Искусство без художника: к вопросу о критериях современного искусства
- Авторы: Чубаров И.М.1, Самохвалова Э.В.2
-
Учреждения:
- МГУ имени М.В. Ломоносова
- Тюменский государственный университет
- Выпуск: Том 34, № 5 (2023)
- Страницы: 130-148
- Раздел: Символы. Ценности. Идеалы.
- URL: https://kazanmedjournal.ru/0236-2007/article/view/670659
- DOI: https://doi.org/10.31857/S023620070028506-3
- ID: 670659
Цитировать
Аннотация
В статье ставится вопрос об авторстве произведений современного искусства, институциональном характере и социально-экономических условиях его производства, а также пространственных и медиаэстетических опосредованиях его восприятия. Главная проблема исследования формулируется на пересечении двух вопросов: все ли, что производят художники, является искусством? И только ли художники являются авторами подписанных ими произведений? Проблема состоит в появлении у произведений современного искусства товарной формы, которая не мешает им, а, напротив, является условием их социальной и культурной легитимации, признания в контексте истории мирового искусства, то есть музеефикации. Кроме того, в статье обсуждаются: онтологический статус художественных вещей или артобъектов, производимых современными художниками, или, точнее, всей индустрией и рынком contemporary art; специфический способ их воздействия на человека, который в качестве чисто эстетического абстрагирован от других каналов чувственного и экзистенциального опыта; цельный художественный опыт бытия-с-искусством или в-искусстве зрителей и художников, его устройство и сущность. Предложенный в статье методологический подход к феномену современного искусства одновременно подвергает критике позиции эстетического номинализма и реализма, опираясь на словарь и инструменты теории искусства Вальтера Беньямина и русского конструктивизма. В качестве альтернативы господствующим на сегодня критериям оценки произведений современного искусства (например, у Т. де Дюва), авторы предлагают оригинальную теорию русского левого авангарда с центральными для него понятиями художественной «вещи-товарища» и коллективного автора-производителя.
Ключевые слова
Об авторах
Игорь Михайлович Чубаров
МГУ имени М.В. Ломоносова
ORCID iD: 0000-0002-6391-6898
Российская Федерация, 119192 Москва, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4
Элина Вадимовна Самохвалова
Тюменский государственный университетРоссийская Федерация, 625003 Тюмень, ул. Володарского, д. 6
Список литературы
- Агамбен Дж. Творение и анархия: Произведение в эпоху капиталистической религии / пер. с ит. Н. Охотина и др. М.: Гилея, 2021.
- Анашвили В. Символы в искусстве: религиозный, исторический и культурный контекст. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / пер. с нем. И. Болдырева, А. Белобратова и др. // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 189–235.
- Беньямин В. Учение о подобии / пер. с нем. И. Болдырева, А. Белобратова и др. // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. С. 163–170.
- Беньямин В. О некоторых мотивах у Бодлера / пер. с нем. и франц.; сост., предисл. и примеч. А. Белобратова // Маски времени. М.: Симпозиум, 2004.
- Беньямин В. Озарения / пер. Н.М. Берновской, Ю.А. Данилова, С.А. Ромашко. М.: Мартис, 2000.
- Брик О. Художник-пролетарий // Искусство коммуны. 1918. № 2. С. 25–26.
- Де Дюв Т. Именем искусства. К археологии современности / пер. с фр. А. Шестакова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
- Делез Ж. Что такое акт творения? Электронный ресурс. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PMhdr3YoMEE. (дата обращения: 25.07.2022).
- Джослит Д. После искусства. М.: V-A-C, 2017.
- Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма. М.: Издательство Института Гайдара, 2022.
- Маклюэн Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2019.
- От картины к фотографии: визуальная культура XIX–XX веков. Антология. Ад Маргинем Пресс, 2020.
- Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. и науч. ред. М. Добряковой. М.: Издательский Дом ВШЭ, 2019.
- Чубаров И. Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
- Benjamin W. Goethes Wahlverwandschaften. Neue deutsche Beiträge. Hrsg, von H. von Hofmannsthal. München, 1925. II, 2.
- Benjamin W. Gesammelte Schriften, Bd. I–VII, unter Mitwirkung von Theodor W. Adorno und Gershom Scholem hg. von Tiedemann, Rolf/Schweppenhäuser, Hermann, Frankfurt/M., 1972–1989.
- Bourdon D. Warhol. New York: Abradale press: Abrams, 1991.
- Clark M. NFTs, explained. The Verge. Jun 6, 2022. URL: https://www.theverge.com/22310188/nft-explainer-what-is-blockchain-crypto-art-faq (дата обращения: 29.07.2023).
- Danto A., De Duve T., Shusterman R. Autour du «monde de l'art». Cahiers philosophiques. 2012. N 4/131. P. 108–128. URL: https://www.cairn.info/revue-cahiers-philosophiques1-2012-4-page-108.htm (date of access: 29.07.2023).
- Hegel G.W.F. Werke. Vollständige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten. Bd. 9: Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte. Berlin, 1837.
- Kramer S. Walter Benjamin, Zur Einführung. Junius Verlag GmbH, 2003.
- Levy A., Scott-Clark, C. Warhol's box of tricks. The Guardian. Sat. 21. Aug. 2010. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2010/aug/21/warhol-brillo-boxes-scandal-fraud (date of access: 29.07.2023).
Дополнительные файлы
