


Том 35, № 1 (2024)
Философия человека
Кафедре философской антропологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова — 35



О совпадении неясной сущности времени и человека
Аннотация
В статье обосновывается мысль о том, что человек живет во времени, а животные живут в пространстве. Животные эволюционируют, а человек галлюцинирует, поскольку галлюцинировать значит, согласно автору, жить во времени. Анализируя идеи Парменида, автор показывает, что жить во времени — значит выходить за пределы того, что есть, к тому, чего нет. Принцип различия между истиной и кажущимися вещами позволяет автору прийти к выводу, что интеллект является продуктом эволюции, а сознание — продуктом взрыва галлюцинаций, который произошел в эпоху позднего палеолита. Если психика рассматривается как навигация движения живых организмов среди вещей, то сознание понимается как навигация в мире образов, или, что то же самое, как навигация в картине мира. Отсюда следует, что сознание не является частью психики. В этой связи возникает проблема различения человеческого, органического и искусственного интеллектов. Для этого автор вводит понятие галлюценоза, понимая под ним взаимосвязь предметов мыслей и чувств человека. Органический интеллект встроен в инстинкт живых организмов, человеческий интеллект встроен в сознание. Искусственный интеллект — это математическая навигация в мире чисел. Органический интеллект нуждается в биогеоценозе, человеческий интеллект нуждается в галлюценозе. Искусственный интеллект не нуждается ни в том, ни в другом. Органический интеллект используется для навигации в мире звуков, цвета и запахов. Тогда как человеческий интеллект работает в области форм и времени. Неясная сущность человека и неясная сущность времени, делает вывод автор, совпадают.



Ф.М. Достоевский: о разрыве между жизнью и сознанием
Аннотация
В статье проводится философский анализ поздней повести Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека». В отличие от распространенного в научной литературе подхода, в рамках которого исследователи пытаются интерпретировать творчество писателя, вписывая его размышления в различные традиции, автор статьи ставит цель проанализировать поставленную Достоевским философскую проблему соотношения жизни и сознания. Олицетворением решения этой проблемы у Достоевского являются антагонисты «подпольный человек» и «смешной человек». Если для «подпольного человека» сознание выше жизни и противостоит ей, то для «смешного человека» жизнь выше сознания, а счастье выше знания законов счастья. Автор раскрывает смысловую структуру повести, согласно которой герой от идеи о том, что его сознание есть, а мира нет, приходит к обратному заключению — мир есть, а сознания нет. В статье последовательно исследуются такие вопросы, как: что значит быть смешным? В чем заключен исток чувства и совести? Как соотносятся сон и реальность? Почему Достоевский говорит о богоборчестве героя, не говоря при этом о Боге? Как соотносятся планетарный рай и сознание, а также сознание и страдание? Отвечая на эти вопросы, автор показывает противоречия, содержащиеся в повести, и приходит к выводу, что причиной их является соединение Достоевским двух картин мира. Согласно первой, человек — существо планетарное и самодостаточное в своем естестве, согласно второй — человек обременен внутренним миром, уладить который может лишь внутренний закон, который Достоевский формулирует как заповедь любви.



Феномен апофатической антропологии: опыт русской философии
Аннотация
В статье отмечается, что после относительно недолгой «смерти человека» заметно возрастание исследовательского внимания к антропологической проблематике. При всем разнообразии различных подходов, идей, концепций общим является интерес к «внутреннему человеку», «тайне человека», к его сокровенным духовным пластам. Этот традиционный для философии интерес сегодня обретает новое рождение, связанное, с одной стороны, с необходимостью преодоления антропологического кризиса, с другой — с более глубоким освоением наследия отечественной философской культуры. Современные исследователи в области философской антропологии часто употребляют термин «апофатика» применительно к этому процессу. В статье проводится различие между богословским и собственно философским употреблением апофатической терминологии. Показано, как формируется традиция апофатической антропологии в русской философии, которая фундируется вокруг идеи Ф.М. Достоевского о человеке как тайне. Эта идея была реципирована многими авторами. На примере некоторых построений Н.Н. Страхова, В.И. Несмелова, Б.П. Вышеславцева, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Л. Шестова, В.В. Розанова демонстрируется, каким образом апофатическая антропология трансформируется в нравственную антроподицею, которую можно назвать типологической характеристикой русской философии. Особое внимание уделяется антропологии «сокровенного человека» А. Платонова, в творчестве которого происходит радикализация апофатичности человека от «молчащей тайны бытия» до безответности вопроса о смысле жизни. Автор приходит к выводу, что апофатическая антропология делает возможной трудноуловимую связь этики и метафизики в русской философии, задавая, тем самым, новую исследовательскую перспективу.



Экологическая субъективность в философии постгуманизма
Аннотация
Анализируются изменения представлений о субъективности в постгуманизме. Рассматривая различия между «сильным» и «слабым» субъектом, автор показывает, что экологическая субъективность в постгуманизме реализует проект слабой философии. Вопрос о субъективности в данном случае определяется не в связи с сознанием, а в связи с преобразованием телесности. Постгуманизм предлагает трансформацию человека с помощью гибридизации, то есть различных манипуляций с телом (например, путем добавления человеку генов растений и животных). Отношение к самому себе здесь понимается как зеркальное вглядывание в свою инаковость, которая связана теперь не с фигурой другого, а с животным. Базовая оппозиция «человек — животное» ставится под вопрос, поскольку между человеком и животным исчезают качественные различия. Показано, что обоснование этой постгуманистической идеи опирается на Аристотеля и постмодернистскую философию. Аналогичным образом постгуманизм пересматривает границу между человеком и техникой, открывая широкие возможности для модификаций человека и превращения его в киборга. Раскрывается суть философских оснований данной позиции и делается вывод о том, что процессуальная философия позволяет не только устранить различия между человеком и природой, но также отождествить искусственное и естественное. Таким образом, субъективность понимается как принадлежность существованию, а экологическая субъективность человека — как необходимость инкорпорирования в свой мир других существ. Экологическая субъективность в данном случае сводится к экологической телесности, то есть к попытке сконцентрировать в теле разные сущности.



Время в произведениях Ф.М. Достоевского: онтологическая и антропологическая интерпретации
Аннотация
В статье анализируется проблема времени в романе «Бесы» и повести «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского. Основным методом статьи выбран антропологический анализ, который помогает показать связь человека и времени. Автор предлагает уйти от привычной трактовки времени в творчестве Ф.М. Достоевского, а именно перестать рассматривать время как онтологическую категорию и говорить об эсхатологическом и апокалипсическом времени или о его преодолении. В исследовании анализируются взгляды Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина и В.А. Подороги на данную проблему в творчестве Ф.М. Достоевского, выявляются их недостатки и предлагается альтернативная, антропологическая трактовка времени. Именно она, на наш взгляд, является наиболее близкой к истине в пространстве философской антропологии Ф.М. Достоевского. Научная новизна исследования заключается в том, что автор впервые в научной литературе обосновывает идею, согласно которой время в анализируемых произведениях Ф.М. Достоевского появляется только вместе с человеком, становится свойством его сознательной жизни и есть не онтологическая, но антропологическая категория. Человек становится тем, кто живет во времени, потому что он «прикован к самому себе, смотрит внутрь своей самости» (Ф.И. Гиренок). При этом человек не живет в пространстве, ведь он не обращается к тому, что вне его. Закрытость человека в самом себе делает его временным, а не пространственным существом, что, на наш взгляд, и было продемонстрировано Ф.М. Достоевским.



Научные исследования
Трудная проблема информированного согласия: риски и границы персональной автономии в биобанках
Аннотация
Исследуется связь биобанков и общества через информированное согласие. Анализируются риски, ассоциируемые с биобанками, а также концепция информированного согласия в контексте функционирования биобанков. Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что концепция информированного согласия структурно, на уровне оценки рисков по отношению к себе и своим близким родственникам не совпадает с бенефициарной моделью получения научного знания, основанной на справедливости и концепции минимального вреда. Данное обстоятельство может служить аргументом в пользу принципа информированного согласия, основанного на уважении принципа автономии. В статье делается предположение о том, что введение формы расширенного информированного согласия без возможности уточнения, в каких именно исследованиях будут использованы биообразцы донора, затрагивает уже не только его индивидуальные интересы, но и интересы его ближайших родственников. Нахождение такой модели информированного согласия, где будут приниматься во внимание не только аргументы бенефициарной модели и концепция незначительного риска, реализуемые на основе индивидуального решения, но и семейные связи, можно считать задачей адаптации информированного согласия к работе биобанков.



Этика органного донорства и проблема сакрального
Аннотация
Целью данной статьи является анализ взаимодействия родственников потенциального донора и профессионалов, оказывающих трансплантологическую помощь, в рамках культурсоциологического подхода для выработки валидных биоэтических рекомендаций. Ключевым тезисом данной статьи является утверждение, что принципалистские этические коллизии относительно проблематики органного донорства, также как и инструментарий нарративной этики, не являются достаточными для раскрытия мотивации агентов. В рамках поиска истоков последней предложено реконструировать ситуацию морального выбора членов семьи в рамках теории сакрального Э. Дюркгейма. Концепция сакрального раскрывается с ориентацией на теорию культурсоциологии Ф. Смита и Д. Александера, предполагающую автономность культуры и ориентированную на исследование эмоционального измерения социальной жизни и изучение культурных структур как социального текста. С опорой на анализ категории сакрального в контексте социальных обстоятельств органного донорства в Испании показано, что удачный опыт последней в сфере трансплантологии связан с предпринятой Католической церковью в Испании десакрализацией тела с последующей сакрализацией дара жизни. В рамках анализа нарративов медицинских специалистов и родственников доноров выявлено, что движущей силой мотивации последних зачастую оказывается сакрализация воли умершего, предполагающая возможность посмертного дара и закрепляющая солидарность умершего с обществом, испытывающим дефицит донорских органов. Препятствия на пути удачной трансплантации воспринимаются родственниками доноров как возможное осквернение дара жизни близкого человека. Таким образом, на пути создания валидных биоэтических рекомендаций по взаимодействию с родственниками потенциальных доноров рекомендуется ориентироваться на изучение надындивидуальных культурных и социальных конструктов сакрального, соотносящихся с ситуациями донорства и смерти. Сакральное при этом рассматривается как важная константа социальной жизни, не обязательно связанная непосредственно с религией.



Между дарением и отчуждением: пересадка лица и проблема биомедицинской объективации человека
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению некоторых философских аспектов пересадки лица. Представлен краткий обзор более или менее успешно осуществленных операций подобного рода в международной клинической практике, а также дискуссий о связанных с ними медицинских и этических рисках. Вопрос об этико-аксиологических основаниях и следствиях аллотрансплантации лица предлагается рассматривать в контексте более широкой проблемы биомедицинской объективации. В данной статье под биомедицинской объективацией человека понимается взгляд на пациента как на клиническое тело, изъятое из психосоциального контекста его жизни, который принято считать избыточным для диагностических и терапевтических задач. Подобный взгляд находит свое воплощение в различных практиках, связанных с отчуждением субъектности пациента. Это может проявляться в отчуждении имени, лица или всего тела от личности человека. В рамках донорских практик прослеживается две разновидности биомедицинской объективации — инструментализация и отчуждение в защитных целях. В случае пересадки лица объективация как инструментализация проявляется в том, что лицо сводится к совокупности тканей и превращается в биомедицинский артефакт, наделяемый инструментальной ценностью. В этом контексте вводится различение соматического лица (лицевых структур) и лица психосоциального (субъектной идентичности). Что касается объективации как отчуждения в защитных целях, реципиент, которому нужно освоиться со своим новым лицом, сталкивается с необходимостью внутренне дистанцироваться от личности донора. В статье делается вывод о том, что при пересадках лица, как и в донорских практиках в целом, может возникать конфликт между риторикой дарения, без которой немыслимо развитие донорства, и свойственной биомедицине логикой отчуждения.



Социальные практики
Этнокультурные и этнопсихологические принципы работы с иностранными студентами
Аннотация
Этнокультурные и этнопсихологические особенности взаимодействия с иностранными студентами требуют создания определенных образовательных технологий и креативных траекторий общения в процессе обучения. Познание при этом основывается на понимании как результате когнитивных операций, а воспитание — на «подтверждении» реальности как условия формирования личности профессионала. Это два крыла для освоения самостоятельного творческого полета. Цель работы — продемонстрировать принципы информационного моделирования в образовательном процессе при сотрудничестве представителей различных этнокультур. Преподавание профессиональных дисциплин предполагает в зависимости от тематики творческое моделирование структуры, актуального алгоритма и композиционного решения эффективной передачи знаний. Игровой принцип в таком моделировании выражается в снимающих лингвистические барьеры элементах тренинга. Каждый компонент подобной модели в значительной степени соотносится с содержанием этнокультурного пространства и этнопсихологического поля иностранных студентов на групповом и индивидуальном уровнях. Преподаватель становится своего рода «проводником» не только в профессию, но и в культуру и традиции страны, в которой студенты получают образование. На занятиях интеллектуальная атмосфера создается благодаря раскрытию различных культурных кодов, которые проявляются в процессе общения и отражают оригинальное восприятие реальности. Профессиональное мировоззрение формируется в результате синтеза этнокультурных представлений о мире, то есть монокультурные концепты сплавляются в поликультурные системы, определяющие индивидуально-авторский почерк профессионала.



Смерть и цифровое бессмертие человека: технологизация скорби
Аннотация
Данная работа посвящена проблеме трансформации коммеморативных практик под влиянием развития цифровых технологий. Многие тысячи лет человек использовал различные способы взаимодействия с мертвыми для того, чтобы получить ответы, знания, защиту. Современный человек также сохраняет потребность в этом, что порождает спрос на развитие цифровых технологий в сфере памяти и скорби. Важный аспект связан с памятью и почитанием умершего, что выражается в создании мемориалов и сохранении вещей и историй о нем. В условиях цифровизации это находит свое отражение во взаимодействии с цифровыми следами и цифровыми аватарами, которые демонстрируют активность человека в виртуальном пространстве. Несмотря на повышающийся спрос на взаимодействие с умершим, подобный контакт может вызывать не только ностальгические чувства или приносить облегчение, но и порождать настороженность, страх и тревогу, отсрочивать и удлинять процесс горевания. Детабуирование темы смерти, более активное ее обсуждение и доступность материалов не всегда приводит к тому, что человек задумывается о собственной кончине, оставляя глубинные переживания тревоги смерти для Другого. Одновременно происходит двоякий процесс: освящение в виртуальном пространстве реальных смертей, особенно с подробностями, делает их нереальным повествованием. Цифровой аватар умершего человека также наделяется дихотомическими характеристиками — он одновременно живой и неживой, развивающийся или создающийся без участия конкретного человека (умершего). После смерти цифровые следы уже не принадлежат ему, а становятся цифровым наследием для родных или общественности, что может приводить к «воскрешению» в виртуальном пространстве даже в отсутствие согласия на распространение информации. В результате цифровой аватар умершего может быть использован для переживания горя, для манипулирования с целью выманивания денег, вовлечения в деструктивные сообщества и даже приведения к самоубийству. В данной работе авторы делают попытку осмысления цифровизации смерти и трансформации скорби в новых условиях, того, как они влияют на подходы к цифровой памяти, бессмертию и тому, что ожидает человека.



Времена. Нравы. Характеры
Динамика близких отношений в психологии и культурном дискурсе
Аннотация
Работа посвящена концептуализации феномена близких отношений и обобщению представлений об их развитии на протяжении жизненного пути. С опорой на разные теоретические подходы выделены следующие шесть основополагающих качеств близких отношений: направление передачи ресурса (инвестирую/приобретаю), дистанция (отдаленность/близость), страсть/рассудочность, ответственность/беспечность, аутентичность (искренность) / притворство, способность принять позицию партнера/эгоцентризм. В эмпирическом исследовании (196 русскоговорящих молодых взрослых в возрасте от 18 до 30 лет) с использованием открытых вопросов эти качества были верифицированы. Что касается развития близких отношений на протяжении жизненного пути, эвристичным представляется связать ротацию близких людей с содержанием кризисов, переживаемых человеком, и решаемых им задач развития. Хотя наиболее частым механизмом отдаления от одних людей и сближения с другими является сепарация, представляется, что человек скорее осуществляет межличностную рецентрацию, меняя субъективную значимость разных людей, которые не исчезают из круга общения, но взаимодействие теряет какие-то из перечисленных выше качеств. К настоящему времени рецентрация изучена применительно к периоду перехода от юности к зрелости, однако можно предположить, что это универсальный механизм ротации значимых других на протяжении жизненного пути. Рецентрация может быть реверсивной, когда после перерыва отношений люди вновь сближаются с референтными персонами прошлого, однако паттерн близости может быть отличным от того, который был раньше. Это предположение иллюстрируется примерами из консультативной практики и художественной литературы. В заключение делается вывод об отсутствии системных доказательных исследований развития близких отношений на протяжении жизненного пути, что обусловливает необходимость обоснования и проведения такого исследования.



Символы. Ценности. Идеалы.
Ностальгия звука: социокультурный феномен музыкального сообщества «советская волна» («Soviet Wave»)
Аннотация
Ностальгия по позднесоветскому принимает различные формы и сложным образом переплетается с глобальными трендами обращения к прошлому за вдохновением при создании новых образцов массовой культуры. К ностальгическим реминисценциям приобщаются новые поколения тех, кто родился и рос уже после распада советской системы. В статье анализируется социокультурный феномен направления электронной музыки «советская волна» (Soviet Wave), сочетающей стилистику позднесоветской популярной культуры и современной электронной музыки. Этот феномен может быть понят как постностальгия по позднесоветскому, поскольку в него вовлечены представители молодого поколения, знающие о советском из рассказов родителей и медиа. Кроме того, «советская волна» также анализируется как часть общей тенденции ретромании, описанной С. Рейнольдсом, когда происходит бесконечное обращение к музыкальным стилям прошлого при создании новых произведений. Основной концепцией рассмотрения феномена советской волны служит идея «эрзац-ностальгии» А. Аппадураи, которая предполагает современное переживание прошлого без соответствующего жизненного опыта и коллективной исторической памяти, но основана на расхожих образцах массовой культуры, в репрезентациях которой прошлое уже подверглось глубоким трансформациям. В статье представлена сжатая история формирования и эволюции сообщества музыкантов «советская волна» на российской субкультурной сцене, показана связь эстетики этого направления с ностальгическими настроениями относительно позднего советского периода, выявлены элементы эрзац- и техноностальгии (Т. Пинч, Д. Рейнеке), рассмотрена связь этого феномена с более широкими тенденциями в современной массовой культуре в международном контексте. «Советская волна» также понимается как элемент формирования культурного гражданства и трансформационной музеефикации советского. Статья опирается на результаты авторского социологического исследования, включавшего интервью с музыкантами, работающими в жанре «советская волна».



Обзоры и рецензии
Альтернативы цифровизации: сохранится ли человек в цивилизации будущего?


