Источники и объёмы финансового обеспечения медицинской помощи в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценка финансовой обеспеченности государственных гарантий предоставления медицинской помощи лицам, содержащимся в местах лишения свободы. Методы. В исследовании оценивали общий уровень финансового обеспечения пенитенциарного сектора здравоохранения и вклад отдельных источников в общей структуре финансирования медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России. Результаты. Общий объём финансирования пенитенциарного сектора здравоохранения с 2009 г. возрос в 2 раза и в 2011 г. составил 3 861 568,7 тыс. руб. Подушевое государственное финансирование лиц, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России, составило 3844,0 руб. на 1 человека в год, что в 2,34 раза выше показателей 2009 г. В то же время, несмотря на увеличение общего объёма финансирования, по-прежнему сохраняется значительный разрыв по сравнению с объёмами финансирования национального здравоохранения. Вывод. Полученная информация даёт объективную картину состояния финансового обеспечения пенитенциарного сектора здравоохранения и необходима при совершенствовании системы медико-санитарного обеспечения в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России.

Полный текст

Обеспечение качественной и полноценной медицинской помощью лиц, содержащихся в местах лишения свободы, - важнейшая составная часть социально-экономической политики государства в рамках заботы о здоровье нации и неотъемлемое право осуждённых к лишению свободы на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях отбывания наказания. Несмотря на проводимые в последние десятилетия реформы, в ведомственном пенитенциарном здравоохранении не произошло достаточных позитивных изменений по обеспечению должных медико-социальных гарантий лицам, содержащимся под стражей, что остро обозначило многочисленные проблемы медицины пенитенциарной системы, требующие последовательного анализа и принятия управленческих решений. Одна из ключевых проблем отечественной пенитенциарной медицины - значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением. Между тем затраты, необходимые для обеспечения гарантии бесплатного медицинского обслуживания населения, с каждым годом увеличиваются вследствие появления новых фондоёмких медицинских технологий и новых дорогостоящих лекарственных препаратов [2]. Кроме того, особенности социального статуса содержащегося в учреждениях Уголовно-исполнительной службы (УИС) обслуживаемого контингента, представленного в значительной массе выходцами из маргинальных слоёв населения, обусловливают формирование достаточно большого кластера больных хроническими и социально значимыми заболеваниями. В настоящее время в национальном здравоохранении сложилась модель финансирования расходов на оказание медицинской помощи, при которой формируется консолидированный бюджет, включающий государственные и негосударственные (коммерческие) источники финансирования. В настоящее время в УИС доля бюджетной составляющей в общем объёме финансирования медицинской помощи составляет не менее 95,0%, что позволяет говорить о значительном превалировании одного источника - государственного федерального финансирования. Бюджетное финансирование в учреждениях национального здравоохранения также представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской деятельности, объём которого достигает приблизительно 70% всего объёма финансирования. Однако, в отличие от медицинской службы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, поступление этих средств осуществляется по двум каналам - непосредственно из бюджета субъекта Федерации и из средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Общий объём финансирования пенитенциарного сектора здравоохранения с 2009 г. возрос в 2 раза и в 2011 г. составил 3 861 568,7 тыс. руб. Подушевое государственное финансирование лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, составило 3844,0 руб. на 1 человека в год, что в 2,34 раза выше показателей 2009 г. [4, 5]. Между тем, несмотря на значительную оптимизацию медицинского снабжения в пенитенциарной системе за последние 3 года, до сих пор по сравнению с государственным финансированием национального здравоохранения объём государственного финансирования пенитенциарного сектора здравоохранения в 2,75 раза ниже. В частности, в 2011 г. на финансирование Программы государственных гарантий населению в среднем было затрачено 10 596,99 руб. на 1 человека в год, из которых прямые федеральные инвестиции составили 2345,56 руб., финансирование из бюджетов региона - 3975,82 руб., из бюджета территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках обеспечения обязательного медицинского страхования - 4275,61 руб. Ввиду недостаточности объёма государственного финансирования медицинской помощи населению в рамках Программы государственных гарантий населению (не более 60% потребности) лечебно-профилактическими учреждениями привлекаются негосударственные средства из различных источников поступления, куда относятся средства страховых компаний, доходы населения и предприятий, направленные на оплату медицинских услуг пожертвования и т.п. По данным Федеральной службы государственной статистики [4], в структуре расходов населения расходы на здравоохранение за исследуемый период имели тенденцию к росту и в 2011 г. составили 3,8%, или 9439,51 руб. на 1 человека в год. Кроме того, в рамках добровольного медицинского страхования, осуществляемого в 95% случаев предприятиями, в 2011 г. затрачено 664,96 руб. на 1 жителя страны [1]. В итоге объём негосударственного финансирования медицинской помощи населению страны в 2011 г. составил 10 104,47 руб. на 1 человека в год, что немногим уступает объёмам государственного финансирования - на 4,8%. В соответствии с действующим законодательством, осуждённые и лица, содержащиеся под стражей, находятся на полном обеспечении государства, включая предоставление бесплатной медицинской помощи, в связи с чем предоставление платных услуг в медицинских учреждениях (подразделениях) ФСИН России не предусмотрено. Однако осуждённые и лица, содержащиеся под стражей, могут использовать личные сбережения для получения медицинской помощи в сторонних медицинских организациях, а также покупки родственниками осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, необходимых лекарственных средств, медицинского оборудования и инвентаря с последующей передачей их пациенту, если на то есть показания и рекомендации врача. Провести точный анализ этих цифр в УИС России сложно. По результатам проведённого опроса, осуществлённого в одном из территориальных образований России, возможностью самостоятельной оплаты услуг и лекарственных средств воспользовались около 12,5% осуждённых и лиц, содержащихся под стражей. Однако необходимо отметить, что закупленные родственниками лекарственные средства и инвентарь реально использованы осуждёнными и лицами, содержащимися под стражей, в значительно меньшей мере (не более 6%), что обусловлено в основном режимными требованиями (риском передачи наркотических средств, фальсификата лекарственных средств), а также отсутствием показаний для применения переданных лекарственных средств. По приблизительным подсчётам, подушевые расходы осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, на самостоятельное приобретение лекарственных средств и получение медицинской помощи в сторонних медицинских организациях не превысило 300 руб. на 1 человека в год. Несмотря на отсутствие в медицинских учреждениях (подразделениях) ФСИН России платных медицинских услуг, существуют некоторые механизмы получения негосударственных средств, например получение гуманитарной помощи. Однако общий вклад её крайне незначителен и в 2011 г. составил 1,05% объёма финансирования, или 53,5 руб. на 1 человека в год. Существующий объём финансирования ведомственной пенитенциарной медицины значительно уступает объёмам финансирования национального здравоохранения. В частности, в 2011 г. суммарные затраты из всех источников финансирования (государственное, личные средства, гуманитарная помощь) на 1 человека в системе национального здравоохранения составили 20 701,46 руб., а в учреждениях УИС - 4197,30 руб., что в 4,9 раза ниже. Современная политика в области финансирования здравоохранения в нашей стране имеет тенденцию к увеличению объёма финансирования из средств обязательного медицинского страхования, долю которого планируют довести до 60%. С целью создания механизма, обеспечивающего условия для проведения единой общегосударственной политики в области финансирования системы здравоохранения, в настоящий момент предпочтение отдают модели одноканального финансирования. Её сущность заключается в перераспределении потоков финансирования в единый центр - территориальные фонды обязательного медицинского страхования, при этом поступление средств в лечебно-профилактические учреждения будет осуществляться через страховые медицинские организации [3]. Такое перераспределение коснётся и лечебно-профилактических учреждений министерств и ведомств, включая ФСИН России, что потребует значительных реорганизационных мероприятий с целью приведения медицинских учреждений (подразделений) к принятым в национальном здравоохранении стандартам (включение в реестр, переход на федеральные стандарты оказания медицинской помощи и т.д.). Это в полной мере коснётся и вопросов финансирования системы оказания медицинской помощи в УИС. ВЫВОДЫ 1. Существующие на сегодня проблемы, связанные со спецификой социального положения содержащихся в тюрьмах, исправительных колониях и следственных изоляторах России граждан, не позволяют в полной мере обеспечить гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, что требует дальнейшего поиска решения описанной проблемы. 2. Полученная информация даёт объективную картину состояния финансового обеспечения пенитенциарного сектора здравоохранения и необходима при совершенствовании системы медико-санитарного обеспечения в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России.
×

