Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева

Рецензируемый научно-технический журнал.

Главный редактор

  • Куркин Андрей Александрович, профессор Российской академии наук, специалист в области исследования морских природных катастроф и нелинейных морских волн
     ORCID: 0000-0003-3828-6406

Издатель и Учредитель

  • Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Периодичность выхода

  • 4 выпуска в год

Язык принимаемых рукописей

  • русский

Индексация

  • РИНЦ
  • Google Scholar
  • Ulrich's Periodicals Directory
  • Dimensions

О журнале

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева - рецензируемый научно-технический журнал, состоящий из трех рубрик, отражающих результаты прикладных и фундаментальных исследований. Приоритетными тематическими направлениями являются: информатика и управление, системный анализ, электроэнергетика, ядерная энергетика, машиностроение, транспорт. Основное содержание составляют научные статьи, научные обзоры, рецензии и отзывы. Актуальность журнала определяется необходимостью формирования комплексного коммуникативного пространства по управлению научно-технической информацией, тенденциями интеграции в российское и мировое научное пространство.

Журнал рекомендован ВАК (категория К2) для публикации  результатов диссертационных исследований по специальностям:

  • Информатика и информационные процессы;
  • Наземные транспортно-технологические средства и комплексы;
  • Ядерные энергетические установки, топливный цикл, радиационная безопасность;
  • Системный анализ, управление и обработка информации, статистика.

Журнал зарегистрирован как средство массовой информации в Роскомнадзоре. Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77 - 56417
11.12.2013

Объявления Ещё объявления...

 
Не было опубликовано ни одного объявления.

Текущий выпуск

№ 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Информатика, управление и системный анализ

Разработка и реализация программных средств регрессионного тестирования алгоритмов при решении задач производственного планирования
Афраймович Л.Г., Куликов М.С., Кумагина Е.А., Прилуцкий М.Х., Старостин Н.В.
Аннотация

Разработан программный продукт, предназначенный для решения задач распределения производственных ресурсов при автоматизации процесса изготовления высокотехнологичных изделий, типичных для предприятий машиностроительного дивизиона ГК «Росатом». Рассматривается NP-трудная задача производственного планирования, при решении которой используются эвристические процедуры, использующие, в зависимости от специфики задачи, различные сценарии работы. В основе решающих алгоритмов, реализованных в программном продукте СМАРТ-ресурс, лежат авторские фронтальные алгоритмы, имеющие возможность за счет информации, получаемой с учетом реализованных обратных связей, использовать для решения задачи различные сценарии. Приведена математическая модель проблемы распределения производственных ресурсов, в рамках которой поставлена задача распределения производственных ресурсов по критерию минимизации отклонений от заданных директивных сроков изготовления запланированных изделий. Показана ее NP-трудность. Приведены алгоритмы ее решения. Разработано и реализовано программное средство, позволяющее регрессионно тестировать и настраивать на целевые задачи внутренние параметры фронтальных алгоритмов с обратной связью при решении NP-трудных задач производственного планирования с использованием системы производственного планирования СМАРТ-ресурс.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):7-14
pages 7-14 views
Динамическая модель и метод обнаружения однофазного провала напряжения на основе автокорреляционной функции и нейросетевого автокодировщика
Ван С., Елисеев В.Л.
Аннотация

Рассматривается задача обнаружения момента сбоя качества электрической энергии переменного тока. Предлагается новый метод контроля качества ACF-AE, основанный на использовании автокорреляционной функции сигнала напряжения и нейросетевого автокодировщика, распознающего аномалии. Проводится сравнение эффективности различных методов контроля качества с предложенным. Результаты экспериментов показывают, что предложенный метод позволяет более точно обнаружить начальную и конечную точки однофазного провала в сигнале напряжения, содержащего шум и гармоники. По сравнению с традиционным пороговым методом, основанным на среднеквадратичном значении, предложенный метод имеет очевидные преимущества в точности и надежности.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):15-25
pages 15-25 views
Методы морфологического анализа изображений для выявления дефектов на покрытиях
Киященко В.В.
Аннотация

Рассматриваются методы морфологического анализа изображений для выявления дефектов на покрытиях. Применение морфологических операций, таких как эрозия, дилатация, замыкание и градиент, позволяет эффективно выделять границы объектов на изображениях. В ходе исследования предложен подход к автоматизированному анализу изображений покрытий, позволяющий определять координаты, площадь, периметр и эксцентриситет дефектов. Представленные результаты демонстрируют высокую эффективность методов морфологической обработки в улучшении точности и полноты анализа структуры поверхности. Для документирования характеристик дефектов сформирована таблица, которая может быть использована в качестве основы для дальнейшей классификации и оценки качества покрытий. Применение предложенных методов позволяет повысить точность дефектоскопии и может найти применение в промышленности и научных исследованиях.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):26-36
pages 26-36 views
Практические аспекты применения метода условного экстремума фазовой скорости в анализе движения транспортного средства в потоке
Чернышов А.В.
Аннотация

Обобщен и дополнен предложенный ранее метод условного экстремума фазовой скорости, введено понятие качественного и количественного изменения закона изменения состояния динамической системы, сформирована методологическая основа для использования этого метода. Полученная методологическая основа позволила разработать оригинальный подход к задаче исследования движения транспортного средства в потоке. Результаты могут быть использованы при разработке рекомендаций по безопасному управлению транспортным средством, синтезу алгоритмов управления подвижными объектами, разработке тренажеров, оптимизации движительно-рулевого комплекса транспортных средств и пр.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):37-49
pages 37-49 views

Ядерная энергетика и атомное машиностроение

Тестирование многопетлевого контура в режиме естественной циркуляции свинцово-висмутового теплоносителя
Прибатурин Н.А., Лобанов П.Д., Курдюмов А.С., Светоносов А.И., Чинак А.В.
Аннотация

Приведены результаты тестирования стенда с жидкометаллическим теплоносителем, имеющего четыре циркуляционных контура, соединяющихся в верхней камере: один источник тепловыделения в виде семистержневого имитатора тепловыделяющей сборки и четыре теплообменника, отводящие тепло от каждого контура. Получены данные по режиму естественной циркуляции свинцово-висмутового расплава в двух- и четырехпетлевой циркуляционной системе, данные по изменению режима естественной циркуляции при нарушении отвода тепла от одной из циркуляционных петель.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):50-58
pages 50-58 views

Машиностроение и транспорт: теория, технологии, производство

Анализ рисков возникновения потери устойчивости транспортного средства при колебательном процессе воздействия на рулевое управление
Бережнов М.К., Жилейкин М.М.
Аннотация

Проведен анализ потери устойчивости для автомобилей с передним и задним приводом, созданы линейные модели и построены амплитудно-частотные характеристики. Сформулированы условия возникновения резонансов для каждой из двух систем. Доказано отсутствие риска возникновения потери устойчивости для заднеприводного автомобиля и сформулировано условие, при выполнении которого возможна потеря устойчивости у переднеприводного автомобиля.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):59-65
pages 59-65 views
Разработка алгоритмов управления гидростатической трансмиссией с использованием имитационной модели реального времени
Бузунов Н.В., Муравьев А.С., Пирожков Р.Д.
Аннотация

Разработаны алгоритмы управления гидростатической трансмиссией специальной транспортной машины с использованием имитационного моделирования. Приведена методология и дано описание этапов разработки алгоритмов: формирование концепции, отладка, проверка в составе программного обеспечения физического контроллера, тестирование систем транспортного средства, в котором может участвовать имитационная модель внешней среды. Представленная разработка была успешно внедрена в систему управления опытной машины. Сравнение результатов моделирования и натурного эксперимента позволяет сделать вывод о достаточной, для рассматриваемых целей, точности имитационной модели и состоятельности приведенного подхода к проектированию.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):66-78
pages 66-78 views
Влияние закона управления на колебательные процессы в электромеханическом приводе
Климов А.В.
Аннотация

Исследовано влияние S-образного закона назначения крутящего момента в управлении электромеханической силовой передаче на динамическую нагруженность механической трансмиссии и на энергоэффективность движения. Показана возможность исключения возбуждения колебаний при изменении режима движения и направления приложения нагрузки в механической трансмиссии силовой передачи. Высокое значение рекуперативного момента при отпускании педали хода и движении в тормозном режиме снижает эффективность движения, увеличивая удельные энергозатраты. Применение S-образного закона назначения крутящего момента возможно для реализации алгоритмов управления движением и реализации программного обеспечения.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):79-86
pages 79-86 views
Исследование факторов, определяющих выбор типа и грузоподъемности лесозаготовительных погрузочно-транспортных машин
Клубничкин Е.Е., Клубничкин В.Е., Наумов В.Н.
Аннотация

Исследуются аналитические зависимости факторов, определяющих тип и грузоподъемность погрузочных и транспортных машин. Обсуждается почасовая производительность и стоимость трелевки этих транспортных средств, а также взаимосвязи между такими факторами, как скорость, время простоя, расстояние трелевки и использование грузоподъемности. Представлены графики и технические данные, подтверждающие анализ. Делается вывод о том, что средняя техническая скорость погрузочно-транспортных машин зависит от их типа, грузоподъемности и срока службы, и что различные типы транспортных средств имеют разную скорость в зависимости от их грузоподъемности. Приведены аналитические выражения для расчета средней технической скорости для различных типов погрузочно-транспортных средств. На основе анализа и расчетов рассмотрена возможность внедрения улучшений для повышения эффективности и продуктивности погрузочных и транспортных средств. В дальнейшем это может включать оптимизацию грузоподъемности, сокращение времени простоя или повышение скорости в зависимости от конкретных требований и ограничений.

Результаты работы имеют большое значение для повышения эффективности и продуктивности погрузочных и транспортных средств, позволяя профессионалам в области конструирования и исследования оптимизировать производительность и принимать обоснованные решения в вопросах конструкции лесных погрузочно-транспортных машин.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):87-103
pages 87-103 views
Метод определения жесткости стабилизатора поперечной устойчивости произвольной формы
Мавлонов М.Х., Четвериков М.В.
Аннотация

Предметом исследования являются методы расчета жесткостей податливых элементов систем подрессоривания колесных машин. В Инновационном центре «КАМАЗ» разработан новый метод определения жесткости стабилизатора поперечной устойчивости с учетом его геометрической формы, позволяющий достичь достаточную точность расчета с погрешностью в пределах 5 %. Представлена расчетная схема стабилизатора поперечной устойчивости. Сравнительная оценка производится на основании результатов серии расчетов моделей стабилизаторов поперечной устойчивости численным методом в программе конечно-элементного анализа.

Предлагаемый метод позволяет уточнять расчеты динамики транспортных средств за счет получения величины жесткости стабилизатора поперечной устойчивости, близкой к реальной, для корректного определения угла крена подрессоренной массы колесной машины, что является важным критерием безопасности движения транспортного средства.

Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2025;(1):104-110
pages 104-110 views