Психофизика сегодня в развитии трудов К.В. Бардина

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Отражены современные исследования, развивающие идеи К.В. Бардина. Конкретизирован субъектный подход в психофизике как субъектно-деятельностный. Показано, что активность наблюдателя выступает его сенсорной деятельностью, а ее стратегии — психологическим механизмом вклада индивидуальности в исполнение. Исследования принятия решения в сенсорных задачах выявили неосознанное предвосхищение будущих решений, сомнения как внутренний механизм задержки ошибок. Сформулирован субъектно-поведенческий подход к изучению поведения животного. В зрительных задачах выявлены индивидуально-типологические группы рептилий по параметру импульсивности. При эмоциональном стрессе обнаружена сниженная успешность зрительного различения: чувствительности и строгости критерия принятия решения при повышении времени решения. Прием антистрессового гомеопатического препарата привел к улучшению этих характеристик до уровня нормы, по ним выделены группы наблюдателей, различающиеся по стрессоустойчивости, что указывает на диагностическое значение использованного психофизического метода для ее оценки. Зрительная чувствительность лиц с тяжелыми соматическими заболеваниями (онкология, ДЦП, аллергодерматозы) зависела от вида патологии и была ниже либо выше, чем у здоровых. Строгость критерия снижалась у всех групп больных, но психологическое содержание этой стратегии как механизма компенсации их дискомфортных состояний для решения сенсорной задачи было различным при разных патологиях. У дошкольников оценены зрительные, слуховые и тактильные пороги. Для выяснения их взаимосвязей с проявлениями нейрокогнитивного развития детей проведены нейропсихологические пробы и оценена функциональная асимметрия полушарий мозга. В исследованных ведущих сенсорных системах установлены различные структурно-функциональные взаимосвязи пороговых величин с графомоторными нейропсихологическими характеристиками и индексами асимметрии.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

И. Г. Скотникова

ФГБУН Институт психологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: iris236@yandex.ru

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1

Т. А. Забродина

Тульский государственный университет

Email: tatzab53@mail.ru

Кандидат психологических наук, доцент

Россия, 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 92

А. С. Сорокин

Тульский государственный университет

Email: tatzab53@mail.ru

Кандидат медицинских наук, доцент

Россия, 300012, г. Тула, пр. Ленина, д. 92

А. С. Алексеева

Уральский федеральный университет

Email: a.s.alexeeva@urfu.ru

Старший преподаватель

Россия, 620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19

О. В. Ломтатидзе

Уральский федеральный университет

Email: olga.lomtatidze@urfu.ru

Кандидат психологических наук, доцент

Россия, 620062, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19

Список литературы

  1. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга. Иркутск: ИГМУ, 2014.
  2. Алексеева А.С., Ломтатидзе О.В., Скотникова И.Г. Половозрастные и деятельностные факторы формирования порогов зрительного восприятия у младших подростков // История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук: материалы Международной юбилейной научной конференции, посвященной 50-летию создания Института психологии РАН, 16–18 ноября 2022 г. / Отв. ред. Д.В. Ушаков и др. М.: Изд-во“ Институт психологии РАН”, 2022. С. 194–195.
  3. Аткинсон Р.К., Бауэр Г.Х., Кротерс Э.Дж. Введение в теорию математического обучения. Нью-Йорк: Wiley, 1965.
  4. Бардин К.В. Исследование сенсорной памяти и различительной чувствительности к цвету у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1960. № 2. С. 107–117.
  5. Бардин К.В. О цветоразличении у умственно-отсталых детей // Доклады АПН РСФСР. 1962. № 4. С. 119–122.
  6. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.: Наука, 1976.
  7. Бардин К.В., Забродин Ю.М., Иваницкий А.М., Матвеева Л.В. Особенности регуляции сенсорно-перцептивного процесса при некоторых психических расстройствах // Психофизика сенсорных систем. М.: Наука. 1979. С. 153–189.
  8. Бардин К.В., Забродина Т.А. Изменения сенсорной чувствительности при решении мыслительных задач // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 149–154.
  9. Бардин К.В., Индлин Ю.А. Начала субъектной психофизики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1993.
  10. Бардин К.В., Михалевская М.Б., Скотникова И.Г. Сравнительный анализ методов средней ошибки и вынужденного выбора // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 99–110.
  11. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5–7 лет // Новые исследования. 2008. № 1. С. 13–26.
  12. Гусев А.Н. От психофизики чистых ощущений к психофизике сенсорных задач: системно-деятельностный подход в психофизике // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 143–155.
  13. Забродина Т.А., Сорокин А.С. Различение зрительных сигналов в условиях стресса // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2016. С. 222–226.
  14. Забродина Т.А., Сорокин А.С. Сенсорная чувствительность у людей с хроническими заболеваниями // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2017. С. 1545–1548.
  15. Затолока П.А. Методы исследования слуха. Минск: БГМУ, 2009.
  16. Иванова М.К., Панкова Е.А., Скрынская О.А. Влияние стресса на эффективность обучения // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2024. Т. 1. С. 357–360.
  17. Корж Н.Н., Вайткявичус Г.Г. О механизме сенсорных процессов при обнаружении сигналов у больных шизофренией // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1972. Т. 72. № 11. С. 1689–1694.
  18. Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1976.
  19. Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С. Особенности зрительного восприятия младших школьников с трудностями в обучении // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2018. Т. 16. № 1. С. 91.
  20. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет: коллективная монография / Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева и др.; под ред. Т.В. Ахутиной. М.: В. Секачев, 2016.
  21. Скотникова И.Г. Вклад К.В. Бардина в развитие психофизики // Психологический журнал. 2000. Т. 23. № 6. С. 77–82.
  22. Скотникова И.Г. Проблемы субъектной психофизики. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2008.
  23. Скотникова И.Г. Принятие решения — ключевое звено психической деятельности // Разработка понятий в современной психологии. Т. 3 / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенковой, Г.А. Виленской. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021. С. 162–200.
  24. Скотникова И.Г., Желанкин Р.В. Активность и индивидуальность рептилий в процессе принятия решения: субъектно-поведенческий подход // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности: сборник научных трудов / Под ред. В.В. Знакова, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. С. 1169–1180.
  25. Толмачева Е.А., Максименко М.Ю. Зрительная иллюзия Мюллера-Лайера у детей младшего школьного возраста в норме и при задержке психического развития // Актуальные проблемы современного образования. 2019. Т. 26. С. 166–177.
  26. Bechtereva N.P., Shemyakina N.V. Error detection mecha-nisms of the brain: Background and prospects // International Journal of Psychophysiology. 2005. Т. 58. № 2–3. P. 227–234.
  27. The SAGE Handbook of Cognitive and Systems Neuroscience. V. 1. Part YI. Ch. 39 / Ed. G.J. Boyl et al. SAGE Publications Ltd (UK), 2023.
  28. Terekhova S.F., Grechenko T.N. Regulation of the neuronal functional state by ultralow doses of different biologically active substances. Nonspecific effect // Radiats Biology Radioecology. 2003. May–June. V. 43. № 3. P. 315–319.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025