Об авторах

Алексей Михайлович Туленков

Филиал НИИ Федеральной службы исполнения наказаний, г. Ижевск

Email: filialniifsin@mail.ru

Сергей Борисович Пономарёв

Филиал НИИ Федеральной службы исполнения наказаний, г. Ижевск

Список литературы

  1. Басова О., Комлева Н., Янин А. Рынок ДМС и рейтинг ЛПУ: качество диктует стоимость. - http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/10032011_dms.pdf (дата обращения: 22.08.2012).
  2. Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы. Независимый институт социальной политики. - М.: Пробел-2000, 2002. - С. 7.
  3. Дуганов М.Д., Шабунова А.А., Калашников К.Н. Одноканальное финансирование здравоохранения: сущность, проблемы, перспективы // Здравоохранение. - 2011. - №7. - http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=77431 (дата обращения: 11.09.2012).
  4. Ежегодные отчёты об исполнении федерального бюджета // Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru (дата обращения: 15.08.2012).
  5. Реймер А.А. Итоги 2011 года и задачи на 2012 год // Информационно-аналитический ежемесячник Академии ФСИН России. - 2012. - Выпуск 2, №7. - С. 1-4. - http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=28904 (дата обращения: 15.08.2012).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2013 Туленков А.М., Пономарёв С.Б.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах