THE PHYSICAL PREPAREDNESS AND MENTAL DEVELOPMENT OF 6-7 YEARS OLD CHILDREN ACCORDING TO THE HEALTH GROUPS


Cite item

Full Text

Abstract

Preservation and consolidation of young generation health is one of the important tasks of modern preschool education. A child is considered incapable of achieving high developmental results if they have some health issues. However, there is no scientific data to confirm this point of view. The aim is to study the particular qualities of physical preparedness and mental development of 6-7 year old children in I-III health group. 6-7 years old children from Tyumen participated in the research. Total number of the examined is 225 people (99 boys, 126 girls). Record examination, tests, mathematical statistics methods were used for the research. The research demonstrated that indicators of mental development and physical preparedness of 6-7 year old children, who belongs different health groups, do not have a significant differences by t-test of Student, and analysis (group average values) revealed different trends for boy and girl groups. The boys with health deviations show lower indicators of mental development and physical preparedness than their healthy peers. On the contrary, the girls with chronic diseases show better results (III health group). We give next recommendations to tutors: to give different amount of exercises to boys and girls within the same health group; to create favorable conditions for motor activity of the boys; to teach children to make motor acts consciously.

Full Text

Перед современным образованием стоит множество задач. В числе приоритетных - проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. На её решение направлены усилия многих педагогов, в том числе, специалистов дошкольных образовательных учреждений (Красношлык 2013; Лучкина 2016; Мухина 2015; Стародубцева 2015). Как показывают наши исследования, по результатам комплексной оценки состояния здоровья выпускников детского сада г.Тюмени только 15% дошкольников можно отнести к первой группе здоровья; 81 % мальчиков и девочек 6-7 лет уже имеют морфофункциональные изменения и сниженную сопротивляемость, что даёт основание для их отнесения ко второй группе здоровья; 4% детей имеет хронические заболевания и относится к третьей группе здоровья. При этом, несмотря на относительно устойчивый интерес учёных к особенностям здоровья разных категорий населения (Зарытовская, Калмыкова 2013; Любека, Юречко 2011; Румба Копейкина, 2009; Соколова 2005), показатели развития детей 6-7 лет, отнесённых к I-III группам здоровья, изучены недостаточно. В практике педагогической работы принято уделять особое внимание детям, отнесённым ко второй и третьей группам здоровья. Считается, что показатели развития этих детей отстают от аналогичных показателей здоровых дошкольников, то есть детей, отнесённых к первой группе здоровья. При таком подходе возникает большая вероятность ошибиться в подборе средств и методов педагогического воздействия. Целью нашей работы стало изучение особенностей физической подготовленности и умственного развития детей 6-7 лет, отнесённых к I-III группам здоровья. Исследование было организовано с марта по май 2016 года в рамках хоздоговорной работы, инициированной департаментом по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени, с привлечением преподавателей и студентов Института физической культуры Тюменского государственного университета. В нём приняли участие дети 6-7 лет, посещающие подготовительные группы пяти дошкольных образовательных учреждений г.Тюмени (№№ 1, 132, 172, 183, 185). Общее число обследованных дошкольников составило 225 человек (99 мальчиков и 126 девочек). Из них, по результатам медицинской оценки состояния здоровья, к I группе здоровья было отнесено 14 мальчиков и 21 девочка; ко II группе здоровья - 77 мальчиков и 99 девочек; к III группе - 8 мальчиков и 6 девочек. Физическая подготовленность детей оценивалась по результатам выполнения контрольных упражнений, характеризующих развитие основных физических способностей (Завьялова, Стародубцева 2015). Это: бег 30 м, бег 300 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, наклон вперед из положения стоя на опоре, поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 сек. Оценка умственного развития проводилась с помощью стандартизованных диагностических методик, разработанных коллективом авторов (Лаврентьева и др., 1996): · «Эталоны», «Перцептивное моделирование» - для изучения уровня развития восприятия (О. М. Дьяченко и В. В. Холмовская), · «Схематизация» (Р. И. Бардина) - для выявления уровня развития наглядно-действенного мышления, · «Систематизация» (Н. Б. Венгер) - для изучения уровня развития логического мышления. По итогам тестирования вычислялся интегральный показатель уровня умственного развития каждого из детей в диапазоне от 1 до 20 баллов. В результате исследования было установлено, что показатели умственного развития и физической подготовленности детей 6-7 лет, отнесённых к разным группам здоровья, не имеют достоверных различий по t-критерию Стьюдента. Тем не менее, сопоставление среднегрупповых величин позволило обнаружить интересные тенденции, различные для групп мальчиков и девочек. В частности, у мальчиков I группы здоровья подавляющее большинство показателей физической подготовленности выше, чем у их сверстников из II группы здоровья, результаты диагностики которых, в свою очередь, выше соответствующих показателей мальчиков, отнесённых к III группе здоровья (табл. 1). То есть, чем больше проблем со здоровьем, тем хуже показатели физической подготовленности. Та же тенденция прослеживается при анализе результатов умственного развития мальчиков: показатели развития отдельных психических функций и интегральный показатель умственного развития у мальчиков I группы здоровья выше, чем у мальчиков II и III групп здоровья (рис. 1, табл. 2). При