Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодёжи

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен обзор литературы, касающейся различных аспектов здоровья детей, учащейся молодёжи и поведенческих факторов риска, влияющих на его формирование. Выявлена существенная роль факторов дошкольного и школьного обучения в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Негативные аспекты образовательного процесса - перегруженность детских садов дополнительными занятиями, заимствованными из школьных программ, повышенный объём учебной нагрузки, нерационально составленное расписание уроков; инновационные методики и технологии обучения, не соответствующие возрастным и физиологическим особенностям учащихся; авторитарность современной школы, несоответствие образовательных учреждений санитарно-эпидемиологическим требованиям. У подростков старшего возраста присоединяются дополнительные факторы риска: высокое распространение внеучебной трудовой деятельности (до 50% учащихся), вредных привычек, появление профессиональных вредностей, низкий уровень знаний в области самосохранительного поведения, а также внешние причины. В основе ухудшения здоровья студентов вузов наряду с нерациональным режимом дня, большой учебной нагрузкой и напряжённостью экзаменационной сессии лежат поведенческие факторы. Показано отсутствие системного подхода и преемственности в решении вопросов здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи в системе образования.

Полный текст

В настоящее время проблему сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодёжи рассматривают как необходимую составляющую успеха социальных и экономических реформ в стране. За последние годы состояние здоровья подрастающего поколения во всех регионах Российской Федерации ухудшилось, менее половины детей можно считать здоровыми [28]. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, Центра здоровья детей и подростков АМН и других ведомств, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе частота нарушений зрения и осанки возрастает в 5 раз, нарушений психического здоровья - в 4 раза, заболеваний органов пищеварения - в 3 раза. До 80% юношей по медицинским критериям не готовы к службе в Вооружённых силах [11]. В дошкольном и младшем школьном возрасте (3-9 лет) одна из основных проблем здоровья и развития детей - питание. Дети этого возраста всё в большей мере приобретают свои предпочтения в еде, формируются неправильные привычки питания, сохраняющиеся в течение последующей жизни. Недостаточное получение питательных веществ в этом возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует развитию обменных нарушений и хронической патологии [9, 21, 42]. Неблагополучная ситуация сложилась со школьным питанием. В ряде регионов горячим питанием не обеспечены от 30 до 40% детей. Около 10% общеобразовательных учреждений не имеет условий для организации школьного питания. Структура питания школьников характеризуется сниженным потреблением наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, что является важной причиной таких нарушений состояния здоровья школьников, как задержка роста, анемия, кариес, остеопороз, болезни желудочно-кишечного тракта [24]. Значимыми становятся факторы дошкольного и школьного обучения. Так, уже в отношении детей 3 лет отмечают повышенный спрос на образовательные услуги [29, 35]. Кроме этого, образовательный процесс многих детских садов перегружен дополнительными занятиями, нередко заимствованными из школьных программ [25]. В то же время ни одна из действующих программ и технологий обучения не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности для здоровья детей. К значимым негативным факторам школьного обучения относят повышенный объём учебной нагрузки, нерационально составленное расписание уроков; инновационные методики и технологии обучения, не соответствующие возрастным и физиологическим особенностям учащихся; авторитарность современной школы, несоответствие образовательных учреждений санитарно-эпидемиологическим требованиям [26]. По мнению многих авторов, в дошкольном и младшем школьном периодах увеличивается значимость влияния на состояние здоровья социально-гигиенических факторов, особенно образа жизни. Увлечение высокотехнологичными средствами развлечения (компьютеры, мобильные телефоны и др.) распространяется и на детей младшего возраста. Значительную часть досуга занимает просмотр телевизора. Эти негативные тенденции не только приводят к переутомлению нервной системы и зрительного анализатора, но и способствуют гиподинамии, уменьшению времени пребывания на свежем воздухе, нарушениям сна [30, 34]. Многочисленными исследованиями доказано, что образ жизни родителей влияет на формирование отношения к здоровому образу жизни, стереотипов физической активности и проведения досуга, отношения к вредным привычкам у детей [23, 31]. Пассивное курение сохраняет свою значимость для состояния здоровья детей, приводя не только к повышенной заболеваемости, но и к изменениям психики, внимания и способности к усвоению новых знаний. В то же время у детей младшего школьного возраста могут появляться опасные формы поведения, такие как активное курение и употребление алкоголя, особенно если родители имеют вредные привычки. По данным социологических исследований, возраст начала курения уменьшился с 15,2 до 10 лет [5]. Подростковый возраст - один из критических этапов в жизни человека, характеризующийся психологическим, социальным становлением и почти полным завершением развития организма. Негативные изменения в состоянии здоровья подростков, отмечаемые в последние годы, вызывают обоснованное беспокойство врачей, педагогов, родителей и общества в целом [19], так как они неизбежно приводят к ухудшению качества трудового и интеллектуального потенциала нации, ограничению пригодности к службе в армии, а также сказываются на формировании и реализации репродуктивного здоровья [2]. Здоровье подростков отражает целостную систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, и во многом зависит от качества среды обитания [3, 6, 10]. Фактор питания и в этой возрастной группе сохраняет свою актуальность. Нарушения режима приёма пищи, нерациональное, однообразное питание - основные проблемы в подростковом возрасте. В школе процент охвата горячим питанием снижается с увеличением возраста детей (до 55% у старшеклассников). Отмечается увлечение фаст-фудом, высококалорийными газированными напитками, способствующими росту распространённости избыточной массы тела [21, 41]. Установлено, что для подростков среднего и старшего школьного возраста фактор школьного обучения становится всё более значимым в силу увеличения учебной нагрузки, появления дополнительных занятий, экзаменов, в последние годы - единых государственных экзаменов. Профессиональное образование, которое получают часть подростков, вносит дополнительный вклад в ухудшение их здоровья. Дополнительные негативные факторы у этого контингента подростков - высокое распространение внеучебной трудовой деятельности (до 50% учащихся) и вредных привычек, появление профессиональных вредностей [2]. По данным отечественной и зарубежной литературы, в последние годы всё большую распространённость получает выраженная гиподинамия (до 75-85% старшеклассников), в связи с которой не только снижаются физическая работоспособность и резервные возможности, но и ухудшается формирование растущего организма, увеличивается риск развития хронических заболеваний. Почти половина подростков нерегулярно посещают уроки физкультуры в школе, в спортивных секциях занимаются не более четверти подростков [15, 32]. В структуре досуга современных детей и подростков лидирующую позицию занимают компьютерные игры. К особой группе риска по нарушению здоровья относятся так называемые «геймеры» - часто и длительно играющие лица, имеющие ту или иную степень компьютерной зависимости [40]. В подростковой среде особую актуальность приобретает распространённость поведенческих факторов риска для здоровья, так как для подростков характерна склонность к экспериментированию [14]. Несмотря на очевидное отрицательное влияние вредных привычек на здоровье, их распространённость в молодёжной среде не только не уменьшается, но и имеет устойчивую тенденцию к росту [1]. Особенно опасен алкоголизм, так как он формируется в короткие сроки (у подростков в среднем через 1-3 года после начала систематического употребления спиртных напитков, в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых) и имеет прогрессирующее течение [38]. Результаты анкетирования старшеклассников показали, что 94% пробовали алкоголь, а у 30% выявлено регулярное его употребление [3]. В последние годы всё актуальнее становится проблема пивного алкоголизма, который формируется быстрее водочного и труднее поддаётся лечению [38]. С употреблением алкоголя тесно связана проблема курения [12]. Среди подростков, не употребляющих спиртные напитки или употребляющих их редко, больше некурящих. Специальные исследования показали, что когда-либо пробовали курить 64% подростков, в устойчивую привычку курение вошло, по разным данным, у 30-50% подростков 15-17 лет [3]. Установлено, что в семьях, где нет курящих, курят 18% мальчиков и 6% девочек, а в семьях, где присутствуют три курящих родственника, курят более 57,4% мальчиков и 32,5% девочек. Выраженную никотиновую зависимость имеют 6% подростков. Особенно острую проблему представляет наркотизация подростков, приводящая не только к криминальным действиям, но и к саморазрушительному поведению, психосоматическим расстройствам, нарушению адаптации в семье, учебном заведении, обществе [16, 17]. Для медицины проблема усугубляется ещё и риском распространения инфицирования вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), гепатита С. Распространённость наркомании среди детей составляет 0,44 на 100 000 детей, среди подростков - 23,7 на 100 000 населения соответствующего возраста. В России ежегодно регистрируют более 7,5 тыс. ВИЧ-инфицированных подростков [20]. Многочисленные исследования посвящены проблеме репродуктивного поведения подростков [2, 8]. Особенности сексуального поведения современных подростков - раннее начало половой жизни (средний возраст 16 лет), частая смена половых партнеров (только 60-65% подростков имеют постоянного сексуального партнера), низкий уровень знаний о безопасном сексе. Всё это приводит к негативным последствиям для здоровья: высокой частоте подростковых абортов (в 15-17 лет - 46,4 на 1000 подростков), юному материнству, высокой заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем [18]. Значительное влияние на состояние здоровья подростков имеют внешние причины - травмы, убийства, утопления, которые, по данным официальной статистики, составляют 75% в структуре причин смерти детей этого возраста. Актуальность данной проблемы поддерживают такие факторы, характеризующие современное общество, как выраженная агрессивность и социальный негативизм, ранняя алкоголизация и нарастающая наркотизация детей, ослабление института семьи, широкая пропаганда порнографии, секса, насилия и т.д. Доказано, что 30% смертей можно предупредить профилактическими мерами, контролирование детей на дорогах могло бы предотвратить 17% смертей [4]. Особую тревогу вызывает рост нарушений психического здоровья у подростков, которые приводят к ограничению возможности получения полноценного образования, девиантному поведению. Прямое следствие нарушений психического здоровья - рост частоты суицидов среди подростков [13]. Многие исследователи отмечают ухудшение состояния здоровья студентов [1, 27]. Заболеваемость студентов средних специальных образовательных учреждений в возрасте 15-21 года составляет более 1445‰. В структуре заболеваемости лидируют болезни органов дыхания, пищеварения и нервной системы. К 4-му курсу обращаемость по поводу болезней системы кровообращения увеличивается в 2,4 раза, нервной системы - в 2,0 раза, органов пищеварения - в 1,8 раза, уха и сосцевидного отростка - в 1,5 раза [36]. Основными причинами ухудшения здоровья студентов вузов наряду с нерациональным режимом дня, большой учебной нагрузкой, напряжённостью экзаменационной сессии становятся такие поведенческие факторы, как нерациональное питание, недостаточная двигательная активность, вредные привычки. Самосохранение не является жизненной целью большинства представителей российской молодёжи [7, 22, 33, 38]. Среди факторов, влияющих на выработку самосохранительных поведенческих стратегий молодыми людьми, выделяют факторы гендера, возраста и типа учебного заведения, в котором они обучаются [8, 13]. Отсутствие приоритета здоровья в жизни и сознании людей привело к тому, что и образовательный процесс в учебных заведениях был и остаётся лишь в незначительной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения обучающегося к своему здоровью [22, 27, 33]. На современном этапе ещё не созданы научно обоснованные методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы по проблеме формирования здорового образа жизни у детей с учётом принципа преемственности [37, 39]. Таким образом, теория и практика обучения показывают, что существуют противоречия между потребностями общества в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и отсутствием системного процесса, обеспечивающего решение этого вопроса. Исследование поведенческих резервов сбережения здоровья и разработка программ, направленных на воспитание здорового образа жизни, представляет большой интерес как с точки зрения системы здравоохранения, так и с позиций макроэкономики.
×

Об авторах

Татьяна Владимировна Яковлева

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва

Анна Аркадьевна Иванова

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва

Email: annaiv33@rambler.ru

Римма Николаевна Терлецкая

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, г. Москва

Список литературы

  1. Абросимова М.Ю., Альбицкий В.Ю., Галлямова Ю.А., Созинов А.С. Здоровье молодёжи. - Казань: Медицина, 2007. - 220 с.
  2. Альбицкий В.Ю. Социальный фактор в формировании здоровья российского подростка // Обществ. здоров. и здравоохр. - 2005. - №3-4. - С. 10-13.
  3. Альбицкий В.Ю., Макеев Н.И. Здоровье-сберегающее поведение подростков // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истор. мед. - 2010. - №2. - С. 21-24.
  4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Смертность детского населения России. - М.: Союз педиатров, 2009. - 392 с.
  5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков. - М.: Литтерра, 2007. - 216 с.
  6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Подростки: тенденции здоровья, пути его сохранения и укрепления. Социальные и организационные проблемы педиатрии: избранные очерки. - М.: Династия, 2003. - С. 153-173.
  7. Белова Н.И., Бурцев С.П., Воробцова Е.А., Мартыненко А.В. Отношение студентов к здоровью и здоровому образу жизни // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истор. мед. - 2006. - №1. - С. 14-15.
  8. Биловус В.К. Социальные факторы репродуктивного поведения молодёжи // Гуманитар. и соц.-эконом. науки. - 2008. - №2. - С. 137-143.
  9. Боровик Т.Э., Семёнова Н.Н., Степанова Т.Н. Сбалансированное питание детей - основа здорового образа жизни // Педиатр. фармакол. - 2010. - Т. 7, №3. - С. 82-87.
  10. Будагъянц Г.М., Будагъянц Г.Н. Здоровье старшеклассников и его зависимость от внешней окружающей среды // Педагогика, психол. и мед.-биол. пробл. физич. воспит. и спорта. - 2010. - №8. - С. 15-17.
  11. Валеологический мониторинг состояния здоровья и условий обучения детей и подростков. Институт возрастной физиологии Российской академии образования: Проект региональной программы, 2008 г. - http://bmsi.ru/doc/4f56c4d2-9179-44d4-9569-fb462fde4d99
  12. Власова О.В., Двойнова Н.Ф. Анализ влияния табакокурения на развитие подростков в школьной среде // Интернет-журнал СахГУ: Наука, образование, общество. - 2010. - Т. 2010-11, №02. - С. 118. - http://sakhgu.ru/journal/work118.htm
  13. Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодёжи // Социал. и клин. психиатр. - 2009. - №2. - С. 17-25.
  14. Гапшина Л.А., Нестерченко Н.А., Саватьева Н.Г. Профилактика вредных привычек и приобщение школьников к здоровому образу жизни // Новые ценности образования. - 2010. - Т. 46, №4. - С. 179-182.
  15. Гордеева С.С., Панченко С.Л., Паначев В.Д. Социологический анализ физической культуры и здорового образа жизни лицеистов // Известия высш. учебн. заведений. Поволж. рег. Обществ. науки. - 2011. - №1. - С. 85-90.
  16. Гулин А.В., Никифорова Т.Ю. Педагогические аспекты профилактики наркомании среди подростков // Вестн. Тамбов. универ. Серия: Естеств. и тех. науки. - 2010. - Т. 15, №1. - С. 33-35.
  17. Егоров А.Ю., Софронов А.Г. Современные особенности наркоманий у подростков // Вопр. психич. здоров. детей и подрост. - 2009. - №1. - С. 22-34.
  18. Закоркина Н.А., Банушевич И.А. Причины абортов у подростков, проживающих в сельской местности // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истор. мед. - 2009. - №4. - С. 20-22.
  19. Здоровье молодых людей в определённом контексте. Отдельные важнейшие результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья». Факты и цифры ЕРБ ВОЗ/04/04. - Копенгаген, Эдинбург, 2004 (3 июня). - http://www.med.cap.ru/home/549/resursnie%20centr/%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf
  20. Киргуева М.П. Эпидемиологический надзор за ИППП/ВИЧ: обзор по стадиям // Клин. дерматол. и венерол. - 2008. - №4. - С. 30-34.
  21. Климова Е.В. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях // Пищев. и перерабатыв. промышл. Рефератив. ж. - 2009. - №3. - С. 610-610.
  22. Козлова В.А. Проблемы формирования мотивации студентов на здоровьесбережение // Педагогика, психол. и мед.-биол. пробл. физич. воспит. и спорта. - 2011. - №4. - С. 84-87.
  23. Кравченко В.М. Роль семьи в формировании мотивированной потребности в здоровье у детей дошкольного возраста // Вестн. Красноярск. гос. педагогич. универ. им. В.П. Астафьева. - 2010. - №1. - С. 40-45.
  24. Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников // Вопр. соврем. педиатр. - 2008. - №4. - С. 9-12.
  25. Лагутина Н.Ф., Голованова Н.В. Культурологическая модель здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении // Детский сад: теор. и практ. - 2011. - №10. - С. 51-57.
  26. Милушкина О.Ю. Динамика состояния здоровья детей и санитарно-эпидемиологическое благополучие детских учреждений Российской Федерации. Социальные аспекты здоровья населения. 2011. - http://vestnik.mednet.ru (дата обращения 25.05. 2011).
  27. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодёжи. - М., 2004. - 103 c.
  28. Основные тенденции здоровья детского населения / Под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. - М.: Союз педиатров России, 2011. - 116 с.
  29. Павловская Т.А., Зайчиков А.А. Формирование основ здорового образа жизни посредством дополнительного образования // Физ. культ. в школе. - 2011. - №6. - С. 47-50.
  30. Пехарева С.В. Формирование здорового способа жизни у детей дошкольного возраста // Педагогика, психол. и мед.-биол. пробл. физич. воспит. и спорта. - 2012. - №1. - С. 84-87.
  31. Судиловская Н.Н., Никульникова М.В. Формирование здорового образа жизни: профилактика наркомании у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Соврем. наукоёмк. технол. - 2010. - №7. - С. 196-198.
  32. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Звездина И.В. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков // Гигиен. и санит. - 2002. - №3. - С. 52-55.
  33. Ткаченко В.В. Актуальные вопросы формирования здорового способа жизни студентов Донецкого региона // Педагогика, психол. и мед.-биол. пробл. физич. воспит. и спорта. - 2009. - №5. - С. 259-263.
  34. Хаснутдинова С.Л., Совершаева С.Л., Макарова В.И. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей дошкольного возраста // Экол. человека. - 2005. - №1. - С. 30-35.
  35. Шамьюнов Р.Я. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников в учреждении дополнительного образования детей // Образован. и саморазвит. - 2008. - Т. 3, №9. - С. 136-141.
  36. Шкарин В.В., Поздеева Т.В. Изучение самосохранительного поведения студентов как основа профилактических программ // Нижегород. мед. ж. - 2007. - №4. - С. 87-90.
  37. Шклярова О.А., Клещева Т.В. Здоровьесберегающая среда начальной школы // Педагог. образов. и наука. - 2009. - №6. - С. 39-44.
  38. Юлдашев B.Л., Байков И.Р., Масагутов P.M. и др. Проблемы профилактики алкоголизма и наркомании в молодёжной среде // Здравоохр. Башкорт. - 2000. - №1-2. - С. 64-67.
  39. Юрченко М.В. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ-начальная школа» // Образован. и наука. Извест. Урал. отд. Рос. академ. образован. - 2007. - №4. - С. 105-112.
  40. Brouwer W., Kroeze W., Crutzen R. et al. Which intervention characteristics are related to more exposure to internet-delivered healthy lifestyle promotion interventions? A systematic review // J. Med. Internet. Res. - 2011. - Vol. 6. - Р. 32.
  41. Ricci C.L., Brown B.D., Noonan C. et al. Parental influence on obesity in Northern Plains American Indian youth // Fam. Community Health. - 2012. - Vol. 35. - Р. 68-75.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2012 Яковлева Т.В., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах