Аннотация
Статья посвящена сравнительному изучению декора богато украшенных в технике огненного золочения дверей западного и южного порталов собора Рождества Богородицы в Суздале (конец 20 – начало 30-х годов XIII в.) с привлечением аналогий славяно-византийского происхождения. Применение техники огненного золочения для украшения дверей Суздальского собора с целью создания сияющих золотом образов соответствует тематике наиболее почитаемых священных изображений. Использование золота соответствует задаче изображения ангелов и их чудес на пластинах южных дверей. На Суздальских дверях мандорла (сияние, окружающее фигуру) архангела Михаила своей лучезарностью превосходит аналогичный мотив, отражающий представления о мистическом Фаворском свете в композиции “ Преображение”, представленной на дверях собора. Это свидетельствует о важнейшем значении для их заказчиков и создателей культа ангелов, тесно связанного с представлениями о воинской доблести и власти феодальных правителей.