Феномен психологических границ у детей старшего дошкольного возраста
- Авторы: Силина О.В.1, Морозова Е.А.1, Васильева В.И.1, Максимов И.А.2
-
Учреждения:
- Московский институт психоанализа
- Центр нейропсихологии и логопедии Ember.int
- Выпуск: Том 35, № 5 (2024)
- Страницы: 75-93
- Раздел: Социальные практики
- URL: https://kazanmedjournal.ru/0236-2007/article/view/670777
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200724050048
- ID: 670777
Цитировать
Аннотация
Психологическая граница, рассматриваемая как удобная описательная метафора, позволяет обозначить процесс отделения личного пространства одного человека от другого. К старшему дошкольному возрасту данный феномен приобретает особую значимость: ребенок готовится к вступлению в новую социальную ситуацию развития, которая предполагает необходимость переструктурирования сложившихся отношений со средой. Целью исследования является изучение феномена психологических границ у детей старшего дошкольного возраста. Качественный подход обеспечивает возможность получения тонко нюансированной информации, глубоко погрузиться в каждый индивидуальный случай. Стимульный материал обращен к понятному, значимому, ценному для ребенка конструкту «дом». Данный стимул выступает как метонимия, которую требуется наполнить собственным психологическим содержанием. В процессе рисования с ребенком проводится полуструктурированная беседа, в процессе которой уточняются особенности рисунка. Правдоподобность, переносимость и подтверждаемость полученных результатов обеспечивается четкой инструкций, наличием бланка регистрации ответов и данных наблюдения, интервьюированием родителей. Качественная интерпретация результатов позволяет «услышать детский голос», перейти к анализу индивидуального случая, создать «порядок из хаоса», объединив взаимодействия ребенка со средой в единый феномен — психологические границы. Проведенное исследование показало, что психологические границы старших дошкольников — это сложный конструкт, включающий в себя и оценку дружественности среды, и роль взрослых и сверстников, и наличие различных состояний психологических границ (в покое, во взаимодействии, и в ситуации угрозы).
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Ольга Владимировна Силина
Московский институт психоанализа
Автор, ответственный за переписку.
Email: omela333@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7750-6200
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и семейного консультирования
Россия, 121170 Москва, Кутузовский проспект, д. 34, стр. 14Елена Анатольевна Морозова
Московский институт психоанализа
Email: Int-sobesednik@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-7578-673X
кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной психологии и семейного консультирования
Россия, 121170 Москва, Кутузовский проспект, д. 34, стр. 14Вероника Игоревна Васильева
Московский институт психоанализа
Email: nica.cosits@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-1197-0952
аспирантка, преподаватель кафедры возрастной психологии и семейного консультирования
Россия, 121170 Москва, Кутузовский проспект, д. 34, стр. 14Иван Александрович Максимов
Центр нейропсихологии и логопедии Ember.int
Email: inva-maskimov@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-8635-621X
психолог-консультант
Россия, 195213 Санкт-Петербург, Новочеркасский просп., д. 58Список литературы
- Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 31 [Электронный ресурс]. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/665 (дата обращения: 12.04.2024). Avdulova T.P. Sotsializatsiya rebenka v prostranstve sem’i [Child Socialization in a Family Space]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological Studies]. 2013. Vol. 6, N 31 [Electronic resource]. URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/665 (date of access: 04.12.2024).
- Бурлакова Н.С. Проективные методы: дискуссии о научном статусе, возможностях развития и применения в клинической психологии // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы. Коллективная монография. M.: OOO «Сам Полиграфист», 2016. С. 38–53. Burlakova N.S. Proektivnye metody: diskussii o nauchnom statuse, vozmozhnostyakh razvitiya i primeneniya v klinicheskoi psikhologii [Projective Methods: Discussion Concerning their Status, Development Opportunities and Application in Clinical Psychology]. Diagnostika v meditsinskoi (klinicheskoi) psikhologii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy. Kollektivnaya monografiya [Diagnostics in Medical (Clinical) Psychology: State of the Art and Outlook. Collective Monograph]. Moscow: “Sam Poligrafist” Publ., 2016. P. 38–53.
- Бурмистрова-Савенкова А.В. Понятие бытийного пространства личности и методика исследования индивидуальных предпочтений в регуляции границ этого пространства // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 1. С. 6–18. Burmistrova-Savenkova A.V. Ponyatie bytiinogo prostranstva lichnosti i metodika issledovaniya individual’nykh predpochtenii v regulyatsii granits etogo prostranstva [The Concept of Existential Space of Personality and Methods of Investigation of Individual Preferences in the Regulation of Boundaries this Space]. Teoreticheskaya i eksperimental’naya psikhologiya [The Theoretical and Experimental Psychology]. 2016. Vol. 9, N 1. P. 6–18.
- Быкова В.И., Полухина Ю.П., Львова Е.А., Фуфаева Е.В., Валиуллина С.А. К вопросу о суицидальном поведении подростков — реалии скоропомощного стационара // Консультативная психология и психотерапия. 2023. Т. 31, № 2. С. 68–83. Bykova V.I., Polukhina Yu.P., Lvova E.A., Fufaeva E.V., Valiullina S.A. K voprosu o suitsidal’nom povedenii podrostkov — realii skoropomoshchnogo statsionara [To the Question of Suicidal Behavior of Adolescents — Realities of an Emergency Hospital]. Konsul’tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy]. 2023. Vol. 31, N 2. P. 68–83.
- Володина Ю.А. Проблема определения границ психологического пространства личности // Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 1. С. 136–141. Volodina Yu.A. Problema opredeleniya granits psikhologicheskogo prostranstva lichnosti [The Problem of Defining the Boundaries of the Psychological Space of Personality]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald]. 2010. N 1. P. 136–141.
- Глейк Дж. Хаос: Создание новой науки / пер. с англ. М.С. Нахмансона, Е.С. Барашковой. М.: Амфора, 2001. Gleick J. Khaos: Sozdanie novoi nauki [Chaos. Making a New Science], transl. from English by M.S. Nachmanson, E.S. Barashkova. Moscow: Amfora Publ., 2001.
- Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. C. 10–18. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Psikhologicheskoe i sotsial’no-psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti: teoreticheskie osnovaniya issledovaniya [The Psychological and Socio-Psychological Space of the Person: the Theoretical Foundations of the Research]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2012. N 2. P. 10–18.
- Калфф Д. Сэндплей и его целительное воздействие на психику / пер. с англ. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. Kalff D. Sendplei i ego tselitel’noe vozdeistvie na psikhiku [Sandplay: A Psychotherapeutic Approach to the Psyche], transl. from English. Moscow, St. Petersburg: Tsentr gumanitarnykh initsiativ Publ., 2021.
- Кудряшова Т.Ю. Особенности формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2023. № 1. С. 68–75. Kudryashova T.Yu. Osobennosti formirovaniya tsennostnykh orientatsii u detei starshego doshkol’nogo vozrasta [Features of the Formation of Value Orientations in Older Preschool Children]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Education in Nizhny Novgorod]. 2023. N 1. P. 68–75.
- Леви Т.С. Телесно-энергийный подход к пониманию психологической границы человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. № 2. С. 10–18. Levi T.S. Telesno-energiinyi podkhod k ponimaniyu psikhologicheskoi granitsy cheloveka [Corporal and Energy Approach to the Understanding of a Human’s Psychological Boundary]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific works of the Moscow University for Humanities]. 2017. N 2. P. 10–18.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. Leontiev A.N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya: v 2-kh t. [Selected psychological works: in 2 vols.]. Vol. 1. Moscow: Pedagogika Publ, 1983.
- Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Современные критериальные системы валидности качественных исследований в психологии // Национальный психологический журнал. 2014. № 2(12). С. 36–48. Melnikova O.T., Khoroshilov D.A. Sovremennye kriterial’nye sistemy validnosti kachestvennykh issledovanii v psikhologii [Modern Criteria System of Identifying the Validity of Qualitative Research in Psychology]. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal]. 2014. N 2(12). P. 36–48.
- Нартова-Бочавер С.К., Силина О.В. Психологические границы личности: взросление и культура. М.: Памятники исторической мысли, 2018. Nartova-Bochaver S.K., Silina O.V. Psikhologicheskie granitsy lichnosti: vzroslenie i kul’tura [Psychological Boundaries of Personality: Growing Up and Culture]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoi mysli Publ., 2018.
- Нартова-Бочавер С.К. Психология суверенности: 10 лет спустя. М.: Смысл, 2017.
- Nartova-Bochaver S.K. Psikhologiya suverennosti: 10 let spustya [The Psychological Sovereignty: Ten Years After]. Moscow: Smysl Publ., 2017.
- Носуленко В.Н. Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании // Экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 3. С. 4–16. Nosulenko V.N. Voprosy integratsii kachestvennykh i kolichestvennykh metodov v psikhologicheskom issledovanii [Integration Issues of Qualitative and Quantitative Methods in Psychological Research]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental Psychology]. 2021. Vol. 14, N 3. P. 4–16.
- Петрова М. Образ дома в фольклоре и мифе // Серия «Symposium», Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Вып. 1. Материалы научной конференции. 20–21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. C. 59–61. Petrova M. Obraz doma v fol’klore i mife [The Image of the House in Folklore and Myth]. Seriya «Symposium», Estetika segodnya: sostoyanie, perspektivy. Vyp. 1. Materialy nauchnoi konferentsii. 20–21 oktyabrya 1999 g. Tezisy dokladov i vystuplenii [The Series “Symposium”, Aesthetics Today: State, Prospects. Issue 1. Materials of the Scientific Conference. October 20–21, 1999. Abstracts of Reports and Speeches]. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 1999. P. 59–61.
- Пивненко Т.В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М.: МГППУ, 2008. Pivnenko T.V. Psikhologicheskie granitsy Ya v igre detei, ne prinimaemykh sverstnikami: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13 [Psychological Boundaries of the Self in the Game of Children who are not Accepted by their Peers: Abstract of the Diss. ... CSc, Psychology: 19.00.13]. Moscow: Moscow State University of Psychology and Pedagogy Publ., 2008.
- Погожина И.Н. Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 3. C. 16–31. Pogozhina I.N. Modeli vzaimosvyazi obucheniya i razvitiya psikhiki v kul’turno-istoricheskom i deyatel’nostnom podkhodakh [The Models of Relationship Between Training and Psyche Development in Cultural-Historical and Activity Approaches]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2016. Vol. 8, N 3. P. 16–31.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / пер. с англ. Ю.А. Данилова. М.: Прогресс, 1986. Prigogine I., Stengers I. Poryadok iz khaosa. Novyi dialog cheloveka s prirodoi [Order Out of Chaos. Man’s New Dialogue with Nature], transl. from English by Yu.A. Danilov. Moscow: Progress Publ., 1986.
- Резниченко С.И., Нартова-Бочавер С.К., Кузнецова В.Б. Метод оценки привязанности к дому // Психология. Журнал ВШЭ. 2016. Т. 13, № 3. С. 498–518. Reznichenko S.I., Nartova-Bochaver S.K., Kuznetsova V.B. Metod otsenki privyazannosti k domu [The Instrument for Assessment of Home Attachment]. Psikhologiya. Zhurnal VShE [Psychology. HSE Journal]. 2016. Vol. 13, N 3. P. 498–518.
- Силина О.В. Генезис и функционирование психологических границ у детей от двух до десяти лет: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М.: МГППУ, 2020. Silina O.V. Genezis i funktsionirovanie psikhologicheskikh granits u detei ot dvukh do desyati let: avtoreferat dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.13 [Genesis and Functioning of Psychological Boundaries in Children from Two to Ten Years Old: Abstract of the Diss. … CSc, Psychology: 19.00.13]. Moscow: Moscow State University of Psychology and Pedagogy Publ., 2020.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2005. Smirnova E.O., Kholmogorova V.M. Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol’nikov: diagnostika, problemy, korrektsiya [Interpersonal Relations of Preschoolers: Diagnosis, Problems, Correction]. Moscow: VLADOS Publ., 2005.
- Уинборн М. Интерпретация в юнгианском анализе: искусство и техника / пер. с англ. М.: Практическая медицина, 2022. Winborn M. Interpretatsiya v yungianskom analize: iskusstvo i tekhnika [Interpretation in Jungian Analysis. Art and Technique], transl. from English. Moscow: Prakticheskaya meditsina Publ., 2022.
- Шаповал И.А. Прочность границ личности: Я-концепция и онтологическая уверенность // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN319.pdf (дата обращения: 04.02.2024). Shapoval I.A. Prochnost’ granits lichnosti: Ya-kontseptsiya i ontologicheskaya uverennost’ [The Strength of Personality Borders: Self-concept and Ontological Confidence]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya [World of Science. Pedagogy and Psychology]. 2019. N 3 [Electronic resource]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN319.pdf (date of access: 15.02.2024).
- Strauss А., Corbin J. Basics of Qualitative Research: Techniques and Procedures for Developing Grounded Theory. Thousand Oaks, London, New Delhi: Sage Publication Inc., 1998.
- Zhang W. Resolving Defense Mechanisms: a Perspective Based on Dissipative Structure Theory. The International Journal of Psychoanalysis. 2017. N 98(2). P. 457–472.
Дополнительные файлы
