Sources and amounts of financial support for medical care in the institutions of the federal penitentiary service

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Aim. To evaluate the state financial guarantees for providing medical care to prisoners of penitentiary institutions. Methods. The general assessment of actual state funding of penitentiary healthcare as well as the shares of separate sources in funding of penitentiary healthcare at facilities of Russian Federal Penitentiary Service. Results. The combined funding of penitentiary healthcare increased up to 3 861 568.7 thousands of rubles in 2011 (twofold compared to 2009). Per capita funding was equal to 3844.0 rubles per year per Russian Federal Penitentiary Service facilities prisoner - 2.34 times higher compared to 2009. Hence, despite the total funding increase, the handicap compared to national healthcare funding is still huge. Conclusion. The gained data provides a real-time picture of the penitentiary healthcare funding and is necessary for improvement of medical and sanitary services in the Russian Federal Penitentiary Service institutions.

Full Text

Обеспечение качественной и полноценной медицинской помощью лиц, содержащихся в местах лишения свободы, - важнейшая составная часть социально-экономической политики государства в рамках заботы о здоровье нации и неотъемлемое право осуждённых к лишению свободы на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях отбывания наказания. Несмотря на проводимые в последние десятилетия реформы, в ведомственном пенитенциарном здравоохранении не произошло достаточных позитивных изменений по обеспечению должных медико-социальных гарантий лицам, содержащимся под стражей, что остро обозначило многочисленные проблемы медицины пенитенциарной системы, требующие последовательного анализа и принятия управленческих решений. Одна из ключевых проблем отечественной пенитенциарной медицины - значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовым обеспечением. Между тем затраты, необходимые для обеспечения гарантии бесплатного медицинского обслуживания населения, с каждым годом увеличиваются вследствие появления новых фондоёмких медицинских технологий и новых дорогостоящих лекарственных препаратов [2]. Кроме того, особенности социального статуса содержащегося в учреждениях Уголовно-исполнительной службы (УИС) обслуживаемого контингента, представленного в значительной массе выходцами из маргинальных слоёв населения, обусловливают формирование достаточно большого кластера больных хроническими и социально значимыми заболеваниями. В настоящее время в национальном здравоохранении сложилась модель финансирования расходов на оказание медицинской помощи, при которой формируется консолидированный бюджет, включающий государственные и негосударственные (коммерческие) источники финансирования. В настоящее время в УИС доля бюджетной составляющей в общем объёме финансирования медицинской помощи составляет не менее 95,0%, что позволяет говорить о значительном превалировании одного источника - государственного федерального финансирования. Бюджетное финансирование в учреждениях национального здравоохранения также представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской деятельности, объём которого достигает приблизительно 70% всего объёма финансирования. Однако, в отличие от медицинской службы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, поступление этих средств осуществляется по двум каналам - непосредственно из бюджета субъекта Федерации и из средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Общий объём финансирования пенитенциарного сектора здравоохранения с 2009 г. возрос в 2 раза и в 2011 г. составил 3 861 568,7 тыс. руб. Подушевое государственное финансирование лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН России, составило 3844,0 руб. на 1 человека в год, что в 2,34 раза выше показателей 2009 г. [4, 5]. Между тем, несмотря на значительную оптимизацию медицинского снабжения в пенитенциарной системе за последние 3 года, до сих пор по сравнению с государственным финансированием национального здравоохранения объём государственного финансирования пенитенциарного сектора здравоохранения в 2,75 раза ниже. В частности, в 2011 г. на финансирование Программы государственных гарантий населению в среднем было затрачено 10 596,99 руб. на 1 человека в год, из которых прямые федеральные инвестиции составили 2345,56 руб., финансирование из бюджетов региона - 3975,82 руб., из бюджета территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках обеспечения обязательного медицинского страхования - 4275,61 руб. Ввиду недостаточности объёма государственного финансирования медицинской помощи населению в рамках Программы государственных гарантий населению (не более 60% потребности) лечебно-профилактическими учреждениями привлекаются негосударственные средства из различных источников поступления, куда относятся средства страховых компаний, доходы населения и предприятий, направленные на оплату медицинских услуг пожертвования и т.п. По данным Федеральной службы государственной статистики [4], в структуре расходов населения расходы на здравоохранение за исследуемый период имели тенденцию к росту и в 2011 г. составили 3,8%, или 9439,51 руб. на 1 человека в год. Кроме того, в рамках добровольного медицинского страхования, осуществляемого в 95% случаев предприятиями, в 2011 г. затрачено 664,96 руб. на 1 жителя страны [1]. В итоге объём негосударственного финансирования медицинской помощи населению страны в 2011 г. составил 10 104,47 руб. на 1 человека в год, что немногим уступает объёмам государственного финансирования - на 4,8%. В соответствии с действующим законодательством, осуждённые и лица, содержащиеся под стражей, находятся на полном обеспечении государства, включая предоставление бесплатной медицинской помощи, в связи с чем предоставление платных услуг в медицинских учреждениях (подразделениях) ФСИН России не предусмотрено. Однако осуждённые и лица, содержащиеся под стражей, могут использовать личные сбережения для получения медицинской помощи в сторонних медицинских организациях, а также покупки родственниками осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, необходимых лекарственных средств, медицинского оборудования и инвентаря с последующей передачей их пациенту, если на то есть показания и рекомендации врача. Провести точный анализ этих цифр в УИС России сложно. По результатам проведённого опроса, осуществлённого в одном из территориальных образований России, возможностью самостоятельной оплаты услуг и лекарственных средств воспользовались около 12,5% осуждённых и лиц, содержащихся под стражей. Однако необходимо отметить, что закупленные родственниками лекарственные средства и инвентарь реально использованы осуждёнными и лицами, содержащимися под стражей, в значительно меньшей мере (не более 6%), что обусловлено в основном режимными требованиями (риском передачи наркотических средств, фальсификата лекарственных средств), а также отсутствием показаний для применения переданных лекарственных средств. По приблизительным подсчётам, подушевые расходы осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, на самостоятельное приобретение лекарственных средств и получение медицинской помощи в сторонних медицинских организациях не превысило 300 руб. на 1 человека в год. Несмотря на отсутствие в медицинских учреждениях (подразделениях) ФСИН России платных медицинских услуг, существуют некоторые механизмы получения негосударственных средств, например получение гуманитарной помощи. Однако общий вклад её крайне незначителен и в 2011 г. составил 1,05% объёма финансирования, или 53,5 руб. на 1 человека в год. Существующий объём финансирования ведомственной пенитенциарной медицины значительно уступает объёмам финансирования национального здравоохранения. В частности, в 2011 г. суммарные затраты из всех источников финансирования (государственное, личные средства, гуманитарная помощь) на 1 человека в системе национального здравоохранения составили 20 701,46 руб., а в учреждениях УИС - 4197,30 руб., что в 4,9 раза ниже. Современная политика в области финансирования здравоохранения в нашей стране имеет тенденцию к увеличению объёма финансирования из средств обязательного медицинского страхования, долю которого планируют довести до 60%. С целью создания механизма, обеспечивающего условия для проведения единой общегосударственной политики в области финансирования системы здравоохранения, в настоящий момент предпочтение отдают модели одноканального финансирования. Её сущность заключается в перераспределении потоков финансирования в единый центр - территориальные фонды обязательного медицинского страхования, при этом поступление средств в лечебно-профилактические учреждения будет осуществляться через страховые медицинские организации [3]. Такое перераспределение коснётся и лечебно-профилактических учреждений министерств и ведомств, включая ФСИН России, что потребует значительных реорганизационных мероприятий с целью приведения медицинских учреждений (подразделений) к принятым в национальном здравоохранении стандартам (включение в реестр, переход на федеральные стандарты оказания медицинской помощи и т.д.). Это в полной мере коснётся и вопросов финансирования системы оказания медицинской помощи в УИС. ВЫВОДЫ 1. Существующие на сегодня проблемы, связанные со спецификой социального положения содержащихся в тюрьмах, исправительных колониях и следственных изоляторах России граждан, не позволяют в полной мере обеспечить гарантированный объём бесплатной медицинской помощи, что требует дальнейшего поиска решения описанной проблемы. 2. Полученная информация даёт объективную картину состояния финансового обеспечения пенитенциарного сектора здравоохранения и необходима при совершенствовании системы медико-санитарного обеспечения в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России.
×