этом в I группе мальчиков не обнаружены дети с низким уровнем умственного развития, в то время как в III группе нет детей с высоким уровнем умственного развития (рис. 2). Таблица 1 Средние показатели физической подготовленности мальчиков I-III групп здоровья (M±m) Показатели Группа здоровья I II III Бег 30 м (в секундах) 7,18±0,29 7,47±0,07 7,69±0,41 Бег 300 м (в секундах) 101,45±3,37 109,4±3,55 105,5±6,89 Поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине за 30 с (количество раз) 15,14±1,33 14,09±0,59 12,38±1,74 Прыжок в длину с места (в см) 112,79±4 112,91±1,58 107,00±7,94 Наклон вперед из положения стоя на опоре (в см) 8,04±2,27 3,54±0,9 5,38±2,48 Челночный бег 3×10 м (в секундах) 10,38±0,23 10,52±0,14 10,53±0,26 Рис. 1. Интегральный показатель умственного развития мальчиков I-III групп здоровья Таблица 2 Средние показатели умственного развития мальчиков I-III групп здоровья (M±m) Показатели Группа здоровья I II III Эталоны 11,57±0,94 11,17±0,31 9,63±1,61 Перцептивное моделирование 8,71±0,86 9,95±0,35 8,25±0,74 Схематизация 11,71±0,71 11,43±0,21 11,25±0,62 Систематизация 10,43±1,18 9,64±0,33 9,75±1,36 Интегративный балл 10,79±0,63 10,7±0,26 9,38±1,24 Рис. 2. Уровневые показатели умственного развития мальчиков I-III групп здоровья Совсем иная картина была получена по результатам анализа показателей девочек. Как это ни странно, но лучшие показатели физической подготовленности продемонстрировали девочки, отнесённые к III группе здоровья (табл. 3). В среднем у них выше результаты диагностики выносливости, скоростно-силовых способностей, координации и гибкости. Правда, необходимо заметить: именно в этой группе, в сравнении с другими, наблюдается большая изменчивость признака, на что указывает величина ошибки репрезентативности. Сравнение среднегрупповых показателей физической подготовленности девочек, отнесённых к I и II группам здоровья, показало незначительное преимущество в I группе. Анализ показателей умственного развития девочек показал, что и здесь средние результаты девочек III группы здоровья превышают аналогичные показатели девочек I-II групп здоровья, а самые низкие результаты зафиксированы у девочек I группы здоровья (рис. 3, табл. 4). Таблица 3 Средние показатели физической подготовленности девочек I-III групп здоровья (M±m) Показатели Группа здоровья I II III Бег 30 м (в секундах) 7,76±0,21 7,7±0,07 7,80±0,37 Бег 300 м (в секундах) 109,55±2,94 114,33±0,91 108,97±6,32 Поднимание туловища в сед из положения лёжа на спине за 30 с (количество раз) 11,7±0,84 11,12±0,4 10,00±2,9 Прыжок в длину с места (в см) 108,35±3,87 107,48±1,77 111,00±8,71 Наклон вперед из положения стоя на опоре (в см) 5,85±1,61 6,52±0,62 9,00±1,53 Челночный бег 3×10 м (в секундах) 10,63±0,17 10,88±0,1 10,42±0,24 Рис. 3. Интегральный показатель умственного развития девочек I-III групп здоровья Таблица 4 Средние показатели умственного развития девочек I-III групп здоровья (M±m) Показатели Группа здоровья 1 2 3 Эталоны 10,57±0,97 11,28±0,24 12,33±1,29 Перцептивное моделирование 9,19±0,58 9,18±0,24 10,33±1,45 Схематизация 10,76±0,64 11,43±0,22 11,33±0,48 Систематизация 10,33±0,84 10,74±0,32 12,33±0,97 Интегративный балл 10,38±0,58 10,99±0,28 12,33±1,13 Анализ уровневых характеристик умственного развития, представленный на рисунке 4, показывает, что выборки девочек отличаются, прежде всего, числом детей с низким и высоким уровнем. В III группе здоровья нет девочек с низким уровнем умственного развития и больше детей с высоким уровнем, чем в I и II группах. Рис. 4. Уровневые показатели умственного развития девочек I-III групп здоровья По результатам исследования можно констатировать, что наличие отклонений в состоянии здоровья оказывает разное влияние на показатели двигательного и умственного развития мальчиков и девочек 6-7 лет. Мальчики, имеющие нарушения здоровья, демонстрируют более низкие показатели умственного развития и физической подготовленности, чем их здоровые сверстники. В отличие от мальчиков, для девочек наличие нарушений в состоянии здоровья не является препятствием в достижении высоких результатов развития как двигательной, так и умственной сферы. Возможно, в развитии девочек решающую роль играют не биологические, как у мальчиков, а социальные факторы, за счёт которых девочки с хроническими заболеваниями достигают лучших показателей, чем их здоровые сверстницы. Это - более внимательное отношение родителей и родных, индивидуальный подход педагогов, грамотный подбор развивающих видов деятельности, щадящий режим жизни и др. Мальчикам же для полноценного развития в большей степени необходима активная двигательная деятельность, возможность реализации которой снижается у детей, имеющих нарушения здоровья. Кроме того, известно, что девочки отличаются лучшими адаптационными возможностями организма, в сравнении с мальчиками. Не исключено, что это определяет и лучшие компенсаторные возможности, когда происходит взаимная компенсация одних элементов развития другими. В частности, не имея возможности полноценно реализовать двигательную активность в силу ограничений, накладываемых заболеванием, девочки начинают подходить к выбору движений с большей осознанностью и избирательностью, что позволяет им достичь высоких результатов развития как умственной, так и двигательной сферы. На основании изложенных фактов можно рекомендовать следующее. Педагогам дошкольных образовательных учреждений дифференцированно подходить к определению нагрузки для мальчиков и девочек, имеющих одну и ту же группу здоровья. Работая с мальчиками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, создавать благоприятные условия для осуществления ими двигательной деятельности, являющейся залогом полноценного развития. Обучать мальчиков и девочек осмысленному запоминанию и воспроизведению двигательных действий, умению применять полученные умения и навыки в игровой и самостоятельной деятельности.
×

About the authors

I. V. Starodubtceva

Tyumen State University

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department for Theoretical Basics of Physical Education

References

  1. Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. 2016. Развитие физических способностей у дошкольников: методические рекомендации. Тюмень: [б.и.].
  2. Зарытовская Н. В., Калмыкова А. С. 2013. Методика психофизической диагностики состояния здоровья школьников первой группы здоровья // Современные проблемы науки и образования 2, 33.
  3. Красношлык З. П. 2013. Здоровьесберегающая компетентность как условие взаимосвязи физического и психического здоровья дошкольников // Диалог 3, 28-34.
  4. Лучкина О. В. 2016. Влияние двигательного режима на здоровье и физическое развитие детей дошкольного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики 2(7), 192-195.
  5. Любека С. В., Юречко О. В. 2011. Исследование физического состояния школьников различных групп здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта 5(75), 80-85.
  6. Мухина М. П. 2015. Состояние здоровья и физического развития детей в условиях модернизации дошкольного и начального образования // Физкультурное образование Сибири. Т. 33. № 1, 117-119.
  7. Психолог в детском дошкольном учреждении. 1996. / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа.
  8. Соколова Н. И. 2005. Сравнительная характеристика соотношения групп здоровья с уровнем физического здоровья лиц различной профессиональной направленности // Физическое воспитание студентов творческих специальностей 4, 72-83.
  9. Стародубцева И. В. 2015. Проблемы повышения родительской компетентности в организации физкультурно-оздоровительной деятельности старших дошкольников // Семенова Т.А. (отв.ред.). Развитие родительских компетенций: материалы Всероссийской научно-практ. конф. (с международным участием). Ч. II. М.: «Спутник+» , 88-92.
  10. Румба О. Г., Копейкина Е. Н. 2009. Оценка психоэмоционального состояния здоровья студенток различных групп здоровья // Культура физическая и здоровье 4, 72-75.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies