Феномен персонажа драматургии Чехова
- Авторы: Афанасьев Э.С.1
-
Учреждения:
- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
- Выпуск: Том 84, № 2 (2025)
- Страницы: 51-60
- Раздел: Статьи
- URL: https://kazanmedjournal.ru/1605-7880/article/view/684273
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1605788025020058
- ID: 684273
Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается проблема феномена персонажа драматических произведений Чехова, по нашему мнению, как это ни странно, аналога персонажа его художественной прозы. Аналога в том отношении, что персонаж чеховской драматургии состоит в том же онтологическом и эстетическом статусах, что и персонаж его художественной прозы, ему присущ тот же модус бытия – экзистенция, те же объективные и субъективные факторы личного его бытия, он имеет ту же склонность подменять реальное существование виртуальным, в результате чего он испытывает внутренний кризис (драматическая вина), но в конечном счёте благодаря жизненному опыту он обретает своё «я», что нивелирует его драматическую вину. Само понятие «вина» персонажа в условиях его зависимости от объективных факторов в значительной мере формализуется. И в драматических произведениях Чехова имеет место сюжет «истории души человеческой», воплощённый, однако, в множество сюжетных линий, каждая из которых имеет одинаковую структуру, а именно, план драматический и план эпический при ведущей роли последнего. Такая структура сюжета пьес Чехова обусловила особенности их композиции и жанровую их специфику (ироническая драма). Вывод: персонаж художественных произведений Чехова по своему эстетическому статусу – иронический герой. Материал статьи исследуется в историко-литературном контексте.
Об авторах
Э. С. Афанасьев
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Автор, ответственный за переписку.
Email: edg_afanasyev@mail.ru
Доктор филологических наук, профессор
Россия, 150000, Ярославль, Которосльная наб., д. 66Список литературы
- Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Художественная литература», 1978–1985. Т. 15. 431 с.
- Семанова М.Л. Чехов – художник. М.: Просвещение, 1976. 223 с.
- Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М.: Наука, 1966. 150 с.
- Видуэцкая И.П. Способы создания иллюзии реальности в прозе зрелого Чехова // А.П. Чехов: Pro et Contra. Антология. Т. 3. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академией, 2016. 879 с.
- Регоци И. Текст Чехова как текст жизни // Вопросы литературы. 2021. № 5. С. 88–108.
- Маркович В.М. Цит. по статье В.А. Котельникова «О реализме и идеализме в литературе и в философии» // Русская литература. 2009. № 2. С. 3–30.
- Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. ст. М.: Прогресс, 1975. 468 с.
- Михайлов И.И. Экзистенциальная философия А.П. Чехова // Русская философия XX века: Национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. 226 с.
- Гинецинский В.И. Экзистенциально-психологические интенции художественного мира А.П. Чехова // Вестник С.-Петербургского ун-та. Научно-теоретический журнал. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. СПб., 2010. Вып. 2. 440 с.
- Шестов Л. Творчество из ничего. СПб., 1906. 54 c.
- Бялый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало ХХ века до 1917 года. Л.: Наука, 1987. 659 с.
- Голомб Арай. Характеристики Чехова: реализуя столетний потенциал // Ибсен. Стриндберг. Чехов: Сб. ст. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. 402 с.
- Шестов Л. Цит. по статье А.Д. Степанова «Лев Шестов о Чехове» // Чеховиана. Чехов и Серебряный век. М.: Наука, 1996. С. 75–79.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М., 1986. Сочинения: В 18 т. Т. 13.
Дополнительные файлы
