани считают день, когда состоялось первое заседание учёного совета медицинского факультета («врачебного отделения, или отделения медицинских наук») Императорского Казанского университета. Медицинский факультет Казанского университета до конца XIX века (1888 г. - основание Томского университета) был единственным центром подготовки врачей для огромного региона - Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сложившиеся на факультете традиции получили своё дальнейшее развитие в Казанском государственном медицинском институте (КГМИ), созданном на основе медицинского факультета в 1930 г., а после 1994 г. - в Казанском государственном медицинском университете. Будучи многофункциональным и многоуровневым государственным высшим учебным заведением, он обеспечивает потребности общества и личности в высшем медицинском образовании, развитии медико-биологических наук, научных медицинских знаниях. Первые крупные труды, написанные по истории медицины в Казани, включали отдельные главы, посвящённые истории медицинского факультета Казанского университета. Эти работы принадлежат перу Н.Н. Булича и Н.П. Загоскина. В конце XIX века увидело свет двухтомное издание Н.Н. Булича «Из первых лет Казанского университета (1805-1819)», основанное на архивных документах. Н.П. Загоскиным к 100-летнему юбилею университета был подготовлен ряд изданий по его истории, в том числе книга «История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования», вышедшая в 1902 г. История КГМИ, его отдельных кафедр рассмотрена в работах М.М. Грана, Ф.Г. Мухамедьярова, В.Н. Терновского, В.В. Треймана. Исследование Н.А. Жучковой было посвящено истории Казанского общества врачей и определению его места в общественной медицине России конца XIX и начала XX века. В 70-80-е годы ХХ столетия увидели свет более 20 монографий и исторических сборников. Одним из наиболее информативных является двухтомник «Казанский медицинский институт», опубликованный в 1989 г. под редакцией Д.М. Зубаирова. Эта книга обобщает опыт советского периода развития историографии высшего медицинского образования в Казани. В постсоветский период институциональный аспект развития казанских медицинских школ представлен в монографии В.Ю. Альбицкого и соавт. «История Казанского государственного медицинского университета» [2]. В итоге многолетней работы коллектива авторов под руководством В.Ю. Альбицкого и Н.Х. Амирова были изданы два фундаментальных труда: «Казанский государственный медицинский университет (1804-2004 гг.). Заведующие кафедрами и профессора: биографический словарь» (2004) и «История Казанского государственного медицинского университета» (2006). Социокультурный аспект истории университетского образования, проблемы университетской повседневности и некоторые особенности организации корпорации учёных-медиков рассмотрены в ряде культурно-антропологических исследований. Среди них можно назвать новаторскую работу А.А. Сальниковой, С.Ю. Малышевой и Е.А. Вишленковой «Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани» [5], а также диссертационные исследования Т.В. Костиной и Л.А. Сазоновой, посвящённые социальным аспектам жизни профессоров университета [9, 13]. О социально-экономической истории университета писали И.П. Кулакова, В.В. Хорошилова и Л.Б. Пономарёва [10]. Эти и многие другие исследования реконструировали уникальный облик исторического пути университетского сообщества как особой корпоративной системы. Императорский Казанский университет был основан императором Александром I. 5 ноября 1804 г. им были подписаны Утвердительная грамота и Устав Казанского университета. Первыми студентами университета стали выпускники Казанской гимназии, на базе которой он первоначально функционировал. Согласно уставу, университет должен был иметь в своём составе четыре факультета, в том числе и отделение врачебных наук с кафедрой скотолечения. Однако только в 1814 г. произошло так называемое «полное открытие» классического университета в составе четырёх отделений: нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных наук и словесных наук. Фактически сразу же возник вопрос о преподавателях отделения врачебных наук. С.Я. Румовский, будучи попечителем Казанского учебного округа, весьма тщательно подбирал педагогический состав отделений. В связи с отсутствием национальных кадров в Казани появились профессора-иностранцы. Среди них видные терапевты К.Ф. Фукс и Ф.Х. Эрдман, анатом И.О. Браун. В числе первых отечественных учёных-медиков из Пермской врачебной управы на должность профессора кафедры патологии, терапии и клиники был приглашён штаб-лекарь И.В. Протасов. Доктор медицины И.П. Каменский, окончивший Московскую медико-хирургическую академию, был назначен в начале 1806 г. на должность профессора кафедры анатомии, физиологии и судебной врачебной науки. До основания Томского университета Казанский университет был самым восточным университетом Российской Империи: в его учебный округ входили Поволжье, Прикамье, Приуралье, Сибирь и Кавказ. Медицинский факультет Императорского Казанского университета стал первым высшим медицинским учебным заведением в России, основанным за пределами столиц. Становление и развитие первого российского медицинского вуза в провинции происходило весьма трудно из-за отсутствия средств и соответствующих кадров, а также из-за неподготовленности общества губернского города Казани. Н.П. Загоскин в своей книге «История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования» писал, что «...Казанский университет вступил в свою жизненную стезю при абсолютном отсутствии каких бы то ни было учебно-вспомогательных учреждений, при полном отсутствии даже необходимейших учебных пособий, и вся созидательная работа первых профессоров оказалась в этом отношении - впереди, сделавшись задачею первых десятилетий его существования» [7]. Потребовалось достаточно длительное время для развития инфраструктуры, прежде чем Казанский университет был открыт окончательно с подразделением преподавания по факультетам. Несмотря на весьма сложные условия периода становления вуза, медицинский факультет Казанского университета сформировался как новый учебный и научный центр российской медицины [4]. В первые десятилетия существования в Казани высшей медицинской школы были созданы основы клинического образования. Медицинский факультет стал местом профессиональной деятельности выдающихся терапевтов и клиницистов: К.Ф. Фукса, Ф.Х. Эрдмана и А.И. Арнгольдта, положивших начало преподаванию и научному освоению клинических дисциплин в Казанском университете. С первых лет существования факультета студенты участвовали в курации пациентов и получали навыки написания истории болезни. В 1830-е годы Императорский Казанский университет становится центром образования и науки, а также одним из источников культурного развития в Казанском учебном округе. Выдающаяся роль в институциональном развитии Императорского Казанского университета принадлежала талантливому организатору и учёному с мировым именем Н.И. Лобачевскому, который, будучи ректором с 1827 по 1846 гг., занимался многочисленными административными и хозяйственными делами - реорганизацией штата преподавателей, строительством новых учебных корпусов, механических мастерских, лабораторий и обсерватории, созданием и развитием университетской библиотеки. Большим событием в жизни медицинского факультета стало строительство и ввод в эксплуатацию анатомического театра (1837) и университетской клиники (1840). С 1830-х годов на смену иностранным специалистам приходят национальные высококвалифицированные научные кадры, среди которых профессора Н.А. Скандовский, Е.Ф. Аристов, А.Е. Лентовский и др. В Казань переселяются уроженцы Польши, входившей тогда в состав Российской Империи: Ф.О. Елачич, Н.О. Ковалевский, В.Ф. Орловский. Наиболее актуальным направлением научных исследований становится разработка некоторых вопросов клинической медицины, например таких, как внедрение в практику физикальных методов обследования больного (аускультация, перкуссия), а также использование асептики и обезболивания. Большое внимание уделяется влиянию на здоровье человека факторов окружающей среды и трудовой деятельности. С уверенностью можно утверждать, что вторая половина XIX и начало XX века - период окончательного становления Казанского университета как авторитетного центра науки и образования Российской Империи, формирования научных школ европейского уровня [1]. Казанские учёные-медики начинают занимать передовые позиции во многих областях медицинской науки, прежде всего в области физиологии и гистологии. Профессура и студенчество постепенно вовлекаются в общественно-политическую жизнь университета и Казанского края, утверждая актуальные для того времени принципы развития науки и образования [12]. Во второй половине XIX века профессора и воспитанники медицинского факультета Казанского университета принимают активное участие в становлении и развитии принципиальных направлений отечественного здравоохранения: общественной и земской медицины, санитарного дела (санитарно-профилактического направления). Российские реформы, проводимые в социальной сфере, затрагивали и сферу здравоохранения. Они сопровождались трудностями и противоречиями. Деятелям земской медицины в Казанской губернии - А.В. Петрову, М.Я. Капустину, И.И. Моллесону, Е.А. Осипову, А.Я. Щербакову - принадлежало первенство в разработке и внедрении в широкую практику некоторых практических аспектов организации здравоохранения, базировавшихся на таких важных принципах, как бесплатность, общедоступность медицинской помощи, санитарно-профилактическая направленность в охране здоровья населения [14]. В Казани была организована первая в стране кафедра гигиены и сформирована гигиеническая научная школа. У её истоков стоял профессор А.И. Якобий. Казанские гигиенисты занимались исследованием санитарно-эпидемиологического состояния Поволжья, разрабатывая основы создания специализированной санитарно-эпидемиологической службы в России. Это обусловило ведущую роль казанских врачей и учёных в деле становлении земской санитарии [14]. Представители плеяды выдающихся профессоров-медиков второй половины XIX века стали основоположниками многих научных направлений и дисциплин. Имена биохимика А.Я. Данилевского, гистолога К.А. Арнштейна, физиологов Ф.В. Овсянникова и Н.А. Ковалевского, фармакологов А.А. Соколовского и И.М. Догеля, патофизиолога В.В. Пашутина, гигиенистов А.И. Якобия и И.П. Скворцова, окулиста Е.В. Адамюка прославили медицинскую школу Казани. Здесь ярко проявили свои научные и профессиональные дарования профессора Н.