Роль Германии как «рамочного государства» НАТО

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В отличие от предшественниц, ФРГ использовала свой военный потенциал не как нация-государство, а как участница многосторонних военных структур. Одновременно она сохраняла державные амбиции. Сочетание двух тенденций привело к феномену использования бундесвера в качестве средства, которое обеспечивало Германии возможность стать «рамочным государством» (ведущим государством-комплектатором) при развертывании различных многонациональных группировок. Изучены случаи выполнения этой роли контингентами Германии в зонах нестабильности на Балканах в 1990-е гг., в Афганистане, Ливане и Мали в XXI в. Рассмотрены обусловленные состоянием бундесвера ограничители для выполнения им задач ФРГ как «рамочной нации». Исследуются особенности принятия ФРГ данных функций для сил быстрого реагирования, сил передового развертывания НАТО на фоне развития конфронтации Запада и РФ. Сделаны выводы о политическом значении каждого кейса для изменения позиций Германии в Европе и мире.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Филипп Олегович Трунов

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: 1trunov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7092-4864

кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник отдела Европы и Америки

Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 51/21

Список литературы

  1. Арзаманова Т.В. (2022) Отдельные аспекты стратегического планирования Германии в Индо-Тихоокеанском регионе в условиях возвращения соперничества великих держав // Актуальные проблемы Европы. № 4. С. 258–284. (https://doi.org/10.31249/ape/2022.04.11).
  2. Камкин А.К. (2022) Ближневосточный вектор внешней политики ФРГ 2010–2022 гг. // Актуальные проблемы Европы. № 4. С. 188–212. (https://doi.org/10.31249/ape/2022.04.08).
  3. Сидоров А.С. (2019) Франко-германское военно-политическое сотрудничество: «окно возможностей» или движение по инерции? // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 172–186.
  4. Хабаров С.Н. (2022) Бундесвер как основа военной организации Германии // Военная мысль. № 11. С. 117–133.
  5. Biscop S. (2022) The New Force Model: NATO’s European Army? // Egmont Policy Brief. No 285. 6 p.
  6. Glatz R., Hansen W., Kaim M., Vorrath J. (2018) Die Auslandseinsätze der Bundeswehr in Wandel. Berlin: Stiftung Wissenschaft und Politik. 52 p. (In Germ.).
  7. Glatz R., Kaim M. (2020) Mandatverlängern – Abzug vorbereiten // SWP-Aktuell. No 18. 4 p. (https://doi.org/10.18449/2020A18) (In Germ.).
  8. Glatz R., Zapfe M. (2017) Ambitionierte Rahmennation: Deutschland in der NATO // SWP-Aktuell. No. 62. 8 p. (In Germ.).
  9. Hacke C. (1993) Weltmacht wider Willen. Die Außenpolitik der Bundesrepublik Deutschland. Frankfurt-am-Main: Ullstein. 682 p. (In Germ.).
  10. Major С., Swistek G. (2022) Die NATO nachdem Gipfel von Madrid // SWP-Aktuell. No. 49. 4 p. (https://doi.org/10.18449/2022A49) (In Germ.).
  11. Varwick J. (2007). Nordatlantische Allianz // Handbuch zur deutschen Außenpolitik. Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften/ GWV Fachverlage GmbH, 2007. Pp. 763–778. (In Germ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024