Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

Том 44, № 6 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Теоретические и методологические проблемы психологии

Состояние и перспективы развития методологии отечественной истории психологии (по материалам семинара «Арзамасские чтения – 5»)

Олейник Ю.Н., Тихонова Э.В.

Аннотация

Дан анализ современного состояния и перспектив разработки теоретико-методологических проблем в отечественной истории психологии. Сделан вывод о том, что современная методология отечественной истории психологии характеризуется неравномерным вниманием членов историко-психологического сообщества к ее проблематике. Обосновано, что наибольшее внимание ученых сосредоточено на вопросах методики и методических подходов при проведении историко-психологических исследований, разработке теоретико-методологических концепций, которые могут быть положены в основание проводимых историко-психологических разработок. Указан круг первоочередных методологических проблем, требующих оперативной разработки: сопоставительный анализ собственно нормативных требований к историко-психологическим исследованиям, особенности целенаправленной работы по критике используемых в историко-психологических разработках источников как фактор повышения объективности получаемых результатов, принципы и инструменты разграничения идей изучаемой персоналии от их “развертывания” в контексте современных исследований и др.
Психологический журнал. 2023;44(6):5-15
pages 5-15 views

Психология профессиональной деятельности

Развитие общей и педагогической психологии во взаимодействии с акмелогией обеспечения творческого профессионализма (к 100-летнему юбилею Нины Васильевны Кузьминой)

Семенов И.Н.

Аннотация

В статье анализируется взаимодействие петербургской и московской научных школ психолого-педагогического изучения и развития профессионализма с позиций его системно-акмеологической концепции, разработанной старейшиной российского человекознания Н.В. Кузьминой во взаимодействии с одним из основателей отечественной социальной психологии Е.С. Кузьминым. В связи со столетним юбилеем автора этой концепции в статье впервые характеризуются основные вехи жизненетворчества выдающегося российского ученого Н.В. Кузьминой и обобщаются фундаментально-прикладные и организационно-педагогические достижения ее деятельности с позиций взаимодействия субъектно-деятельностного и институционально-персонологического подходов к изучению научного творчества. Показан конструктивный вклад Н.В. Кузьминой в социально-акмеологическое изучение актуальных проблем развития профессионализма такими разработанными ею инновационными средствами, как психолого-акмеологические знания и методы психодидактики и продуктивной педагогики модернизации непрерывного профессионального образования, что составляет оригинальное направление современного российского человекознания.
Психологический журнал. 2023;44(6):16-25
pages 16-25 views

Профессиональное становление субъекта и динамика актуализации условий среды как ресурсов

Толочек В.А.

Аннотация

Цель исследования: изучение связей динамики профессионального становления субъекта на протяжении трудовой жизни и условий социальной среды, актуализируемых как ресурсов. Гипотезы: 1. Условия социальной среды, актуализируемые как ресурсы на разных этапах профессионального становления субъекта, могут изменять силу влияния и валентность (знак). 2. В разных профессиональных сферах условия среды как ресурсы субъекта различаются. 3. У лиц с разной успешностью “вертикальной карьеры” условия среды как ресурсы субъекта различаются. 4. Различаются связи динамики становления и актуализируемых ресурсов у представителей сфер деятельности с “высокой” и “плоской иерархией” должностного продвижения. Использовалась авторская методика “Динамика стиля профессиональной жизни”. Респонденты оценивали в баллах (от 0 до 8) условия социальной среды как “факторы профессионализма”, динамику своего профессионализма от 20 до 65 лет (ретроспективно и проспективно), фиксировались их социально-демографические и служебно-должностные характеристики. Опрошено 567 чел. — 306 мужчин и 261 женщины в возрасте 30−50 лет — 132 государственных служащих, 221 менеджера, 129 инженеров и руководителей подразделений промышленных предприятий, 85 учителей, занимающих должности от рядового специалиста до заместителя министра). Анализировались особенности актуализации условий социальной среды как интерсубъектных и внесубъектных ресурсов; использовалась описательная статистика, t-сравнение для независимых групп и множественный регрессионный анализ (МРА), метод Forward (прямой). Результаты. Представители четырех групп (госслужащие, инженеры, менеджеры, учителя) были сходными по их социально-демографическим характеристикам — по возрасту (М = 40.7, SD = 9.8), стажу работы (М = 19.8, SD = 10.1), стажу управленческой деятельности (М = 7.7, SD = 8.7), 424 чел. состояли в браке (75 %), среднее число детей — 1.3; они занимали должности от рядового специалиста до заместителя министра (в баллах анкеты — от 3 до 8; М = 3.7, SD = 1.5); сходными были и особенности их родительской семьи; оценки ими субъективной значимости условий среды как “факторов профессионализма” находились в интервале от 0 до 8 по большей части анализируемых переменных. Динамика профессионального становления субъекта (ПСС) характеризовалась повышением уровня профессионализма до 50 лет и последующим его понижением при умеренной межиндивидуальной вариативности, различающимися у представителей разных профессиональных групп. Более выраженно различались актуализируемые ими условия среды как ресурсы от 20 до 65 лет. Выводы: 1. На протяжении трудовой жизни человека условия социальной среды избирательно актуализируются как ресурсы, на разных этапах становления профессионализма изменяют силу влияния и валентность (знак). 2. Избирательное (а не суммарное) воздействие условий среды как ресурсов различается у представителей разных профессиональных сфер, разных социальных групп. 3. У представителей сфер деятельности с “высокой иерархией” — большого числа позиций должностного продвижения (государственных служащих, инженеров промышленных предприятий, менеджеров коммерческих организаций) и “плоской иерархией” — ограниченного числа позиций (учителей) различаются связи динамики их профессионального становления и актуализируемых условий среды как ресурсов; такие связи также различаются у лиц с разной успешностью “вертикальной карьеры” (специалистов и руководителей).
Психологический журнал. 2023;44(6):26-36
pages 26-36 views

Психофизиология

Устойчивость показателей аналитической и холистической ментальности при остром введении этанола

Сухино-Хоменко Е.А., Апанович В.В., Горкин А.Г., ГРЕЧЕНКО Т.Н., Александров И.О., Яаскелайнен И., Александров Ю.И.

Аннотация

Представлены результаты исследования (на выборке представителей русскоязычной культуры N = 59) оценки вклада фактора острого введения алкоголя на показатели аналитичности–холистичности по шкале Аналитичности–Холистичности. Аналитичность–холистичность рассматривается нами как показатель, отражающий тип ментальности. В связи с тем, что имеются данные об избирательном угнетении этанолом у животных и человека активности нейронов наиболее дифференцированных систем, фактор введения алкоголя рассматривается нами как временная дедифференциация актуализированного в поведении индивидуального опыта. В результате было показано отсутствие достоверных сдвигов показателей аналитичности–холистичности при остром введении алкоголя. Также с помощью корреляционного анализа было показано, что распределение индивидов по аналитичности–холистичности воспроизводится в экспериментальных условиях по сравнению с контрольными. Делается вывод о том, что аналитичность и холистичность являются базовыми психологическими характеристиками, относящимися к опыту индивида как целому, а не к отдельным его компонентам.
Психологический журнал. 2023;44(6):37-47
pages 37-47 views

Отражение формирования навыка различения коротких интервалов времени в параметрах ССП

Юдаков К.С., Апанович В.В., Арамян Э.А., Гладилин Д.Л., Александров Ю.И.

Аннотация

На основе теории обнаружения сигнала была разработана и апробирована методика, включающая регистрацию электроэнцефалограммы (ЭЭГ), направленная на изучение процессов приобретения и совершенствования навыка. Экспериментальная задача заключалась в различении коротких интервалов времени. Были проанализированы психофизиологические данные 10 участников исследования (группа научившихся) из общей выборки (N = 28). Выявлены типичные (встречающиеся у всех участников исследования при решении данной задачи) компоненты связанных с событием потенциалов (ССП) на эпохе предъявления оцениваемого сигнала, описаны их амплитудно-временных характеристики. Полученные компоненты интерпретируются с позиций системно-эволюционного подхода.
Психологический журнал. 2023;44(6):48-60
pages 48-60 views

Методы и методики

Большой ориентационный тест: разработка и оценка психометрических свойств

Алиев Д.Ф., Каширский Д.В., Уроженко В.В.

Аннотация

Представлены результаты оценки психометрических свойств разработанного авторами опросника “Большой ориентационный тест” (БОТ). Выборку стандартизации составили учащиеся колледжа, студенты и аспиранты вузов, взрослые люди (n=1648) в возрасте 16–63 года (M=19.35; SD=6.52), женщины — 76%. Доказана конструктная валидность методики — обоснована факторная структура, проведена оценка конвергентной и дискриминантной валидности; обоснована надёжность опросника. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о пригодности данного теста для использования в исследовательских целях, а также для решения широкого спектра прикладных задач в различных сферах социальной практики — бизнес, образование, политика, медицина, юриспруденция и др.
Психологический журнал. 2023;44(6):61-76
pages 61-76 views

Методы измерения эмоциональной дифференцированности: сравнительный анализ

Сучкова Е.А., Люсин Д.В.

Аннотация

Эмоциональная дифференцированность — конструкт, выражающий дробность эмоционального опыта человека, иначе говоря, насколько хорошо человек различает свои эмоции. Важность изучения эмоциональной дифференцированности обусловлена тем, что она связана с регуляцией эмоций и психологическим благополучием. Предложено несколько методов измерения эмоциональной дифференцированности, однако не известно, насколько их результаты сопоставимы. Цель настоящей работы состояла в том, чтобы разработать русскоязычные версии трех методов измерения эмоциональной дифференцированности, провести их адаптацию и проанализировать, в какой степени их результаты сопоставимы друг с другом. Два метода (SRT и PED-task) являлись лабораторными, один был основан на многократных замерах эмоционального состояния в течение 10 дней. С помощью этих методов были собраны данные на 107 участниках в возрасте от 18 до 44 лет (M=24.22; SD=6.35), из них 85 женщин и 22 мужчины. Надежность всех полученных показателей оказалась удовлетворительной (от 0.50 до 0.78). Показатели лабораторных методов положительно связаны друг с другом, но практически не коррелируют с показателями, полученными с помощью метода многократных замеров. Делается вывод, что эти два вида методов измеряют разные стороны эмоциональной дифференцированности или даже разные конструкты. Более предпочтительным представляется метод, основанный на многократных замерах, так как он обладает более высокой экологической валидностью, а также позволяет получить богатую дополнительную информацию об общем эмоциональном фоне и вариативности и динамике эмоциональных состояний.
Психологический журнал. 2023;44(6):77-85
pages 77-85 views

Психология и общество

Российские реформаторы 1990-х гг. (опыт биографического исследования)

Симонян Р.Х.

Аннотация

В новейшей истории торжество философского закона о возрастании субъективного фактора в общественном развитии приобретает особенно наглядный характер. В этих условиях психология становится все более востребованной. В статье рассматриваются психологические механизмы назначения первым президентом России Б. Ельциным заведующего экономическим отделом газеты “Правда” Е. Гайдара руководить проведением экономических реформ в России. На основе биографического метода с привлечением широкого источниковедческого и фактологического материалов представлен психологический портрет Гайдара и его соратников. Показано, что результаты российских экономических реформ, проведенных в 1990-х гг., являются следствием человеческих качеств реформаторов — профессиональной компетенцией, ценностными ориентациями и установками.
Психологический журнал. 2023;44(6):86-95
pages 86-95 views

Наукометрия в психологии

Библиометрический анализ трудов всероссийского научно-практического семинара “актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики” (2009–2021 гг.)

Белопольский В.И., Журавлев А.Л., Костригин А.А.

Аннотация

Рассматривается перспективный объект количественных историко-психологических исследований — материалы научных мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов и др.). Проанализированы сборники научных трудов Всероссийского научно-практического семинара “Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики”, проходившего на базе Института психологии РАН с декабря 2007 г., материалы которого были опубликованы в десяти выпусках. В рамках хронологического подхода определены библиометрические и лингвистические показатели подкорпусов изданий семинара. Полученные результаты позволили сделать выводы об участниках и тенденциях развития изучаемого научного направления. Показаны перспективы применения количественных методов к продукции научных мероприятий для изучения функционирования научно-исследовательских сообществ.
Психологический журнал. 2023;44(6):96-108
pages 96-108 views

Дискуссия

К проблеме создания системно-сетевого психологического тезауруса в контексте метамодерна

Зеленкова Т.В.

Аннотация

Предлагается комментарий к циклу статей А.Л. Журавлева и Е.А. Сергиенко, посвященных разработке системно-сетевой организации современных понятий психологии. Подчеркивается значение нового подхода для интеграции психологического знания. Представленная авторами концепция картирования психической реальности анализируется с позиции трех принципов метамодерна: неисключения, холархичности объединения, включенности субъекта и первичности социальных практик, которые позволяют непротиворечиво объединить наибольшее количество исследовательских позиций. Обсуждается введение новых “сверхинтегрированных” понятий индивидуального и коллективного субъектов, демонстрирующих, наряду с “зонтичными” понятиями, оптимальное сочетание сетевого и иерархического подходов. Отмечается, что оптика предложенной организации понятийной системы позволяет по-новому взглянуть как на известные классы психических явлений, так и высветить ранее неизвестные. Показывается, что системно-сетевая модель, сохраняя принцип исторической преемственности, обладает всеми необходимыми и достаточными интеграционными качествами.
Психологический журнал. 2023;44(6):109-113
pages 109-113 views

Современные понятия психологии: эволюция понимания логики их организации

Плющ А.Н.

Аннотация

Использована постнеклассическая методология, в рамках которой рассматриваются простые, сложные, саморазвивающиеся системы. В соответствии с методологией система понятий рассмотрена как совокупность автономных терминов, на основе которых конструируются теории, являющиеся частью семиотического пространства их авторов. Семиотическое пространство как микрокосм индивидуальных значений и смыслов, сформированный в процессе жизни, служит моделью мира, инструментом самоорганизации субъекта, потенциальным механизмом совместного развития. Учитывая, что ментальная организация исследователя и организация его социального контекста взаимообусловлены и связаны круговой причинностью, сложность их организации сопряжена. Этот же принцип действует и для коллективного субъекта науки. Наука как социальный институт общества воспроизводит сложность организации общества, и сложность ментального инструмента ученых становится сопряженным сложности организации их научного сообщества и решаемым им задачам общества. В истории науки происходит эволюция базовых метафор понимания научного знания от архива знаний и сетевого инструмента исследователей к квантовому компасу, который указывает направления развития общества, предполагая совместную деятельность при построении будущего и возможность саморазвития в этом процессе. Система понятий как фрагмент ментального инструмента исследователей в понимании своего развития воспроизводит логику эволюции научного знания. Понимание организации системы понятий в зависимости от методологии исследователей трансформируется от классификации понятий, к их системно-сетевой организации, а от них к гипертексту саморазвивающегося коллективного субъекта науки.
Психологический журнал. 2023;44(6):114-123
pages 114-123 views

Внутренний мир человека: един ли предмет психологии? (приглашение к дискуссии)

Сергиенко Е.А.

Аннотация

Статья посвящена анализу понятия внутреннего мира человека, который позиционируется как возможный единый предмет психологии. Сравниваются понятия внутреннего мира и субъекта в контексте современных понятий. Аргументируется, что внутренний мир представляет из себя скорее интегративное понятие, отражающее современные тенденции к общим моделям. Рассматривается вопрос о возможном выделении единого предмета психологии и создании единой методологии. Анализируются возможности реализации основных принципов и задач интегративно-коммуникативного подхода. Показано, что, постулируя единый предмет психологии — внутренний мир человека, его архитектонику (три уровня — индивида, субъекта деятельности, личности), решения кардинальных проблем психологии (соотношения биологического и социального, психофизиологическая проблема) не находят своего непротиворечивого ответа. Представляется, что понятие внутреннего мира человека, как и субъекта — это отображение тенденции развития современных понятий к все более интегративным, спрессованным в системно-сетевую организацию, имплицитно содержащим множество других понятийных конструктов. Приводятся различные точки зрения на данный вопрос и демонстрируется невозможность сведения всего многообразия подходов и теорий к единой методологии. Это не означает, что только интегративные понятия должны стать единым предметом психологической науки. Эволюционные изменения, происходящие как в разработке современных понятий, так и в развитии научных школ и подходов, свидетельствуют о существенной динамике, происходящей в нашей науке, стремлении к диалогу и пониманию. Залогом развития науки является скорее многообразие и разнообразие предметов, методов, подходов, предполагающее общую заинтересованность в обмене мнениями и поиске научных критериев знаний. Это создает общий ландшафт развития науки и в “дерево”, и в “куст”, становясь движущей силой развития науки. Данная работа поднимает дискуссионные вопросы, приглашая к обсуждению и диалогу.
Психологический журнал. 2023;44(6):124-134
pages 124-134 views

Научная жизнь

Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук “Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований”

Виленская Г.А.

Аннотация

12–14 октября 2023 г. в Институте психологии РАН (Москва) состоялась Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук. На конференции было сделано более 150 докладов по 15 направлениям работы, а также 8 пленарных докладов, в которых авторы проследили связи между идеями А.В. Брушлинского и самыми современными разработками и подходами в психологии. По итогам конференции был выпущен электронный сборник материалов конференции. Конференция показала, что психологическая наука в стране активно развивается, стремится отвечать на запросы общества и быть на уровне современной мировой науки.
Психологический журнал. 2023;44(6):135-141
pages 135-141 views