Использование различных тактик общения с чат-ботом при рерайтинге текста: оценка эффекта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

ChatGPT является эффективным инструментом для рерайтинга текстов, позволяя изменять структуру и формулировки, устранять ошибки и повышать их читаемость. В статье предпринята попытка сравнения эффективности взаимодействия и “качества” текстов после рерайтинга при формулировании запросов к ChatGPT в рамках трех тактик общения: кооперативной, информативной и персуасивной. Эффективность такого взаимодействия оценивалась с помощью шкал, измеряющих удобство взаимодействия с чат-ботом и экспертной оценки качества текста. Сравнение разных тактик общения с ChatGPT выявило значимые различия и тренды при переходе от кооперативной к информативной и далее к персуасивной тактике. Восходящий тренд определял увеличение длительности диалога, количества итераций и длины текста, что сопровождается ростом логичности, структурности и детализации изложения, усилением корректности и гладкости текста. Нисходящий — снижение показателей, связанных с удобством использования чат-бота и поддержкой пользователя. Информативная тактика занимала промежуточное положение, обеспечивая структурность, полноту и завершенность ответов при снижении гибкости и связности. Наличие специфичности взаимодействия при использовании информативной тактики предопределило выявление 4 латентных переменных, определяющих разброс данных по 3 тактикам общения: качество взаимодействия и поддержка пользователя в диалоге, удовлетворенность пользователя качеством текста, продолжительность и объем диалога, содержательная и семантическая завершенность текста. В статье показано расположение исследуемых тактик общения с ChatGPT в пространстве этих латентных переменных.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

А. Н. Воронин

ФГБУН Институт психологии РАН; ФГБОУ ВО “Государственный академический университет гуманитарных наук”

Автор, ответственный за переписку.
Email: oroninan@bk.ru

Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии речи и психолингвистики

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1; 119049, г. Москва, Мароновский пер., д. 26

В. В. Паленова

ФГБОУ ВО “Государственный академический университет гуманитарных наук”

Email: violetta.palenova@yandex.ru

Аспирантка

Россия, 119049, г. Москва, Мароновский пер., д. 26

Список литературы

  1. Alomari E.A. Unlocking the Potential: A Comprehensive Systematic Review of ChatGPT in Natural Language Processing Tasks // Computer Modeling in Engineering & Sciences. 2024. V. 141. № 1. P. 43–85. doi: 10.32604/cmes.2024.052256.
  2. Bedington A., Halcomb E., McKee H., Sargent T., Smith A. Writing with generative AI and human-machine teaming: Insights and recommendations from faculty and students // Computers and Composition. 2024. V. 71. Article 102833. doi: 10.1016/j.compcom.2024.102833.
  3. Bernotienė L., Kaprizkinas A. Linguistic Strategies of Communicative Functions in Business Discourse // Res Humanitariae. 2019. V. 24. P. 172–185. doi: 10.15181/rh.v24i0.1913.
  4. Berriche L., Larabi-Marie-Sainte S. Unveiling ChatGPT text using writing style // Heliyon. 2024. V. 10. № 12. Article e32976. doi: 10.1016/j.heliyon.2024.e32976.
  5. Boella G., Hulstijn J., van der Torre L. Persuasion Strategies in Dialogue. 2004.
  6. Borsci S., Malizia A., Schmettow M., et al. The Chatbot Usability Scale: the Design and Pilot of a Usability Scale for Interaction with AI-Based Conversational Agents // Personal and Ubiquitous Computing. 2022. V. 26. P. 95–119. doi: 10.1007/s00779-021-01582-9.
  7. Cascella M., Montomoli J., Bellini V., Bignami E. Evaluating the Feasibility of ChatGPT in Healthcare: an Analysis of Multiple Clinical and Research Scenarios // Journal of Medical Systems. 2023. V. 47. № 1. P. 1–5. doi: 10.1007/s10916-023-01925-4.
  8. Chen J., Guo F., Ren Z., Li M., Ham J. Effects of Anthropomorphic Design Cues of Chatbots on Users’ Perception and Visual Behaviors // International Journal of Human-Computer Interaction. 2023. P. 1–19. doi: 10.1080/10447318.2023.2193514.
  9. Croes E.A.J., Antheunis M.L. Can we be friends with Mitsuku? A longitudinal study on the process of relationship formation between human and a social chatbot // Journal of Social and Personal Relationships. 2021. V. 38. № 1. P. 279–300. doi: 10.1177/0265407520959463.
  10. Cuayáhuitl H., Lee D., Ryu S., Cho Y., Choi S., Indurthi S., Yu S., Choi H., Hwang I., Kim J. Ensemble-Based Deep Reinforcement Learning for Chatbots. Neurocomputing. 2019. V. 366. P. 118–130. doi: 10.1016/j.neucom.2019.08.007.
  11. Curry N., Baker P., Brookes G. Generative AI for corpus approaches to discourse studies: A critical evaluation of ChatGPT // Applied Corpus Linguistics. 2024. V. 4. Article 100082. doi: 10.1016/j.acorp.2023.100082.
  12. Deng J., Lin Y. The Benefits and Challenges of ChatGPT: An Overview // Frontiers in Computing and Intelligent Systems. 2023. V. 2. № 2. P. 81–83. doi: 10.54097/fcis.v2i2.4465.
  13. Drouin M., Sprecher S., Nicola R., Perkins T. Is chatting with a sophisticated chatbot as good as chatting online or FTF with a stranger? // Computers in Human Behavior. 2022. V. 128. Article 107100. doi: 10.1016/j.chb.2021.107100.
  14. Fanning J.E., Escobar-Domingo M.J., Foppiani J., Lee D., Miller A.S., Janis J.E., Lee B.T. Improving Readability and Automating Content Analysis of Plastic Surgery Webpages With ChatGPT // Journal of Surgical Research. 2024. V. 299. P. 103–111. doi: 10.1016/j.jss.2024.04.006.
  15. Guler N., Kirshner S., Vidgen R. A literature review of artificial intelligence research in business and management using machine learning and ChatGPT // UNSW Business School Research Paper Forthcoming. 2023. doi: 10.2139/ssrn.4540834.
  16. Guo C., Lu Y., Dou Y., Wang F.-Y. Can ChatGPT boost artistic creation: The need of imaginative intelligence for parallel art // IEEE/CAA Journal of Automatica Sinica. 2023. V. 10. № 4. P. 835–838. doi: 10.1109/JAS.2023.123555.
  17. Hutson M. Could AI help you to write your next paper? // Nature. 2022. V. 611. P. 192–193. doi: 10.1038/d41586-022-03479-w.
  18. Janson A. How to leverage anthropomorphism for chatbot service interfaces: The interplay of communication style and personification // Computers in Human Behavior. 2023. V. 149. Article 107954. doi: 10.1016/j.chb.2023.107954.
  19. Koltovskaia S., Rahmati P., Saeli H. Graduate students’ use of ChatGPT for academic text revision: Behavioral, cognitive, and affective engagement // Journal of Second Language Writing. 2024. V. 65. doi: 10.1016/j.jslw.2024.101130.
  20. Kooli C. Chatbots in Education and Research: A Critical Examination of Ethical Implications and Solutions // Sustainability. 2023. V. 15. № 7. Article 5614. doi: 10.3390/su15075614.
  21. Kosaka T., Kamito A. When ChatGPT-4o Is (Less) Human-Like: Preliminary Subjective Rating Tests for Psycholinguistic Research, 2024. doi: 10.31234/osf.io/d9wmp.
  22. Kumar V., Ashraf A., Nadeem W. AI-powered marketing: What, where, and how? // International Journal of Information Management. 2024. V. 77. Article 102783. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2024.102783.
  23. Lee J.Y. Can an artificial intelligence chatbot be the author of a scholarly article? // Journal of Educational Eva- luation for Health Professions. 2023. V. 20. Article 6. doi: 10.3352/jeehp.2023.20.6.
  24. Lin Z. Why and how to embrace AI such as ChatGPT in your academic life. Royal Society Open Science, 2023. doi: 10.1098/rsos.230658.
  25. Malyuga E.N., Tomalin B. Communicative strategies and tactics of speech manipulation in intercultural business discourse // Training, Language and Culture. 2017. V. 1. № 1. P. 28–45. doi: 10.29366/2017tlc.1.1.2.
  26. Nizhnik L. Epistemic words and communicative strategies of cooperation. Naukovì zapiski Nacìonalʹnogo unì- versitetu “Ostrozʹka akademìâ”. Serìâ “Fìlologìâ”, 2022. doi: 10.25264/2519-2558-2022-13(81)-49-53.
  27. Orji R. Why are persuasive strategies effective? Exploring the strengths and weaknesses of socially-oriented persuasive strategies. In: Persuasive Technology: Development and Implementation of Personalized Technologies to Change Attitudes and Behaviors, 2017. P. 253–266. doi: 10.1007/978-3-319-55134-0_20.
  28. Pentina I., Hancock T., Xie T. Exploring relationship development with social chatbots: A mixed-method study of Replika // Computers in Human Behavior. 2023. V. 140. Article 107600. doi: 10.1016/j.chb.2022.107600.
  29. Pigg S. Research writing with ChatGPT: A descriptive embodied practice framework // Computers and Composition. 2024. V. 71. Article 102830. doi: 10.1016/j.compcom.2024.102830.
  30. Poldrack R.A., Baker C.I., Durnez J. et al. Scanning the horizon: towards transparent and reproducible neuroimaging research // Nature Reviews Neuroscience. 2017. V. 18. № 2. P. 115–126. doi: 10.1038/nrn.2016.167.
  31. Radyuk A.V. Cooperative Communicative Strategies and Tactics as Means of English Business Discourse Harmonization // MGIMO Review of International Relations. 2013. № 1(28). P. 236–239. doi: 10.24833/2071-8160-2013-1-28-236-239.
  32. Rahman M.M.M., Watanobe Y. ChatGPT for Education and Research: Opportunities, Threats, and Strategies // Applied Sciences. 2023. V. 13. № 9. Article 5783. doi: 10.3390/app13095783.
  33. Retkowsky J., Hafermalz E., Huysman M. Managing a ChatGPT-empowered workforce: Understanding its affordances and side effects // Business Horizons. 2024. V. 67. № 5. P. 511–523. doi: 10.1016/j.bushor.2024.04.009.
  34. Rhee C.E., Choi J. Effects of personalization and social role in voice shopping: An experimental study on product recommendation by a conversational voice agent // Computers in Human Behavior. 2020. V. 109. Article 106359. doi: 10.1016/j.chb.2020.106359.
  35. Salvagno M., Taccone F.S., Gerli A.G. Can artificial intelligence help for scientific writing? // Critical Care. 2023. V. 27. Article 75. doi: 10.1186/s13054-023-04380-2.
  36. Shpomer Е.А. Communicative Strategies and Tactics as an Effective Communication Factor // Vestnik Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. 2013. № 4. P. 109–113.
  37. Sohail S.S., Madsen D.Ø., Himeur Y., Ashraf M. Using ChatGPT to Navigate Ambivalent and Contradictory Research Findings on Artificial Intelligence // SSRN Electronic Journal. 2023. doi: 10.2139/ssrn.4413913.
  38. Thorp H.H. ChatGPT is fun, but not an author. Science. 2023. V. 379. P. 313. doi: 10.1126/science.adg7879.
  39. Valgina N.S. Theory of Text. Moscow, Logos, 2003. 280 p. (in Russian)
  40. van Dis E.A.M., Bollen J., Zuidema W. et al. ChatGPT: five priorities for research // Nature. 2023. V. 614. № 7947. P. 224–226. doi: 10.1038/d41586-023-00288-7.
  41. Vettorel P. Communication strategies and co-construction of meaning in ELF: Drawing on “Multilingual Resource Pools” // Journal of English as a Lingua Franca. 2019. V. 8. P. 179–210. doi: 10.1515/jelf-2019-2019.
  42. Xu Y., Zhang J., Deng G. Enhancing customer satisfaction with chatbots: The influence of communication styles and consumer attachment anxiety // Frontiers in Psychology. 2022. V. 13. doi: 10.3389/fpsyg.2022.902782.
  43. Ying L., Liu Z., Fang H. et al. Text summarization with ChatGPT for drug labeling documents // Drug Discovery Today. 2024. V. 29. № 6. Article 104018. doi: 10.1016/j.drudis.2024.104018.
  44. Zhang A., Li C.X.R., Piper M., et al. ChatGPT for Improving Postoperative Instructions in Multiple Fields of Plastic Surgery // Journal of Plastic, Reconstructive & Aesthetic Surgery. 2024. doi: 10.1016/j.bjps.2024.08.065.
  45. Zhang Y., Prebensen N.K. Co-creating with ChatGPT for tourism marketing materials // Annals of Tourism Research Empirical Insights. 2024. V. 5. № 1. doi: 10.1016/j.annale.2024.100124.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. График собственных значений.

Скачать (196KB)
3. Рис. 2. Средние и стандартные отклонения для качества взаимодействия и поддержки пользователей в диалоге трех тактик общения.

Скачать (78KB)
4. Рис. 3. Средние и стандартные отклонения для удовлетворенности пользователя качеством итогового текста трех тактик общения.

Скачать (81KB)
5. Рис. 4. Средние и стандартные отклонения для продолжительности и объема диалога трех тактик общения.

Скачать (76KB)
6. Рис. 5. Средние и стандартные отклонения для содержательной и семантической завершенности текста трех тактик общения

Скачать (76KB)
7. Таблица 3


© Российская академия наук, 2025