Physical exercise test in the diagnosis of coronary heart disease and arterial hypertension in locomotive engineers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Coronary heart disease and arterial hypertension occupy an important place in the structure of therapeutic pathology in locomotive engineers. It is known that physical activity increases myocardial oxygen demand. Normally, it is compensated by the increase of coronary vessels flow rate. In pathological conditions, coronary circulation reserves are reduced, which leads to myocardial hypoxia and decreased tolerance to physical load. The use of these stress tests in medical examination, in particular bicycle ergometry, allows not only to estimate the state of cardiovascular system, but also to increase the efficiency of detection of the mentioned diseases.

The aim of the present work was to study the level of tolerance to physical load, diagnose coronary heart disease and arterial hypertension in locomotive engineers by bicycle ergometry test data.

Full Text

Ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертония занимают важное место в структуре терапевтической патологии у машинистов локомотивов [2, 5]. Известно, что физическая нагрузка повышает потребность миокарда в кислороде. В норме это компенсируется повышением дебита коронарных сосудов. В условиях патологии резервы коронарного кровообращения снижены, что приводит к гипоксии миокарда и снижению толерантности к физической нагрузке [1, 4]. Использование при медицинском обследовании данных нагрузочных тестов, в частности велоэргометрии, позволяет не только оценивать состояние сердечно-сосудистой системы, но и повышать эффективность выявления указанных заболеваний.

Цель настоящей работы заключалась в изучении уровня толерантности к физической нагрузке, проведении диагностики ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии у машинистов локомотивов по данным велоэргометрической пробы.

Обследованы 64 машиниста и их помощники в возрасте от 19 до 56 лет. Контрольную группу составили 10 здоровых мужчин, не работающих на транспорте. Велоэргометрическую пробу проводили на велоэргометре фирмы «Медикор» КЕ-12 (Венгрия) с соблюдением всех условий нагрузки и критериев прекращения пробы [3]. Физическую работоспособность оценивали по толерантности к физической нагрузке N, определяемой по величине конечной ступени нагрузки и объему выполняемой работы А, представляющей сумму мощностей N, умноженную на время педалирования при каждой ступени нагрузки. Из показателей, доступных для стандартного скринирующего обследования, определяли следующие: возраст, стаж работы, систолическое и диастолическое АД, частоту сердечных сокращений за 1 мин в покое. Для более строгой объективизации полученных данных устанавливали так называемый индекс напряжения (ИН=АДс×ЧСС100) в покое, и его прирост при физической нагрузке. Данные показатели отражают функциональные возможности сердечно-сосудистой системы организма. Кроме того, учитывали массу тела обследуемого. За показатель избыточной массы тела принимали отношение массы тела в килограммах к квадрату значения роста в метрах, превышающее 29.

В зависимости от толерантности к физической нагрузке и объема выполненной работы все обследованные были разделены на три группы. В 1-ю группу вошли 25 человек с высокой толерантностью к физической нагрузке (159,0±14,9 Вт). Они выполняли объем работы, равный в среднем 62,9±14,3 кДж. 2-я группа включала 29 человек со средней толерантностью к физической нагрузке (113,6±12,5 Вт). Объем выполненной работы составлял у них 45,3±12,2 кДж. 3-я группа объединяла лиц с низкой толерантностью к физической нагрузке (65,0±12,9 Вт). Объем выполненной работы у них был весьма небольшим — всего 16,8±5,3 кДж. Наиболее часто избыточная масса тела, артериальная гипертензия и курение встречались у лиц с низкой толерантностью к физической нагрузке. Систолическое артериальное давление и частота сердечных сокращений в покое за одну минуту у лиц 3-й группы оказались большими, чем в 1-й и контрольной группах, что, в свою очередь, проявлялось в увеличении индекса напряжения. Однако его прирост при нагрузке был ниже, чем в контрольной группе, а также в группе лиц с высокой толерантностью к нагрузке, что свидетельствовало о снижении функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.

При проведении велоэргометрической пробы в 32% случаев были выявлены изменения ЭКГ и АД, которые указывали на патологическую реакцию в ответ на нагрузку: смещение сегмента ST вниз от изолинии (15,6% —ишемический тип реакции), подъем систолического АД до 28 кПа и диастолического до 16 кПа (15,6% —гипертензивный тип реакции). Смешанный тип патологической реакции на нагрузку (ишемический и гипертензивный) был отмечен у 1,5% обследованных.

Скрытая ишемия миокарда была обнаружена у 5 человек, при этом на ЭКГ имела место ишемическая депрессия сегмента ST более 1 мм продолжительностью 0,08 с. Синдром стенокардии у этих лиц отсутствовал как при опросе, так и во время проведения пробы с физической нагрузкой.

Патологическая реакция на нагрузку возникала в 3-й группе в 3,5 раза чаще, чем в 1-й (соответственно у 70% и 20% лиц, Р<0,05). Заболевания сердечно-сосудистой системы были выявлены у 28 (43,7%) человек, причем ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертония встречались у лиц с низкой толерантностью к физической нагрузке в 3 раза чаще, чем у тех обследованных, у которых при велоэргометрической пробе регистрировалась высокая толерантность к нагрузке (соответственно у 70% и 24% лиц, Р<0,05).

ВЫВОДЫ

1. Среди машинистов локомотивных бригад были выделены три группы — с % высокой, средней и низкой толерантностью к физической нагрузке. Ишемическая болезнь сердца и такие факторы риска, как курение, избыточная масса тела, артериальная гипертензия, наиболее часто встречаются у лиц с низкой толерантностью к нагрузке.

2. Велоэргометрическую пробу можно успешно использовать для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и ранней диагностики ишемической болезни сердца у машинистов локомотивов.

×

About the authors

Yu. A. Panfilov

Ulyanov Kuibyshev Medical Institute

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kuibyshev

A. L. Slobodyanyuk

Ulyanov Kuibyshev Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kuibyshev

N. N. Kryukov

Ulyanov Kuibyshev Medical Institute

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kuibyshev

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1989 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies