Проба с физической нагрузкой в диагностике ишемической болезни сердца и артериальной гипертензии у машинистов локомотивов
- Авторы: Панфилов Ю.А.1, Слободянюк А.Л.1, Крюков Н.Н.1
-
Учреждения:
- Куйбышевский медицинский институт имени Д. И. Ульянова
- Выпуск: Том 70, № 4 (1989)
- Страницы: 249-250
- Тип: Статьи
- Статья получена: 06.02.2022
- Статья одобрена: 06.02.2022
- Статья опубликована: 15.08.1989
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/100231
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj100231
- ID: 100231
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертония занимают важное место в структуре терапевтической патологии у машинистов локомотивов. Известно, что физическая нагрузка повышает потребность миокарда в кислороде. В норме это компенсируется повышением дебита коронарных сосудов. В условиях патологии резервы коронарного кровообращения снижены, что приводит к гипоксии миокарда и снижению толерантности к физической нагрузке. Использование при медицинском обследовании данных нагрузочных тестов, в частности велоэргометрии, позволяет не только оценивать состояние сердечно-сосудистой системы, но и повышать эффективность выявления указанных заболеваний.
Цель настоящей работы заключалась в изучении уровня толерантности к физической нагрузке, проведении диагностики ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии у машинистов локомотивов по данным велоэргометрической пробы.
Ключевые слова
Полный текст
Ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертония занимают важное место в структуре терапевтической патологии у машинистов локомотивов [2, 5]. Известно, что физическая нагрузка повышает потребность миокарда в кислороде. В норме это компенсируется повышением дебита коронарных сосудов. В условиях патологии резервы коронарного кровообращения снижены, что приводит к гипоксии миокарда и снижению толерантности к физической нагрузке [1, 4]. Использование при медицинском обследовании данных нагрузочных тестов, в частности велоэргометрии, позволяет не только оценивать состояние сердечно-сосудистой системы, но и повышать эффективность выявления указанных заболеваний.
Цель настоящей работы заключалась в изучении уровня толерантности к физической нагрузке, проведении диагностики ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии у машинистов локомотивов по данным велоэргометрической пробы.
Обследованы 64 машиниста и их помощники в возрасте от 19 до 56 лет. Контрольную группу составили 10 здоровых мужчин, не работающих на транспорте. Велоэргометрическую пробу проводили на велоэргометре фирмы «Медикор» КЕ-12 (Венгрия) с соблюдением всех условий нагрузки и критериев прекращения пробы [3]. Физическую работоспособность оценивали по толерантности к физической нагрузке N, определяемой по величине конечной ступени нагрузки и объему выполняемой работы А, представляющей сумму мощностей N, умноженную на время педалирования при каждой ступени нагрузки. Из показателей, доступных для стандартного скринирующего обследования, определяли следующие: возраст, стаж работы, систолическое и диастолическое АД, частоту сердечных сокращений за 1 мин в покое. Для более строгой объективизации полученных данных устанавливали так называемый индекс напряжения в покое, и его прирост при физической нагрузке. Данные показатели отражают функциональные возможности сердечно-сосудистой системы организма. Кроме того, учитывали массу тела обследуемого. За показатель избыточной массы тела принимали отношение массы тела в килограммах к квадрату значения роста в метрах, превышающее 29.
В зависимости от толерантности к физической нагрузке и объема выполненной работы все обследованные были разделены на три группы. В 1-ю группу вошли 25 человек с высокой толерантностью к физической нагрузке (159,0±14,9 Вт). Они выполняли объем работы, равный в среднем 62,9±14,3 кДж. 2-я группа включала 29 человек со средней толерантностью к физической нагрузке (113,6±12,5 Вт). Объем выполненной работы составлял у них 45,3±12,2 кДж. 3-я группа объединяла лиц с низкой толерантностью к физической нагрузке (65,0±12,9 Вт). Объем выполненной работы у них был весьма небольшим — всего 16,8±5,3 кДж. Наиболее часто избыточная масса тела, артериальная гипертензия и курение встречались у лиц с низкой толерантностью к физической нагрузке. Систолическое артериальное давление и частота сердечных сокращений в покое за одну минуту у лиц 3-й группы оказались большими, чем в 1-й и контрольной группах, что, в свою очередь, проявлялось в увеличении индекса напряжения. Однако его прирост при нагрузке был ниже, чем в контрольной группе, а также в группе лиц с высокой толерантностью к нагрузке, что свидетельствовало о снижении функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.
При проведении велоэргометрической пробы в 32% случаев были выявлены изменения ЭКГ и АД, которые указывали на патологическую реакцию в ответ на нагрузку: смещение сегмента ST вниз от изолинии (15,6% —ишемический тип реакции), подъем систолического АД до 28 кПа и диастолического до 16 кПа (15,6% —гипертензивный тип реакции). Смешанный тип патологической реакции на нагрузку (ишемический и гипертензивный) был отмечен у 1,5% обследованных.
Скрытая ишемия миокарда была обнаружена у 5 человек, при этом на ЭКГ имела место ишемическая депрессия сегмента ST более 1 мм продолжительностью 0,08 с. Синдром стенокардии у этих лиц отсутствовал как при опросе, так и во время проведения пробы с физической нагрузкой.
Патологическая реакция на нагрузку возникала в 3-й группе в 3,5 раза чаще, чем в 1-й (соответственно у 70% и 20% лиц, Р<0,05). Заболевания сердечно-сосудистой системы были выявлены у 28 (43,7%) человек, причем ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертония встречались у лиц с низкой толерантностью к физической нагрузке в 3 раза чаще, чем у тех обследованных, у которых при велоэргометрической пробе регистрировалась высокая толерантность к нагрузке (соответственно у 70% и 24% лиц, Р<0,05).
ВЫВОДЫ
1. Среди машинистов локомотивных бригад были выделены три группы — с % высокой, средней и низкой толерантностью к физической нагрузке. Ишемическая болезнь сердца и такие факторы риска, как курение, избыточная масса тела, артериальная гипертензия, наиболее часто встречаются у лиц с низкой толерантностью к нагрузке.
2. Велоэргометрическую пробу можно успешно использовать для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и ранней диагностики ишемической болезни сердца у машинистов локомотивов.
Об авторах
Ю. А. Панфилов
Куйбышевский медицинский институт имени Д. И. Ульянова
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Куйбышев
А. Л. Слободянюк
Куйбышевский медицинский институт имени Д. И. Ульянова
Email: info@eco-vector.com
Россия, Куйбышев
Н. Н. Крюков
Куйбышевский медицинский институт имени Д. И. Ульянова
Email: info@eco-vector.com
Россия, Куйбышев
Список литературы
- Амосов H. М., Бендет Я. А.//Физическая активность и сердце.— Киев, Здоров’я, 1975.
- Давидович В. Р.//Заболеваемость железнодорожников и пути ее снижения.— Автореф. канд. дисс.— Краснодар, 1969.
- Двигательные тесты для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы./Доклад совещания ВОЗ.— Женева, 1970.
- Зарецкий В. В., Кондраков В. М., Колганова Л. Я.//Косм. биол. и авиакосм. мед.— 1979.— № 1.— С. 58—62.
- Лютоев Г. И., Николаев А. А., Быкова К. Ф., Яскина Н. Я.//В кн.: Теоретические и клинические аспекты патологии кровообращения.— Иркутск, 1984.— Вып. 151.
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)