Феномен “μάγκας” в эмическом видении греков
- Авторы: Сиднева С.А.1
 - 
							Учреждения: 
							
- МГУ им. М.В. Ломоносова
 
 - Выпуск: № 3 (2025)
 - Страницы: 18-30
 - Раздел: Специальная тема номера: Антропология криминальности: делинквенция как составляющая традиционной культуры в прошлом и настоящем
 - URL: https://kazanmedjournal.ru/0869-5415/article/view/689589
 - DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541525030024
 - EDN: https://elibrary.ru/MSTUFD
 - ID: 689589
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено особому социокультурному феномену μάγκας, сформировавшемуся в низовой среде греческих портовых городов в конце XIX – первой половине XX в. В этот период из-за обеднения деревенского населения в ходе урбанизации и его переселения в поисках лучшей доли в более крупные центры, но главным образом из-за Малоазийской катастрофы 1922 г., вызвавшей приток беженцев из Смирны (Измир) и ее окрестностей в Афины и Пирей, произошла криминализация портовых городов. Mάγκας – это сложнопереводимое на русский язык многозначное слово, которое со временем вышло за пределы своего изначально негативного значения. В данном случае наблюдаются эволюция и метаморфоза понятия: из деклассированного криминального или полукриминального элемента, бродяги, бездельника, временами вора и контрабандиста, завсегдатая дешевых теке – курилен гашиша в Пирее, противостоящего полиции, он превращается в бравого задиру-парня из народа, мало ценящего материальные блага, а иногда и в виртуозного музыканта и исполнителя своеобразного песенно-танцевального жанра “ребетика”, сыгравшего существенную роль в романтизации образа μάγκας. Традиционно в научной литературе большее внимание уделено особенностям жанра греческой ребетики, ее эволюции – от народной до авторской “блатной песни”, изначально презираемой и полузапрещенной в официальной культуре, а затем провозглашенной культурным достоянием Греции. В данной работе ракурс смещен на μάγκας – главного персонажа ребетики, на его бытование в определенной социальной среде и на его восприятие в греческом обществе.
Ключевые слова
Полный текст
Об авторах
Светлана Александровна Сиднева
МГУ им. М.В. Ломоносова
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: lucia80@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-2937-5434
				                																			                								
к. филол. н., доцент кафедры итальянского языка факультета иностранных языков и регионоведения
Россия, 119991, Москва, Ленинские горы 1Список литературы
- Васильева И.Э., Кисилиер М.Л. Греческая революция как культурный феномен: к проблеме формирования коллективной памяти и локальной идентичности // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2019. Т. XIII. C. 135–160.
 - Risto Pekka Pennanen. Westernisation and Modernisation in Greek Popular Music. PhD diss. abstract. Acta Universitatis Tamperensis, Tampa, 1999.
 - Γκοτσίνας Κ. Επί της ουσίας. Αθήνα: Πανεπιστημιακές εκδόσεις Κρήτης, 2021.
 - Ζαϊμάκης Γ. Χασισοποσια και ντερβισιλίκι στο Ηράκλειο Κρήτης στο πρώτο μισό του 20ου αιώνα // Ethnologia. 2004–2005. Vol. 11. Σ. 61–87.
 - Καραποτόσογλου Κ. Συγκριτικές διερευνήσεις στα νέα ελληνικά // Λεξικογραφικόν δελτίον Ακαδημίας Αθηνών. 1986. Τ. 16. Σ. 267–268.
 - Κοροβίνης Θ. Οι Ζεϊμπέκοι της Μικράς Ασίας. Αθήνα: Αγρα, 2005.
 - Πετρόπουλος Η. Ρεμπετολογία. Αθήνα: Κέδρος, 2011.
 - Τσάκvης Ν. Η Εγκυκλοπαιδία του μάγκα. Αθήνα: Καστανιώτης, 2016.
 - Τυροβολά Β. Ελληνικοί αστικολαϊκοί χοροί // Τέχνες II: Επισκόπηση Ελληνικής Μουσικής και Χορού / Συν. Ν. Γύφτουλας και άλλα. Πάτρα: ΕΑΠ; Τόμος E, 2003. Σ. 125–151.
 
Дополнительные файлы
				
			
						
						
						
					
						
									