А. Виноградов, А.Н. Казем-Бек и С.С. Зимницкий (терапия), Л.Л. Левшин и В.И. Разумовский (хирургия), И.М. Гвоздев (судебная медицина), А.Г. Ге (дерматовенерология), В.М. Бехтерев и Л.О. Даркшевич (психоневрология) [8]. Основными событиями в истории медицинского факультета конца XIX и начала XX века стали переход фундаментальных медико-биологических наук на экспериментальные основы и развитие клинического метода на базе естественнонаучных принципов. Важным стал период строительства первого в России специализированного здания физиологических лабораторий, а также введение в эксплуатацию бактериологического института [2]. 27 января 1900 г. в четырёх просторных зданиях были торжественно открыты акушерско-гинекологическая, хирургическая, кожно-венерологическая, глазная и детская университетские клиники, ставшие основными базами медицинского факультета. События 1917 г. привели к распаду Российской империи и образованию нового государства - Союза Советских Социалистических Республик. Все сферы жизни общества, включая область народного образования, были перестроены в корне. Следует отметить драматический характер влияния гражданской войны на дальнейшее функционирование Казанского университета в целом и преподавательского персонала в частности. [11]. Подавляющее большинство учёных Казанского университета были едины в положительной оценке политической деятельности Временного правительства и поддержке идеи парламентского устройства страны при помощи выборов в Учредительное собрание. Эти учёные отстаивали университетскую автономию и не скрывали своего отрицательного отношения к большевистским экспериментам с переустройством высшей школы. 9 декабря 1917 г. учёный совет Казанского университета присоединился к своим коллегам из Харькова, осудившим большевиков. Учёные выступали за продолжение участия в войне, так как опасались, что заключение сепаратного мира с Германией оторвёт Россию от мирового цивилизованного сообщества [11]. В этот период осложняется и социальная обстановка в Казани. Преподаватели-медики вынуждены были бороться не только с бытовыми неурядицами, но и со свирепствующими эпидемиями. Несмотря на трудности организационного плана, медико-профилактические мероприятия, направленные на локализацию эпидемий, были весьма успешными. В 1920-х годах ситуация обострилась и в академической среде. Многие профессора покинули университет и город с войсками освободительных армий. Только на 8 из 24 кафедр медицинского факультета сохранялась стабильность в руководстве. Резко увеличилось количество студентов из рабоче-крестьянской среды, составлявших к 1930 г. более 60%. Учёные университета в Казани продолжали заявлять о себе научными открытиями и клиническими достижениями, в их числе гистолог А.Н. Миславский, микробиолог В.М. Аристовский, терапевты М.Н. Чебоксаров и Н.К. Горяев, хирурги А.В. Вишневский и В.Л. Боголюбов, акушер-гинеколог В.С. Груздев, психиатр Т.И. Юдин, окулист В.В. Чирковский [2]. Развитие медицинской науки и практики, профилирование и выделение новых отраслей в медицине, а также сложная эпидемиологическая ситуация во всей стране в 20-е годы ХХ века стали основанием для создания новых кафедр. Помимо организации новых теоретических и клинических кафедр, которыми заведовали молодые и талантливые учёные, развивалось направление профилактической медицины, что стало характерным признаком советского здравоохранения [6]. В 1930 г. из структуры Казанского государственного университета был выделен медицинский факультет, получивший статус самостоятельного института - КГМИ. В 1931 г. было принято постановление правительства «О медицинских кадрах». Благодаря этому с 1931-1932 гг. была внедрена новая форма подготовки врачебных кадров из средних медицинских работников, которые учились на базе крупных лечебных учреждений в так называемых «больницах-вузах» без отрыва от производства. Впоследствии эта форма подготовки врачей была преобразована и реорганизована в вечерние отделения в медицинских институтах. После начала Великой Отечественной войны для медицинских институтов был выработан новый учебный план с целью сокращения времени подготовки врачей. В то же время учебный процесс был осложнён нехваткой профессорско-преподавательского состава, в большом количестве добровольно ушедшего на фронт [6]. КГМИ подчинил учебные, научные, лечебные, хозяйственные и воспитательные направления своей деятельности одной великой цели - победе в этой войне. Казанские медики работали в многочисленных эвакуационных госпиталях, обустроенных по всему городу. Повсюду - в зданиях школ, институтов, государственных учреждениях - медицинские работники и сотрудники КГМИ обеспечивали полный цикл работы с ранеными, начиная от круглосуточного приёма эшелонов с ранеными, завершая проведением сложнейших операций. План научно-исследовательской работы включал исследования по тематике оборонного значения и скорейшего возвращения в строй больных и раненых военнослужащих [15]. В работу включились фактически все хирургические и терапевтические кафедры, клиники нервных, глазных и ЛОР-болезней, ряд теоретических кафедр (физиологии, патологической физиологии, гистологии и др.). Учёные проводили лечебную, научную и санитарно-профилактическую работу также за пределами вуза и эвакуационных госпиталей: преподаватели КГМИ выезжали в населённые пункты Татарии, посещали городские заводы [15]. В 1941-1944 гг. было выполнено 208 научных работ, защищено 5 докторских (в том числе диссертации В.Н. Мурата, В.В. Громова, С.С. Шульпинова) и 10 кандидатских (в том числе диссертации Е.С. Нагорбиной, А.Н. Юнусовой, Г.А. Жарковского, М.К. Садыковой, Ю.А. Остроумова) диссертаций. Многие профессора, учёные-выходцы из КГМИ стали членами-основателями Академии медицинских наук (АМН) СССР (В.Н. Терновский, В.В. Чирковский, А.В. Вишневский), членами-корреспондентами АМН СССР (А.Д. Адо и А.В. Кибяков) [15]. Послевоенный период стал временем восстановления нормальной организации учебного процесса, развитием основ мирной медицины. История КГМИ этого и последующего периодов богата событиями и достижениями, как в научной, так и в учебной областях. В этот период вуз был награждён орденом Трудового Красного Знамени, ему было присвоено имя С.В. Курашова - выдающегося выпускника, директора КГМИ, Министра здравоохранения РСФСР и СССР, одного из основателей Всемирной организации здравоохранения. Важным событием в истории университета тех лет стало открытие в 1960 г. Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ). Её организатором и первым заведующим был кандидат медицинских наук В.Н. Швалёв. В ЦНИЛ были созданы патофизиологическая, биохимическая, морфологическая, а затем и гигиеническая группы. Для успешного развития лаборатории на первоначальном этапе большое значение имела деятельность талантливых молодых исследователей, будущих известных казанских учёных, профессоров: биохимика Д.М. Зубаирова, физиолога Г.И. Полетаева, гигиениста В.П. Камчатнова. Под руководством профессора Д.М. Зубаирова она исследовала роль тканевых факторов сосудистой стенки в регуляции свёртывания крови в норме и при экстремальных геморрагических состояниях. Результаты исследований легли в основу всемирно признанной теории непрерывного свёртывания крови. В эти годы были построены и введены в строй новый учебный корпус, два студенческих общежития, открыты новые факультеты: фармацевтический (1975), социальной работы (1991), менеджмента и высшего сестринского образования (1994), продолжало увеличиваться число кафедр (в 1945 г. - 45 кафедр, в 1964 г. - 48, в 1994 г. - 66). В 1994 г. КГМИ получил новый статус и был переименован в Казанский государственный медицинский университет. В сложный период 90-х годов XX столетия, несмотря на противоречивую государственную политику и системный социально-экономический кризис в стране, университет выстоял с честью, не только сохранил профессорско-преподавательский коллектив, но и модернизировал организационную структуру, адаптировал и видоизменил учебный процесс согласно новым требованиями и государственным стандартам, увеличил число научных разработок и исследований, а также расширил контингент учащихся, в том числе и за счёт иностранных граждан. Именно в эти годы в Казанском медицинском университете была заложена основа для формирования системы непрерывного профессионального медицинского образования. В настоящее время Казанский государственный медицинский университет возглавляет научно-образовательный кластер (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6.07.2011 №546 «О создании научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации»), на базе которого решаются вопросы планирования и подготовки кадров здравоохранения в республике, выстраивается единая система от довузовской подготовки до дополнительного образования специалистов, то есть осуществляется весь комплекс мероприятий по максимальной профориентации, отбору и адаптации обучающихся к реалиям современной системы здравоохранения в Республике Татарстан и Российской Федерации. Взаимодействие с базовыми клиническими учреждениями осуществляется на основе работы клинических советов, коллегиальных органов, включающих представителей вуза и медицинских организаций. На сегодняшний день успешно функционируют клинические советы при Республиканской клинической больнице, Детской республиканской клинической больнице, стоматологической поликлинике Казанского государственного медицинского университета, Больнице скорой медицинской помощи. Развитие научных и образовательных традиций, сложившихся в Казани, сегодня осуществляют профессорско-преподавательские коллективы Казанского государственного медицинского университета, Казанской государственной медицинской академии, института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского медицинского колледжа. Наследниками славы казанской медицинской школы по праву являются все выпускники медицинского факультета Казанского университета, КГМИ, Казанского государственного медицинского университета за всё время её существования. Более 60 тысяч человек с честью выполнили и выполняют свой профессиональный долг. Врачи, провизоры, организаторы социальной работы с населением, менеджеры здравоохранения стали кадровым оплотом отрасли здравоохранения и социальной защиты в Российской Федерации, достоянием образовательных медицинских учреждений Казани. Именно они - главный результат работы сплочённого творческого коллектива Казанского государственного медицинского университета (института, факультета).
×

About the authors

A S Sozinov

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

A Yu Ivanov

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

R G Ivanova

Kazan State Medical University, Kazan, Russia

Email: ReginaKSU@yandex.ru

References

  1. Альбицкий В.Ю. Казанский государственный медицинский университет: этапы двухвекового пути, итоги и задачи изучения его истории // Казан. мед. ж. - 2006. - №4. - С. 241-250.
  2. Альбицкий В.Ю., Амиров Н.Х., Созинов А.С., Галлямов А.Б. История Казанского государственного медицинского университета. - Казань: Магариф, 2006. - 374 с.
  3. Альбицкий В.Ю., Галлямов А.Б., Хабриев Р.У. Очерки по истории казанской медицинской школы. - Казань: Магариф, 1991. - 101 с.
  4. Булич Н.Н. Из первых лет Казанского университета, 1805-1819. - Казань: Типо-лит. Имп. Казан. ун-та, 1891. - 807 с.
  5. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани. - Казань: КГУ, 2005. - 498 с.
  6. Ерегина Н.Т. Подготовка медицинских кадров в высшей школе России в 1917 - начале 1950-х гг.: Автореф. дисс. доктора. ист. наук. - СПб., 2010. - 23 с.
  7. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования 1804-1904. - Казань: Типо-лит. Имп. Казан. ун-та, 1902. - Т. 2. - 743 с.
  8. Исмагилов М.Ф., Амиров Н.Х., Созинов А.С., Менделевич Д.М. Жизнь и научная деятельность В.М. Бехтерева в Казани // Казан. мед. ж. - 2007. - №5. - С. 515-517.
  9. Костина Т.В. Мир университетского профессора Казани. 1804-1863: Дис. канд. ист. наук. - Казань, 2007. - 226 с.
  10. Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели. Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. - М.: Новый Хронограф, 2006. - 336 с.
  11. Литвин А.Л. Учёные Казанского университета во время смены политических режимов. В кн.: Власть и наука, учёные и власть. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2003. - С. 124-132.
  12. Романовский С.И. Наука под гнётом российской истории. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 338 с.
  13. Сазонова Л.А. Повседневность казанского профессора. 1863-1918: Дис. канд. ист. наук. - Казань, 2009. - 217 с.
  14. Салимова Э.И. Земская медицина в Казанской губернии в пореформенный период // Вестн. ТГГПУ. - 2008. - №1. - С. 14-21.
  15. Худякова Р.А., Ластина Г.А. Казанский медицинский институт в годы Великой Отечественной войны. - Казань: Изд-во КГМИ, 1973. - 23 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2014 Sozinov A.S., Ivanov A.Y., Ivanova R.G.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies