Человек и рекреационная топология в отечественной культуре второй половины XX века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Исследуются особенности влияния на становление и развитие пространственно-временной организации человеческой жизни существующих вокруг индивида и внешних ему топологических структур, характеризующих конкретно-историческую стадию развития отечественной культуры второй половины ХХ века. Методологией и теоретической основой выступает хронотопологическая концепция отечественных философов ХХ века — А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина, утверждающая имманентную взаимосвязанность времени, пространства и всего сущего, в особенности человека, а так же теория социального хронотопа и топологического философствования екатеринбургской социально-философской школы. Время и пространство человеческого существования понимаются в качестве хронотопологической структуры, включающей в себя систему пространственных (топологических) и связанных с ними временных (хрональных) практик (модусов), имманентную индивиду и развивающуюся совместно с ним в течение всей его жизни. В качестве сформировавшейся в культуре пространственной структуры изучается рекреационная топология, представляющая собой закрытое, ухоженное и обособленное от всего окружающего пространство, или место (локус), являющееся результатом осуществившихся человеческих топологических практик по обустройству и заботе о месте жительства, работы, отдыха, научных исследований, сбережения и демонстрации культурного наследия. Попадая в закрытое обустроенное пространство, кардинально отличающееся от окружающего необустроенного публичного пространства, человек начинает воспринимать его в качестве топологического эталона, перенося и воспроизводя его в собственной индивидуальной хронотопологии, в сфере своего личностного мира и микрохронотопе сознания. Если рекреационное пространство связано с личностно значимым событием в человеческой жизни, оно приобретает ценностно-этическое значение для индивида, становится для него экзистенциально наполненным.

Об авторах

Андрей Викторович Политов

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Российская Федерация, 614990 Пермь, Комсомольский проспект, д. 29

Список литературы

  1. Азаренко С.А. Социально-топологическая методология и топологемы культурного бытия // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. 2019. № 16. С. 27–41.
  2. Амлинский В.И. Московские страницы. М.: Московский рабочий, 1982.
  3. Амлинский В.И. Оправдан будет каждый час. М.: Московский рабочий, 1986.
  4. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 3. Теория романа (1930–1961 гг.). М.: Языки славянских культур, 2012.
  5. Бурлина Е.Я., Барабошина Н.В., Иливицкая Л.Г. Выход в город и хронотопия: история, повседневность, будущее // Философские науки. 2019. Т. 62. № 11. С. 27–45.
  6. Велтистов Е.С. Приключения Электроника. Пермь: Урал-Пресс, 1994.
  7. Веселов С.А. Мой папа – киллер. М.: Эксмо-Пресс, 1998.
  8. Гранин Д.А. Ленинградский каталог. Л.: Детская литература, 1986.
  9. Железняк В.Н. Мышление и воля. Принцип тождества мышления и воли в классическом рационализме и его историческая эволюция. Пермь: ПНИПУ, 2015.
  10. Кияненко К.В. О феномене, структуре и духе места у К. Норберг-Шульца // Архитектурный вестник. 2008. № 3. С. 98–101.
  11. Ласкин С.Б. Саня Дырочкин – человек общественный. Л.: Детская литература, 1988.
  12. Невлютов М.Р. Феноменологические концепции современной теории архитектуры // Architecture and Modern Information Technologies. 2015. № 3 (32). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskie-kontseptsii-sovremennoy-teorii-arhitektury (дата обращения: 25.01.2022).
  13. Полякова Т.В. Черта с два! // Полякова Т.В. Сестрички не промах. М.: Эксмо-Пресс, 1998.
  14. Стерледев Р.К. Эзотерический антропокосмизм: философский анализ. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2004.
  15. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
  16. Федоров Н.Т. Сказано – сделано. Л.: Детская литература, 1987.
  17. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. СПб.: Высшая философско-религиозная школа, 2001.
  18. Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013.
  19. Habib F., Sahhaf S. Christian Norberg-Schulz and the Existential Space. International Journal of Architecture and Urban Development. 2012. Vol. 1. N 3. P. 45–50.
  20. Norberg-Schulz C. The phenomenon of place. Architectural Association Quarterly 8. 1976. N 4. P. 3–10.
  21. Norberg-Schulz C. Genius Loci. Towards a phenomenology of architecture. New York: Rizzoli, 1980.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023