About the authors

A M Tulenkov

Department of Scientific Investigation Institute of Federal Penitentiary Service, Izhevsk, Russia

Email: filialniifsin@mail.ru

S B Ponomarev

Department of Scientific Investigation Institute of Federal Penitentiary Service, Izhevsk, Russia

References

  1. Басова О., Комлева Н., Янин А. Рынок ДМС и рейтинг ЛПУ: качество диктует стоимость. - http://www.raexpert.ru/editions/bulletin/10032011_dms.pdf (дата обращения: 22.08.2012).
  2. Богатова Т.В., Потапчик Е.Г., Чернец В.А. и др. Бесплатное здравоохранение: реальность и перспективы. Независимый институт социальной политики. - М.: Пробел-2000, 2002. - С. 7.
  3. Дуганов М.Д., Шабунова А.А., Калашников К.Н. Одноканальное финансирование здравоохранения: сущность, проблемы, перспективы // Здравоохранение. - 2011. - №7. - http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=77431 (дата обращения: 11.09.2012).
  4. Ежегодные отчёты об исполнении федерального бюджета // Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru (дата обращения: 15.08.2012).
  5. Реймер А.А. Итоги 2011 года и задачи на 2012 год // Информационно-аналитический ежемесячник Академии ФСИН России. - 2012. - Выпуск 2, №7. - С. 1-4. - http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=28904 (дата обращения: 15.08.2012).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2013 Tulenkov A.M., Ponomarev S.B.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies