Использование психометрических методик для диагностики тревожно-депрессивных расстройств у пациентов общесоматического профиля

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Выявить и сопоставить с соматической патологией уровень тревоги и депрессии у пациентов терапевтического профиля, установить структуру гендерного распределения тревожно-депрессивных расстройств.

Методы. В исследовании приняли участие 126 человек: 74 (58,73%) женщины и 52 (41,27%) мужчины в возрасте 21–59 лет. 59 пациентов имели заболевания дыхательной системы (хронические бронхиты в стадии обострения с астматическим компонентом), 67 пациентов — сердечно-сосудистые заболевания (ишемическую болезнь сердца — 40 человек, артериальную гипертензию — 27 человек). У 11 пациентов с ишемической болезнью сердца и 13 больных с артериальной гипертензией был диагностирован тиреотоксикоз 1-го типа. В работе использованы клинико-психопатологический, психометрический, психологический и статистический методы. Применяли психометрические тесты: шкалу депрессий центра эпидемиологических исследований, госпитальную шкалу тревоги и депрессии, шкалу проявлений тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова и В.Г. Норакидзе, адаптированный стандартизированный многофакторный опросник для исследования личности.

Результаты. По выраженности тревожно-депрессивных расстройств пациентов разделили на группы: первую — с высоким уровнем, вторую — со средним (субклиническим) уровнем, третью — с низким (не превышающим норму) уровнем тревожно-депрессивных расстройств. Высокий и средний уровень таких расстройств наиболее характерен для патологии сердечно-сосудистой системы. При ишемической болезни сердца и артериальной гипертензии повышенный (высокий и средний) уровень тревожно-депрессивных расстройств отмечен у 24/29 (82,76%) и 20/22 (90,9%) пациентов соответственно. У больных с повышенным уровнем тревожно-депрессивных расстройств количество женщин преобладало над мужчинами в подгруппе с артериальной гипертензией (80% против 20%, р=0,025), а также при сочетании артериальной гипертензии с тиреотоксикозом 1-го типа (85,7% против 14,3%, р=0,029).

Вывод. У пациентов высокий и средний уровень тревожно-депрессивных расстройств сопряжён с развитием патологии сердечно-сосудистой системы: ишемической болезни сердца и артериальной гипертензии.

Полный текст

Распространённость аффективных расстройств, возникающих в течение жизни человека, чрезвычайно высока. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 г. доля тревожно-депрессивных расстройств (ТДР) будет достигать почти 50%, что значительно приблизит их к сердечно-сосудистым заболеваниям, причём ишемическая болезнь сердца (ИБС) останется ведущей патологией, ухудшающей качество жизни человека, а тревога и депрессия окажутся на втором месте [1].

Среди аффективных расстройств наибольшее влияние на соматическое здоровье, а также социальное функционирование и качество жизни пациентов оказывают депрессия и тревога. Коморбидность тревоги и депрессии достигает 90%, что позволяет говорить о ТДР в рамках одной дефиниции [2].

Большое внимание уделяют проблеме взаимосвязи ТДР с соматической патологией. По данным разных авторов, распространённость тревоги и депрессии в общесоматических стационарах колеблется в пределах 11–35% [3].

Взаимодействие ТДР и соматической патологии комплексное и может проявляться в виде различных форм. ТДР можно рассматривать как фактор повышенного риска ряда соматических заболеваний. В настоящее время считают доказанным существование общих для депрессии и соматических заболеваний кластеров генетического риска, при этом манифестация одного из них может оказать влияние на реализацию другого.

Такой механизм получил название генетической коморбидности [4]. Особенно часто проявляется коморбидность ТДР и сердечно-сосудистой патологии. Риск заболеть ИБС и артериальной гипертензией (АГ) у пациентов с ТДР в 2–3 раза выше, чем у людей без аффективной патологии [5].

Другой аспект взаимодействия психического и соматического — увеличение тяжести течения и прогноза соматической патологии на фоне ТДР [6]. Риск летальности после перенесённого инфаркта миокарда или приступа нестабильной стенокардии у пациентов с депрессией увеличивается в 6,7 раза [7].

Для эффективного лечения как соматических заболеваний, так и психических расстройств первостепенное значение имеет установление правильного диагноза. Необходимо отметить, что пациенты с психосоматическими жалобами и коморбидной психической, чаще всего аффективной патологией, прежде всего обращаются к врачам общего профиля, поэтому выявление ТДР в большей степени ложится на врачей-кардиологов, гастроэнтерологов, эндокринологов и терапевтов.

Основные диагностические ошибки возникают, когда врачи общего профиля находят психологическое объяснение аффективной патологии: симптомы тревоги объясняют как психологически понятное беспокойство за своё заболевание, а депрессивное состояние начинают связывать с неустроенностью личной жизни, одиночеством, низкой зарплатой и т.п. Распространённая в последние годы практика несистемного назначения терапевтами пациентам соматических стационаров «современных», ставших модными антидепрессантов породила проблему резистентности аффективных расстройств (в частности, депрессий), с которой в последующем приходится бороться психиатрам. Нужно признать, что у врачей общесоматического профиля нет достаточных навыков для клинической диагностики психических расстройств, в том числе ТДР, тем более их атипичных форм, а к каждому пациенту вызвать врача-психиатра практически невозможно.

Учитывая высокую значимость и широкую распространённость в общемедицинской практике ТДР, помощью в решении проблемы их диагностики у пациентов соматических стационаров могло бы стать внедрение в работу врача-терапевта эффективных скрининговых программ применения психометрических и психологических методов для выявления подобных состояний.

Цель исследования: выявить и сопоставить с соматической патологией уровень тревоги и депрессии у пациентов терапевтического профиля, установить структуру гендерного распределения ТДР.

В исследовании приняли участие 126 человек: 74 (58,73%) женщины и 52 (41,27%) мужчины в возрасте 21–59 лет. Средний возраст составил 41,3±2,6 года. 59 пациентов имели заболевания дыхательной системы (ЗДС): хронические бронхиты в стадии обострения с астматическим компонентом. 67 пациентов страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями: ИБС — 40 человек, АГ — 27 человек. У 11 пациентов с ИБС и 13 больных с АГ был диагностирован тиреотоксикоз 1-го типа.

В качестве основных в работе использованы клинико-психопатологический, психометрический, психологический и статистический методы. Применяли психометрические тесты: шкалу депрессий центра эпидемиологических исследований (CES-D — от англ. Center for Epi­demiologic Studies Depression scale), госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS — от англ. Hospital Anxiety and Depression Scale) и шкалу проявлений тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова и В.Г. Норакидзе.

Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России (протокол №18/17 от 26.10.2017).

Шкала депрессий CES-D позволяла выявить пациентов с отсутствием и наличием депрессии лёгкой, средней и тяжёлой степени. По шкале HADS выделяли пациентов с отсутствием и наличием ТДР с клинической (высокой) и субклинической (средней) степенью выраженности. По шкале Тейлора выделяли тревожность очень высокой и высокой, средней и низкой степени. Кроме того, опросник Тейлора включал шкалу лжи, позволяющую выделить пациентов с необъективными ответами.

У 27/126 (21%) пациентов были обнаружены высокие баллы по шкале лжи опросника Тейлора. Эти пациенты были исключены из клинической группы больных, но у них отдельно оценивали степень выраженности ТДР по шкалам CES-D и HADS, а также проводили оценку профиля личности по адаптированному стандартизированному многофакторному опроснику для исследования личности (СМИЛ).

Среди 99 пациентов после исключения больных с низкими показателями по шкале лжи опросника Тейлора по выраженности ТДР выделили три группы: первую — с высоким уровнем, вторую — со средним уровнем, третью — с низким уровнем ТДР.

Критерии формирования первой группы: пациенты с тяжёлой депрессией по шкале CES-D и/или клиническим высоким уровнем ТДР по шкале HADS, и/или очень высокой и высокой тревожностью по шкале Тейлора.

Во вторую группу объединили пациентов со средней степенью тяжести депрессии по шкале CES-D и/или субклиническим уровнем ТДР по шкале HADS, и/или средним уровнем тревожности по шкале Тейлора.

В третью группу включили пациентов с отсутствием депрессии или низкой по выраженности депрессией по шкале CES-D и/или отсутствием ТДР по шкале HADS, и/или низкой тревожностью по опроснику Тейлора.

Полученные результаты обрабатывали с помощью программы Statistica 12.0 (StatSoft, США). Различие долей оценивали с помощью критерия согласия χ2 Пирсона и Фишера. Оценку сопряжения между признаками проводили путём построения таблиц сопряжения и использования критерия χ2 Пирсона с поправкой Мантеля–Хэнзеля на правдоподобие [8].

Первая группа с высоким (клиническим) уровнем ТДР объединила 28/99 пациентов, что составило 28,28% общего числа больных. Во вторую группу со средним (субклиническим) уровнем выраженности ТДР включили 23 (23,23%) пациента. Третья группа объединила 48 (48,48%) больных с низким уровнем ТДР или их отсутствием. Следовательно, около половины больных с соматической патологией (51,5%) имели высокий и средний уровень ТДР.

У 27 пациентов с высокими баллами по шкале лжи была выявлена высокая личностная тревожность, при которой происходило изменение когнитивной оценки самого себя, особенностей личности, возникали неискренние ответы. Исследование личностного профиля пациентов с высокими баллами по шкале лжи по опроснику СМИЛ указало на наличие у них выраженной эмоциональной лабильности, демонстративности, истерии. Учитывая наличие акцентуированных черт характера, препятствующих объективизации психометрических данных, пациентов с высокими баллами по шкале лжи опросника Тейлора целесообразно направлять на клиническую консультацию психиатра для объективизации их статуса по наличию ТДР по клиническим признакам.

В дальнейшем был проведён анализ структуры соматической патологии в трёх группах с учётом уровня ТДР (табл. 1).

 

Таблица 1. Оценка сопряжения различной соматической патологии с уровнем тревожно-депрессивных расстройств у пациентов клинических групп

Соматические заболевания

Первая группа.

n=28

Вторая группа,

n=23

Третья группа,

n=48

χ2, p

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Заболевания дыхательной системы

3

10,7

4

17,4

41

85,4

χ2=51,1, р <0,0001

Ишемическая болезнь сердца

15

53,6

9

39,1

5

10,4

χ2=17,3, р=0,0002

Артериальная гипертензия

10

35,7

10

43,5

2

4,2

χ2=18,0, р=0,0001

Артериальная гипертензия + тиреотоксикоз

7

25,0

1

4,3

0

0,0

χ2 =2,7, р=0,22

Патология сердечно-сосудистой системы

25

89,3

19

82,6

7

14,6

χ2 =51,1, р <0,0001

Всего

28

100,0

23

100,0

48

100,0

 

В первой группе из 28 пациентов соматическая патология распределилась следующим образом: ЗДС — 3 (10,7%), ИБС — 15 (53,6%), АГ — 10 (35,7%) человек. В 25% ­наблюдений у пациентов первой группы зарегистрировано сочетание АГ с тиреотоксикозом 1-го типа. Во второй группе из 23 пациентов ЗДС обнаружили у 4 (17,4%), ИБС — у 9 (39,1%), АГ — у 10 (43,5%) человек. В третьей группе (n=48) ЗДС обнаружены у 41 (85,4%), ИБС — у 5 (10,4%), АГ — у 2 (4,2%) пациентов. Таким образом, высокий и средний уровень ТДР наиболее характерен для патологии сердечно-сосудистой системы по сравнению с бронхолёгочными заболеваниями.

Сопряжение частоты ЗДС и выраженности ТДР было статистически значимым (р <0,0001). У пациентов с ЗДС в преобладающем числе наблюдений выявлен низкий уровень ТДР. Наличие у пациентов ИБС было ассоциировано с высоким и средним уровнем ТДР (р=0,0002). Сопряжение частоты АГ и выраженности ТДР также было статистически значимым (р=0,0001). У больных с АГ чаще встречались ТДР средней и высокой степени выраженности.
Соотношение соматической патологии с уровнем ТДР и гендерным фактором представлено в табл. 2.

 

Таблица 2. Соотношение соматической патологии в клинических группах с гендерным фактором

Соматические заболевания

Женщины

Мужчины

Всего

р

Абс.

%

Абс.

%

Абс. (%)

Первая группа (высокий уровень ТДР)

ЗДС (n=3)

2

66,7

1

33,3

3 (100%)

0,99

ИБС (n=15)

10

66,7

5

33,3

15 (100%)

0,14

АГ (n=10)

8

80,0

2

20,0

10 (100%)

0,025*

АГ + тиреотоксикоз (n=7)

6

85,7

1

14,3

7 (100%)

0,029*

Всего по группе

20

71,4

8

28,6

28 (100%)

0,003*

Вторая группа (средний уровень ТДР)

ЗДС (n=4)

3

75,0

1

25,0

4 (100%)

0,89

ИБС (n=9)

5

55,6

4

44,4

9 (100%)

0,65

АГ (n=10)

8

80,0

2

20,0

10 (100%)

0,025*

АГ + тиреотоксикоз (n=1)

1

100,0

1 (100%)

Всего по группе

16

69,6

7

30,4

23 (100%)

0,018*

Третья группа (низкий уровень ТДР)

ЗДС (n=41)

26

63,4

15

36,6

41 (100%)

0,027*

ИБС (n=5)

2

40,0

3

60,0

5 (100%)

0,53

АГ (n=2)

0

2

100,0

2 (100%)

Всего по группе

28

58,3

20

41,7

48 (100%)

0,15

Всего по полу

64

64,6

35

35,4

99 (100%)

0,001*

Примечание: ТДР — тревожно-депрессивные расстройства; ЗДС — заболевания дыхательной системы; ИБС — ишемическая болезнь сердца; АГ — артериальная гипертензия; *статистически значимые различия по полу.

 

При проведении гендерного анализа у пациентов первой группы с высоким уровнем ТДР можно проследить статистически значимое превышение количества женщин (n=20) над мужчинами (n=8; р=0,003). Во второй группе со средним уровнем ТДР также отмечено значимое преобладание женщин (n=16) над мужчинами (n=7; р=0,018). В третьей группе с низким уровнем ТДР различия по полу между женщинами (n=28) и мужчинами (n=20) отмечено не было (n=0,15; см. табл. 2).

У пациентов с высоким уровнем ТДР зафиксировано превышение числа женщин над мужчинами в подгруппе с АГ (р=0,025), а также при сочетании АГ с дисфункцией ­щитовидной ­железы (р=0,029). У больных со средним уровнем ТДР среди пациентов с АГ также чаще встречались женщины (р=0,025). У пациентов с низким уровнем ТДР различия по полу сформировались в отношении ЗДС (р=0,027). В данной подгруппе женщины по количеству преобладали над мужчинами (63,4% против 41,1%).

У 51 (51,5%) из 99 больных с соматической патологией отмечен высокий и средний уровень ТДР. Причём высокий и средний уровень ТДР чаще присутствовал при АГ (20/22, 90,9%) с превышением числа женщин над мужчинами как в подгруппе с АГ [73% (n=16) против 27% (n=6), p=0,007], так и в целом в первой и второй группах [70,6% (n=36) против 29,4% (n=15), p=0,0001].

Следовательно, пациентов с высоким и средним уровнем ТДР нужно обследовать на предмет наличия или отсутствия АГ и ИБС.

Квалифицированный врач-терапевт с помощью психометрических методов может оценить психическое состояние пациента и определить стратегию межкабинетного консультирования больного у психиатра, психолога и пси-
хотерапевта. Это позволит своевременно проводить весь комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий в случае соматической патологии и высокой выраженности ТДР.

Выводы

1. У пациентов высокий и средний уровень тревожно-депрессивных расстройств сопряжён с развитием патологии сердечно-сосудистой системы: ишемической болезни сердца и артериальной гипертензии.

2. В нашем исследовании выявлено превышение количества женщин над мужчинами среди пациентов с высоким и средним уровнем тревожно-депрессивных расстройств, в подгруппе с артериальной гипертензией и при сочетании артериальной гипертензии с тиреотоксикозом, что позволяет рассматривать женский пол как фактор риска развития психосоматической патологии.

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интереса по представленной статье.

×

Об авторах

Ирина Владимировна Дубатова

Ростовский государственный медицинский университет

Email: alald@inbox.ru
г. Ростов-на-Дону, Россия

Валерия Георгиевна Воякина

Аксайский филиал Психоневрологического диспансера Ростовской области

Email: alald@inbox.ru
г. Аксай, Россия

Сергей Владимирович Лепявка

Ростовский государственный медицинский университет

Email: alald@inbox.ru
г. Ростов-на-Дону, Россия

Андрей Владимирович Сафроненко

Ростовский государственный медицинский университет

Email: alald@inbox.ru
г. Ростов-на-Дону, Россия

Игорь Анатольевич Демидов

Ростовский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alald@inbox.ru
г. Ростов-на-Дону, Россия

Список литературы

  1. ВОЗ. Информационный бюллетень №369. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression (дата обращения: 14.12.2018).
  2. Незнанов Н.Г., Мазо Г.Э., Рукавишников Г.В., Кибитов А.О. Депрессия как предиктор соматических заболеваний: патофизиологические предпосылки и генетический риск. Успехи физиол. наук. 2017; 48 (4): 29–39.
  3. Андрющенко А.В. Распространённость и структура психических расстройств в общей медицине. Психические расстройства в общей медицине. 2011; (1): 14–27.
  4. Старостина Е.Г., Володина М.Н., Старостин И.В., Бобров А.Е. Депрессия и сахарный диабет как коморбидные заболевания. РМЖ. 2017; 25 (22): 1613–1620.
  5. Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., Воронова Е.И. К проблеме распознавания психосоматических расстройств в общемедицинской практике. Психические расстройства в общей медицине. 2017; (3–4): 4–10.
  6. Смулевич А.Б. Депрессии при психических и соматических заболеваниях. 4-е изд., перераб. и доп. М.: МИА. 2005; 64 с.
  7. Ромасенко Л.В. Депрессия и сердечно-сосудистые заболевания. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2009; (3–4): 8. doi: 10.14412/2074-2711-2009-48.
  8. Омельченко В.П., Демидова А.А. Медицинская информатика. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. Глава 10. Статистическая обработка результатов медико-биологического исследования. М: ГЭОТАР-Медиа. 2017; 324–356.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2019 Дубатова И.В., Воякина В.Г., Лепявка С.В., Сафроненко А.В., Демидов И.А.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах