Innovative technologies in estimation of efficiency and activity efficacy of medical institutions of Stavropol region rendering primary health care

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Aim. To assess the efficiency and effectiveness of medical institutions (legal entities) that provide primary health care to the population of Stavropol Region, to form the analytical, scientifically based decision-making base for optimizing the primary health care sector of the Stavropol Region.

Methods. The comprehensive analysis of the efficiency and effectiveness of the activities of medical institutions providing primary health care based on the developed technique.

Results. The results of the study confirmed the objectivity of the developed system of multi-criteria evaluation of the effectiveness and efficiency of the activities of medical institutions providing primary health care to the population. The results of the assessment became an evidence base for improving the activities of medical institutions providing health care in outpatient settings, and allow providing the comparative analysis of their performance, which is integrated into a single indicator, the well-being index, to form the ratings of medical institutions in the region.

Conclusion. The results of the assessment will serve as the evidence base for choosing priority socially important directions and will optimize the activity of providing primary health care to each medical institution of the entire system of outpatient primary health care in Stavropol region.

Full Text

Повышение качества, доступности и безо­пасности медицинской помощи относится к ключевым проблемам здравоохранения, сложно решаемым в настоящее время и составляющим предмет особой озабоченности структур власти на всех уровнях управления. Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации (МО) — необходимые условия создания эффективной системы здравоохранения [1–4].

Проведение комплексной оценки деятельности МО отрасли здравоохранения возможно с помощью сравнительного анализа показателей на основе формирования системы рейтингов [5–7]. Рейтинги МО представляют собой информационный инструмент, предназначенный для адекватной оценки и анализа деятельности МО, прогнозирования тенденций развития и разработки оперативных и стратегических управленческих решений. Рейтинги строятся на основе использования современных методов сбора и обработки статистических, социологических и других данных о деятельности МО [8–10].

В то же время способность к обобщениям, предсказаниям, объяснениям, постановке новых вопросов, связям с важнейшими научными теориями и принципами служит базовым свойством аналитики и придаёт ей системность [11]. В рамках МО основная цель информационно-­аналитического материала — содействовать информационно-аналитическому обоснованию принятия того или иного управленческого решения, а также аналитического информирования хода реализации уже принятого решения [12].

Повышение эффективности принятия оперативных решений и выработки обоснованных доказательных стратегических направлений развития первичной медико-санитарной помощи — ключевая задача современного здравоохранения. Оценка качества оказания медицинской помощи и результативности деятельности МО, оказывающих помощь населению, невозможна без разностороннего анализа статистических показателей.

Цель работы — оценка результативности и эффективности деятельности МО (юридических лиц), оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению Ставропольского края, формирование аналитической научно-­обоснованной базы принятия решений в оптимизации первичного сектора здравоохранения Ставропольского края.

Проведение комплексного анализа результативности и эффективности деятельности МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, осуществляли с помощью методики, разработанной Ю.В. Михайловой и соавт. [5–10]. Методика включала разработку критериев распределения МО (юридических лиц) на когортные группы, а также системы показателей для проведения оценки деятельности МО, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Проведены сбор статистических данных, разработка алгоритмов сбора и обобщения информации по каждой МО. В целях автоматизации процесса сбора данных и обеспечения качества предоставляемой информации был разработан электронный шаблон в формате Excel с указанием алгоритма логических проверок и источников формирования информации [9]. Осуществляли многоуровневый контроль полноты и достоверности представленных данных, ключевым этапом которого было сопоставление суммарных данных со сведениями, представленными в формах федерального и отраслевого статистического наблюдения. Была получена информация за 2014, 2015 и 2016 гг. по МО (юридическим лицам), оказывающим первичную медико-санитарную помощь населению субъектов Российской Федерации, в том числе по 51 МО Ставропольского края.

После сбора первичных данных для осуществления дальнейшего анализа были проведены агрегация и транспонирование полученной информации в единую базу данных. С использованием средств программирования макрокоманд были разработаны алгоритмы кодирования записей, которые позволили обеспечить контроль целостности данных и привязку структурных подразделений к головной МО.

В целях индивидуальной оценки МО в зависимости от принадлежности к группам МО, определённым в процессе разработки критериев типизации на предыдущих этапах, было осуществлено распределение единой базы данных на группы в зависимости от категории обслуживаемого населения (взрослое, детское, смешанное), а также от типа МО в соответствии с ранее разработанными критериями.

Далее проводили агрегацию и транспонирование полученной информации в единую базу данных, математическую обработку результатов в части формирования обобщённых индексов благополучия и адаптированных индексов благополучия МО. Для расчёта итогового показателя оценки была применена адаптированная система Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, в основе которой лежало сравнение с условной эталонной организацией (объектом), имеющей наилучшие результаты по сравниваемым показателям. Перед вычислением обобщённых характеристик показателей было произведено исключение из имеющейся совокупности данных выпадающих (аномальных) значений. Таким образом, был осуществлён процесс математической и логической выверки сформированной базы данных, произведены расчёт показателей для каждой МО и определение критических значений показателей, необходимых для следующего этапа ­работы.

В завершение работы авторы разработали структуру аналитических справочных материалов по каждой МО, включённой в исследование, на основании результатов многокритериальной оценки комплексного анализа её деятельности.

В рамках проводимой работы путём экспертного обсуждения была разработана следующая структура аналитических материалов по результативности и эффективности деятельности МО.

1. Вводная часть, содержащая паспортные данные МО, в том числе принадлежность к группе и категории обслуживаемого населения, юридический адрес, контактный телефон организации в регистратуре (с указанием кода города), адрес электронной почты организации, фамилии, имени и отчества руководителя МО, контактный телефон руководителя МО (с указанием кода города).

2. Информационное обеспечение МО — открытость и доступность информации о МО:
– полнота, актуальность и понятность информации о МО, размещаемой на официальном сайте МО;
– наличие и доступность на официальном сайте МО способов обратной связи с потребителями услуг.

3. Ресурсное обеспечение МО — показатели кадрового и материально-технического обеспечения МО Ставропольского края:
– среднее количество прикреплённого населения, приходящееся на одно физическое лицо врача участковой службы;
– коэффициент совместительства врачей;
– коэффициент совместительства среднего медицинского персонала;
– коэффициент совместительства врачей участковой службы;
– коэффициент совместительства среднего медицинского персонала, работающего с врачами участковой службы;
– количество среднего медицинского персонала, работающего с врачами участковой службы, на 1 врача участковой службы;
– коэффициент текучести врачебных кадров;
– фондовооружённость;
– фондовооружённость активной части.

4. Процессы диагностики и лечения — показатели эффективности ранней диагностики социально значимых заболеваний и лечебной работы с учётом специфики прикреплённого населения:
– частота вызовов скорой медицинской помощи (на 1000 прикреплённого населения);
– доля злокачественных новообразований I–II стадии заболевания;
– доля активных амбулаторных посещений от общего числа посещений по заболеванию.

5. Процессы профилактики — включая уровень профилактической работы с прикреплённым населением:
– охват профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 0–17 лет;
– доля детей I и II групп здоровья;
– доля детей 1-го года жизни, находящихся на грудном вскармливании не менее 3 мес;
– доля амбулаторных посещений с профилактической целью от общего числа посещений;
– охват больных диспансерным наблюдением;
– охват диспансеризацией определённых групп взрослого населения из подлежащих диспансеризации в текущем году;
– доля пациентов, обученных в школе для пациентов с артериальной гипертензией, среди всех пациентов с артериальной гипертензией;
– охват обследованием на туберкулёз методом туберкулинодиагностики детей в возрасте 0–14 лет;
– охват обследованием на туберкулёз методом профилактических рентгенологических исследований органов грудной клетки;
– охват населения вакцинированием против гриппа;
– охват населения вакцинированием против пневмококковой инфекции.

6. Показатели результативности — характеризуют эффективность проводимых мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи:
– число обоснованных жалоб граждан на действия работников МО (амбулаторная помощь; на 1000 посещений);
– число умерших на дому лиц трудоспособного возраста (женщины 18–54 лет, мужчины 18–59 лет) на 1000 прикреплённого населения соответствующего возраста;
– число лиц, умерших от инсульта и инфаркта миокарда в возрасте до 65 лет, на 1000 прикреплённого населения соответствующего возраста;
– число умерших на дому детей 0–17 лет на 1000 прикреплённого населения соответствующего возраста.

Таким образом, по результатам обработки данных были сформированы адаптированные суммарные индексы благополучия показателей для четырёх групп МО Ставропольского края, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и имеющих прикреплённое население.

В группу А «многопрофильные больницы и центральные городские больницы» вошли: 2 МО, оказывающие медицинскую помощь взрослому населению; 4 МО, оказывающие медицинскую помощь детскому населению. В группу Б «самостоятельные поликлиники» вошли: 10 МО, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению, 4 МО, оказывающих медицинскую помощь детскому населению, 4 МО, оказывающих медицинскую помощь взрослому и детскому (смешанному) населению. В группу В «районные больницы и центральные районные больницы» вошли 26 МО, а в группу Г «участковые больницы и врачебные амбулатории» — 1 МО.

Изучение адаптированных суммарных индексов МО Ставропольского края в динамике за 3 года показало, что наиболее позитивный прирост зафиксирован в группе самостоятельных поликлиник, обслуживающих взрослое население, что может быть связано со значительным количеством мероприятий по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Ставропольского края (табл. 1).

 

Таблица 1. Динамика суммарного адаптированного индекса медицинских организаций Ставропольского края, ­оказывающих первичную медико-санитарную помощь и имеющих прикреплённое население (по сопоставимому ­набору показателей)

 

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Динамика

2014–2016 гг.

Северо-Кавказский Федеральный округ

Сравнение с Федеральным округом

Группа А. Многопрофильные больницы и центральные городские больницы, имеющие прикреплённое население

взрослое

7,509

8,467

7,494

–0,2%

7,189

4,2%

детское

7,739

7,885

8,059

4,1%

7,536

6,9%

Группа Б. Самостоятельные поликлиники

смешанное

7,210

7,029

6,882

–4,5%

7,274

–5,4%

взрослое

7,892

8,234

8,741

10,8%

7,923

10,3%

детское

7,668

7,544

7,221

–5,8%

7,581

–4,7%

Группа В. Районные больницы и центральные районные больницы

 

7,621

7,460

7,776

2,0%

7,501

3,7%

Группа Г. Участковые больницы и врачебные амбулатории

 

7,606

7,971

7,776

2,2%

7,242

7,4%

 

В сравнении с агрегированными значениями по Северокавказскому федеральному округу адаптированные суммарные индексы благополучия показателей МО Ставропольского края группы А, оказывающих помощь взрослому и детскому населению, были выше на 4,2 и 6,9% соответственно.

По группе Б показатели МО Ставропольского края, оказывающих помощь взрослому населению, были выше на 10,3%, чем по округу в целом. По группам В и Г показатели МО Ставропольского края были выше на 3,7 и 7,4% соответственно.

При сопоставлении данных МО Ставропольского края, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и имеющих прикреплённое население, за 2016 г. со средними агрегированными значениями по Российской Федерации можно отметить, что значение индексов благополучия показателей в группе А, оказывающей помощь взрослому населению, группе Б, оказывающей помощь детскому населению, а также группах В и Г были выше среднероссийских на 1,7; 6,7; 0,3 и 8,8% соответственно (табл. 2).

 

Таблица 2. Динамика суммарного адаптированного индекса медицинских организаций Ставропольского края,
оказывающих первичную медико-санитарную помощь и имеющих прикреплённое население, за 2016 г.

 

Группа А

Группа Б

Группа В

Группа Г

 

взрослое

детское

смешанное

взрослое

детское

смешанное

Российская Федерация

7,153

7,807

7,453

7,179

8,110

7,788

7,674

7,333

Ставропольский край

7,273

7,673

6,994

8,652

7,263

7,699

7,976

Сравнение

1,7

–1,7

–2,6

6,7

–6,7

0,3

8,8

 

Таким образом, результаты оценки могут служить в качестве доказательной базы для совершенствования деятельности МО, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и позволяют провести сравнительный анализ деятельности по их результативности, которая интегрирована в единый показатель — индекс благополучия, сформировать рейтинги МО края.

Выводы

1. Разработанная структура аналитической информации позволяет осуществлять сопоставительный анализ деятельности медицинских организаций и может быть использована их руководителями для анализа своей деятельности, а также специалистами органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья для оценки качества оказания и доступности первичной медико-санитарной помощи.

2. Анализ полученных результатов многокритериальной оценки качества и доступности медицинской помощи с использованием адаптированных индексов благополучия ­позволяет выявить проблемы при оказании первичной медико-санитарной помощи, а в дальнейшем разработать мероприятия по повышению её качества и доступности.

3. Полученные интегральные показатели служат организационной основой для создания инновационной модели многоуровневого анализа, позволяющей оценить в целом деятельность каждой медицинской организации на уровне субъекта Российской Федерации, а также по отдельным показателям определить «узкие места», выявить направления оптимизации деятельности при оказании первичной медико-санитарной помощи.

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по представленной статье.

×

About the authors

Yu V Mikhaylova

Central Research Institution of Health Organization and Informatics of Ministry of Health of Russia

Email: Muravyeva81@mail.ru
SPIN-code: 2207-0492
Russian Federation, Moscow, Russia

I M Son

Central Research Institution of Health Organization and Informatics of Ministry of Health of Russia

Email: Muravyeva81@mail.ru
SPIN-code: 8288-6706
Russian Federation, Moscow, Russia

N A Golubev

Central Research Institution of Health Organization and Informatics of Ministry of Health of Russia; First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov

Email: Muravyeva81@mail.ru
SPIN-code: 2678-0756
Russian Federation, Moscow, Russia; Moscow, Russia

V N Sorokin

Central Research Institution of Health Organization and Informatics of Ministry of Health of Russia; Central dental clinic of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

Email: Muravyeva81@mail.ru
Russian Federation, Moscow, Russia; Moscow, Russia

A A Murav’eva

Stavropol State Medical University

Author for correspondence.
Email: Muravyeva81@mail.ru
SPIN-code: 1098-8473
Russian Federation, Stavropol, Russia

References

  1. Shvab­skiy O.R., Minulin I.B., Shchesyul’ A.G. Medical activities; quality and safety. Standarty i kachestvo. 2017; (3): 72–74. (In Russ.)
  2. Ivanov I.V., Shvabskiy O.R., Minulin I.B., Emanuel' A.V. Audit as a tool for assessing the quality of medical care. Standarty i kachestvo. 2017; (6): 70–73. (In Russ.)
  3. Vardosanidze S.L., Voskanyan Yu.E., Mazharov V.N. et al. System of measurement of overall performance of out-patient and polyclinic institutions. Bulleten’ nauchno-issledovatel’skogo institute obshchestvennogo zdorov’ya im. N.A. Semashko. 2005; (5): 35–38. (In Russ.)
  4. Piven’ D.V., Kitsul I.S. The role and importance of the criteria for assessing the quality of medical care, approved by order of the Ministry of Health of 10.05.2017, No. 203n for medical organizations operating in the CHI system. Menedzher zdravookhraneniya. 2018; (4): 6–12. (In Russ.)
  5. Mikhaylova U.V., Ivanov I.V., Shikina I.B. et al. Methodological aspects of an independent evaluation of medical organizations of subjects of the Russian Federation that provide medical care to an attached population on outpatient basis. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. 2016; (3). (In Russ.)
  6. Mikhaylova U.V., Ivanov I.V., Polikarpov A.V. et al. Expert methods at a choice of indicators for an independent assessment of quality of medical care in the medical organizations giving out-patient helpsummary. Vestnik Ros­zdravnadzora. 2016; (4): 74–77. (In Russ.)
  7. Mikhaylova U.V., Son I.M., Polikarpov A.V. et al. Assessment of the quality of provision and availability of medical care using the indices of well-being of medical organizations that provide primary health care and have an attached population. Sotsial’nye aspekty zdorov’ya naseleniya. 2016; (5): 1. (In Russ.)
  8. Mikhaylova U.V., Polikarpov A.V., Golu­bev N.A., Vechorko V.I. Methodological approaches to assessing the quality of care in the outpatient unit. Upravlenie kachestvom v zdravookhranenii. 2017; (1): 3–9. (In Russ.)
  9. Mikhaylova Yu.V., Starodubov V.I., Vechorko V.I. et al. Independent assessment of quality of rendering and availability of medical care in primary sector of health care. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East Euro­pean Scientific Journal). 2016; 12 (1): 112–118.
  10. Mihaylova Yu.V., Ivanov I.V., Shikina I.B. et al. Expert methods for selecting indicators for an independent assessment of the quality of medical care in medical organizations that provide outpatient care. Vestnik Roszdravnadzora. 2016 (4): 74–77. (In Russ.)
  11. Kurnosov Yu.V., Konotopov P.Yu. Analitika: metodologiya, tekhnologiya i organizatsiya informatsionno-analiti­cheskoy raboty. (Analytics: methodology, technology and organization of information and analytical work.) Moscow: Rusaki. 2004; 550 p. (In Russ.)
  12. Seitov A.P. Posobie po podgotovke analiticheskikh materialov (obshchepriznannye podkhody). (Manual for the preparation of analytical materials (generally accep­ted approa­ches).) Tashkent, 2013. Literary portal «ПРОЗА.ru». http://www.proza.ru/2014/02/01/796 (access date: 18.03.2019). (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2019 Mikhaylova Y.V., Son I.M., Golubev N.A., Sorokin V.N., Murav’eva A.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies