Серьезный досуг как среда для проявлений агентности в опыте становящихся взрослых
- Авторы: Цыганова Е.М.1, Бочавер А.А.1, Ерофеева В.Г.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 35, № 5 (2024)
- Страницы: 50-74
- Раздел: Научные исследования
- URL: https://kazanmedjournal.ru/0236-2007/article/view/670776
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0236200724050037
- ID: 670776
Цитировать
Аннотация
Pассматривается серьезный досуг как жизненная среда, значимая для развития агентности в разных возрастах. В период становящейся взрослости перед молодыми людьми встает множество вызовов, требующих от них активного совершения выборов в сферах образования, профессиональной деятельности, отношений, и важную роль здесь играет их предшествующий опыт инициативного взаимодействия со средой, на который можно опираться, принимая ответственные решения. Важной средой для проб и реализации агентности может служить сфера серьезного досуга как активности, требующей усилий и длительного вовлечения и в то же время отличающейся большой свободой действия. Осознание и интеграция опыта агентности в автобиографический нарратив могут служить основой для усложнения, дифференциации мотивационной системы личности и дальнейшего развития самодетерминации. Несмотря на широкую представленность исследований в сфере досуга, выборы, которые совершали молодые взрослые в досуговой активности, и отношение к ним еще предстоит исследовать. Для изучения проявлений агентности в серьезном досуге были собраны 24 интервью с информантами периода становящейся взрослости. Проведенный дедуктивный тематический анализ показал, что проявления агентности могут быть обнаружены на этапах инициации, реализации и прекращения серьезного досуга, где они могут быть представлены в виде инициативы, взаимодействия, осмысления событий и принятия решений, изменения и организации деятельности. Согласно анализу автобиографических нарративов, среда серьезного досуга является насыщенной и перспективной для проявлений агентности в разных возрастах.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Екатерина Михайловна Цыганова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: etsyganova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-4945-2553
стажер-исследователь центра исследований современного детства института образования
Россия, 101000 Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10Александра Алексеевна Бочавер
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: abochaver@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-6131-5602
кандидат психологических наук, доцент департамента образовательных программ, директор центра исследований современного детства института образования
Россия, 101000 Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10Виктория Георгиевна Ерофеева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: verofeeva@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-1077-6737
стажер-исследователь центра исследований современного детства института образования
Россия, 101000 Москва, Потаповский пер., д. 16, стр. 10Список литературы
- Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Возможные Я: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 4. С. 801–815. Vasilevskaya E.Ju., Molchanova O.N. Vozmozhnye Ja: obzor zarubezhnykh issledovanii [Possible Self: A Review of Foreign Studies]. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2016. Vol. 13, N 4. P. 801–815.
- Граус Г., Косарецкий С.Г., Кудрявцева А.А. и др. Эдьютейнмент-центры как образовательный феномен. Кейс Кидзании // Вопр. образования. 2021. № 2. С. 243–260. doi: 10.17323/1814-9545-2021-2-243-260 Graus G., Kosareckii S.G., Kudryavtseva A.A. et. al. Ehd’yuteinment-centry kak obrazovatel’nyi fenomen. Keis Kidzanii [Edutainment Centres As an Educational Phenomenon. The Case of Kidzania]. Educational Studies. 2021. N 2. P. 243–260. doi: 10.17323/1814-9545-2021-2-243-260
- Гришутина М.М., Костенко В.Ю. Возможное и невозможное «я»: уточнение конструктов // Вестн. Санкт-Петербург. ун-та. Психология. 2019. Т. 9, № 3. С. 268–279. DOI: 10.21638/ spbu16. 2019.304 Grishutina M.M., Kostenko V.Yu. Vozmozhnoe i nevozmozhnoe «ya»: utochnenie konstruktov [The Possible and Impossible Self: Clarifying Constructs]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya. 2019. Vol. 9, N 3. P. 268–279. DOI: 10.21638/ spbu16.2019.304
- Зенкин М.А., Иванов И.Ю., Остапенко Е.С. Профессия или развитие: потенциал, подходы и модели отраслевого дополнительного образования детей в России. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. Zenkin M.A., Ivanov I.Yu., Ostapenko E.S. Professiya ili razvitie: potentsial, podhody i modeli otraslevogo dopolnitel’nogo obrazovaniya detei v Rossii [Profession or Development: Potential, Approaches and Models of Sectoral Supplementary Education for Children in Russia]. Moscow: National Research University Higher School of Economics Publ., 2023.
- Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопр. психологии. 2011. № 1. С. 3–27. Leont’ev D.A. Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psikhologii: ot neobhodimogo k vozmozhnomu [New Benchmarks for Understanding Personality in Psychology: From the Necessary to the Possible]. Voprosy psikhologii. 2011. N 1. P. 3–27.
- Сорокин П.С., Зыкова А.В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216–241. doi: 10.14515/monitoring.2021.5.1858 Sorokin P.S., Zykova A.V. “Transformiruyushchaya agentnost’” kak predmet issledovanii i razrabotok v XXI veke: obzor i interpretatsiya mezhdunarodnogo opyta [ “Transformative Agency” As a Subject of Research and Development in the 21st Century: A Review and Interpretation of International Experience]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny. 2021. N 5. P. 216–241. doi: 10.14515/monitoring.2021.5.1858
- Arnett J.J. Emerging Adulthood: A Theory of Development from the Late Teens Through the Twenties. American Psychologist. 2000. Vol. 55, N 5. P. 469. doi: 10.1037/0003-066X.55.5.469
- Arnett J.J. Emerging Adulthood: The Winding Road from the Late Teens Through the Twenties. 3rd ed. New York: Oxford University Press, 2023.
- Bhavsar N., Bartholomew K.J., Quested E. et al. Measuring Psychological Need States in Sport: Theoretical Considerations and a New Measure. Psychology of Sport and Exercise. 2020. Vol. 47. doi: 10.1016/j.psychsport.2019.101617
- Blome C., Augustin M. Measuring Change in Quality of Life: Bias in Prospective and Retrospective Evaluation. Value in Health. 2015. Vol. 18, N 1. P. 110–115. doi: 10.1016/j.jval.2014.10.007
- Brajša-Žganec A., Merkaš M., Šverko I. Quality of Life and Leisure Activities: How do Leisure Activities Contribute to Subjective Well-Being? Social Indicators Research. 2011. Vol. 102. P. 81–91. doi: 10.1007/s11205-010-9724-2
- Daily L.Z. Towards a Definition of “Hobby”: An Empirical Test of a Proposed Operational Definition of the Word Hobby. Journal of Occupational Science. 2018. Vol. 25, N 3. P. 368–382. doi: 10.1080/14427591.2018. 1463286
- Denault A.S., Ratelle C.F., Duchesne S., Guay F. Extracurricular Activities and Career Indecision: A Look at the Mediating Role of Vocational Exploration. Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 110. P. 43–53. doi: 10.1016/j.jvb.2018.11.006
- Doistua J., Lazcano I., Madariaga A. Self-Managed Leisure, Satisfaction, and Benefits Perceived by Disabled Youth in Northern Spain. Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00716
- Epshtein M.N. The Philosophy of Possible: Thinking and Culture Modalities. Leiden: Brill Rodopi, 2019.
- Fereday J., Muir-Cochrane E. Demonstrating Rigor Using Thematic Analysis: A Hybrid Approach of Inductive and Deductive Coding and Theme Development. International Journal of Qualitative Methods. 2006. Vol. 5, N 1. P. 80–92. doi: 10.1177/160940690600500107
- Fraguela-Vale R., Varela-Garrote L., Carretero-García M., Peralbo-Rubio E.M. Basic Psychological Needs, Physical Self-Concept, and Physical Activity Among Adolescents: Autonomy in Focus. Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11.
- Freund A.M. The Bucket List Effect: Why Leisure Goals are Often Deferred Until Retirement. American Psychologist. 2020. Vol. 75, N 4. P. 499. doi: 10.1037/amp0000617
- Holding A.C., St-Jacques A., Verner-Filion J. et al. Sacrifice — but at what Price? A Longitudinal Study of Young Adults’ Sacrifice of Basic Psychological Needs in Pursuit of Career Goals. Motiv Emot. 2020. Vol. 44, N 1. P. 99–115. doi: 10.1007/s11031-019-09777-7
- Houlfort N., Cécire P., Koestner R., Verner-Filion J. Managing the Work-Home Interface by Making Sacrifices: Costs of Sacrificing Psychological Needs. Motivation and Emotion. 2022. Vol. 46, N 5. P. 658–671. doi: 10.1007/s11031-022-09971-0
- Iso-Ahola S.E., Jackson E., Dunn E. Starting, Ceasing, and Replacing Leisure Activities over the Life-Span. Journal of Leisure Research. 1994. Vol. 26, N 3. P. 227–249. doi: 10.1080/00222216.1994.11969958
- Kelly C.M., Strauss K., Arnold J., Stride C. The Relationship Between Leisure Activities and Psychological Resources that Support a Sustainable Career: The Role of Leisure Seriousness and Work-Leisure Similarity. Journal of Vocational Behavior. 2020. Vol. 117. doi: 10.1016/j.jvb. 2019.103340
- Kuykendall L., Tay L., Ng V. Leisure Engagement and Subjective Well-Being: A Meta-Analysis. Psychological Bulletin. 2015. Vol. 141, N 2. P. 364. doi: 10.1037/a0038508
- Lloyd K.M., Auld C.J. The Role of Leisure in Determining Quality of Life: Issues of Content and Measurement. Social Indicators Research. 2002. Vol. 57, N 1. P. 43–71.
- McAdams D.P., Hoffman B.J., Day R., Mansfield E.D. Themes of Agency and Communion in Significant Autobiographical Scenes. Journal of Personality. 1996. Vol. 64, N 2. P. 339–377. doi: 10.1111/j.1467-6494. 1996.tb00514.x
- Mikhaylova O., Bochaver A., Yerofeyeva V. Education, Relationships, and Place: Life Choices in the Narratives of University Master Students. Frontiers in Psychology. 2024. Vol. 15. P. 1232370. DOI: 10.3389/ fpsyg.2024.1232370
- Nelson L.J. The Theory of Emerging Adulthood 20 Years Later: A Look at Where It Has Taken Us, What We Know Now, and Where We Need to Go. Emerging Adulthood. 2021. Vol. 9, N 3. P. 179–188. doi: 10.1177/2167696820950
- Padilla-Walker L.M., Nelson L.J., Carroll J.S., Jensen A.C. More Than a Just a Game: Video Game and Internet Use During Emerging Adulthood. Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39. P. 103–113. doi: 10.1007/s10964-008-9390-8
- Rathunde K., Isabella R. Play, Flow, and Tailoring Identity in Middle Adulthood. Identity Flexibility During Adulthood: Perspectives in Adult Development. 2017. Sept. P. 211–232.
- Ryan R., Williams G., Patrick H., Deci E. Self-Determination Theory and Physical. Hellenic Journal of Psychology. 2009. Vol. 6, N 2. P. 107–124.
- Scott D., Willits F. Adolescent and Adult Leisure Patterns: A Reassessment. Journal of Leisure Research. 1998. Vol. 30. P. 319–330.
- Snelgrove R. Youth with Chronic Illness Forming Identities Through Leisure. Journal of Leisure Research. 2015. Vol. 47, N 1. P. 154–173. DOI: 10.1080/ 00222216.2015.11950355
- Stebbins R.A. Casual Leisure: A Conceptual Statement. Leisure studies. 1997. Vol. 16, N 1. P. 17–25. doi: 10.1080/026143697375485
- Stebbins R.A. Serious Leisure. A Handbook of Leisure Studies, ed. by C. Rojek, S.M. Shaw, A.J. Veal. London: Palgrave Macmillan UK, 2006. P. 448–456.
- Stebbins R.A. The Serious Leisure Perspective: A Synthesis. Cham, Switzerland: Springer Nature, 2020. doi: 10.1007/978-3-030-48036-3
- Van Rens F., Ashley R.A., Steele A.R. Well-Being and Performance in Dual Careers: The Role of Academic and Athletic Identities. The Sport Psychologist. 2019. Vol. 33, N 1. P. 42–51.
- Von Bertalanffy L., Rapaport A. General Systems: Yearbook of the Society for the Advancement of General Systems Theory, Vol. 1, 1956. British Journal for the Philosophy of Science. 1958. Vol. 9, N 34. P. 170–171.
Дополнительные файлы
