PROGRAM OF STUDENTS PREPARATION FOR IMPLEMENTATION OF NORMS IN «READY TO WORK AND DEFENSE» (RWD) COMPLEX

Abstract


Paper is devoted to the problem of preparing students to pass the norms of the new complex «Ready to work and defense», in the light of its massive introduction in the country's universities. The low level of physical readiness of the students of Omsk State Technical University (OSTU), revealed as a result of the research, made it possible to draw the conclusion about the need for purposeful preparation of students for the all-around RWD. A program was developed for preparing students to pass the standards of the RWD complex in accordance with the requirements of the VI stage. The cycle of preparation of the program consists of 3 mesocycles, which include classes of various orientations depending on the emphasis on certain types of RWD. As a result of the pedagogical experiment it was established that the use of the developed program provides a statistically higher increase in the indicators of the overall physical preparedness of students, in comparison with the traditional program. The significant progress of the results in the most lagging types of the complex is revealed. This makes it possible to increase the number of students who successfully passed the norms of a new complex of RWD and who want to actively engage in mass sports.

Full Text

На основании приказа Минспорта РФ № 739 от 29.08.2014 г. в вузах с января 2016 г. началось массовое внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» (Об утверждении порядка ... 2014). В этой связи наибольшую актуальность приобретает проблема подготовки студентов к выполнению норм нового комплекса ГТО. В положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (от 11 июня 2014 г.) указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта (Постановление правитльства ... 2014). Согласно новому комплексу ГТО для студентов предусмотрены тесты и нормы VI ступени «Физическое совершенство». Для девушек и юношей 18-29 лет предусмотрено соответственно 12 и 11 видов испытаний, из них 4 вида обязательные, остальные - по выбору. На золотой значок необходимо выполнить не менее 8 видов испытаний, на серебряный - 7 видов, на бронзовый - 6 видов. Существующее физическое воспитание в вузе для студентов-неспортсменов в основном сегодня решает задачи активного отдыха и пытается направлять студентов на самостоятельную физическую подготовку (Гурский 2014: 78-79). В этих условиях необходимы новые подходы к организации физического воспитания в вузе (Перова и др. 2013: 42-55, Калинина и др. 2014: 54-59). Целью нашего исследования явилась разработка программы подготовки студентов к многоборью ГТО. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Оценить исходный уровень физической подготовленности студентов в соответствии с требованиями VI ступени комплекса ГТО. 2. Определить эффективность разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование уровня физической подготовленности студентов, методы математической статистики. Организация и результаты исследования. Программа подготовки студентов разрабатывалась нами в соответствии с требованиями VI ступени комплекса ГТО (Семенов 2010: 68-71). В программу были включены комплексы разносторонних нагрузок и упражнений, позволяющих эффективно овладевать техническими навыками и развивать физические качества, которые необходимы для выполнения испытаний комплекса ГТО (Белова и др. 2016: 4). Это позволяло обеспечивать базовую физическую подготовку студентов, что создавало благоприятные предпосылки для достижения высоких результатов во всех видах многоборья ГТО. С целью экспериментального обоснования разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО проводился педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие 22 юноши и 24 девушки, которые регулярно на протяжении трех месяцев посещали занятия в секции ГТО ОмГТУ (Белова и др. 2016: 415-419). Из этих студентов и была организована экспериментальная группа. На первом этапе работы секции было проведено тестирование физической подготовленности у юношей по 8 видам, а у девушек по 9 видам комплекса ГТО, которое позволило определить исходный уровень физической подготовленности студентов. На основе полученных результатов были подобраны студенты (22 юноши и 24 девушки), имеющие идентичные показатели физической подготовленности, которые и составили контрольную группу. Эти студенты занимались физической культурой в рамках традиционной программы. Анализ исходного уровня физической подготовленности группы юношей показал, что по сумме 8 видов многоборья ГТО VI ступени 9% студентов выполнили норматив серебряного знака, 14% - бронзового, а 77% не уложились в нормативы в одном или нескольких из обязательных видов. В группе девушек был показан еще более низкий уровень подготовленности: только 4% девушек справились с испытаниями комплекса на норматив бронзового знака, а 96% - по сумме многоборья не уложились в нормативы. При этом самая низкая результативность в группе юношей была показана в скоростно-силовых видах - метание гранаты и подтягивание, а также в беге на выносливость на дистанции 3000 м. В метании гранаты 77% юношей показали результат ниже уровня, соответствующего бронзовому знаку, в подтягивании - 59%, а в беге на 3000 м - 45%. В группе девушек наиболее низкий уровень подготовленности был показан в силовых видах - сгибание/разгибание рук в упоре лежа и поднимание туловища за 1 минуту, не справились с нормативами соответственно 96% и 84% студенток. Кроме того, в беговых дисциплинах 100 м и 2000 м не уложились в нормативы соответственно 50% и 88% девушек. По итогам исходного тестирования можно сделать вывод о достаточно низком уровне физической подготовленности студентов и необходимости их целенаправленной подготовки к многоборью ГТО. Разработанная нами программа состоит из нескольких циклов. Цикл подготовки включает в себя 3 мезоцикла, каждый из которых содержит 13-14 занятий. Занятия проводились три раза в неделю по 2 часа и имели различную направленность в зависимости от поставленных задач и акцентов на определенные виды ГТО. Схема направленности тренировочных занятий и их содержания в недельном цикле (микроцикле) в соответствии с программой может быть представлена следующим образом. Первое занятие (вторник) было направлено на развитие скоростно-силовых качеств, гибкости, обучение технике бега на 100 м, прыжков в длину, метания гранаты (Белова и др. 2008: 132). Для обучения технике спринтерского бега, низкого и высокого стартов на занятии применялись специальные подводящие упражнения: бег из различных стартовых положений, бег с ускорением от 20 до 60 м с последующим бегом по инерции, специальные беговые и прыжковые упражнения, стартовые упражнения, правильные движения рук во время выхода со старта, бега по дистанции. Для развития способности к выполнению быстрых движений использовались эстафеты, разнообразные прыжковые упражнения и упражнения с отягощениями, спринтерский бег от 20 до 150 м с различной интенсивностью. Для овладения основами техники прыжков в длину с места и разбега в занятие были включены: прыжки с места; прыжки в шаге на толчковую (маховую) ногу с 3-х, 5-ти, 10-ти шагов; прыжки через препятствие высотой 50-60 см с разбега; различные прыжки в длину с акцентом на толчковую, маховую ногу; многоскоки; прыжки через скамейку (барьеры); спринтерский бег на 20-60 м с высокого старта. В качестве основных средств для начальной подготовки в метании гранаты были предложены подводящие и подготовительные упражнения для рук (имитация отведения руки в метании, правильные движения рук в сочетании с шагами разбега и т.д ); метание мяча с места и 3-х шагов разбега в цель; метания камней, теннисных мячей, броски набивного мяча, а также упражнения для развития силы всех мышечных групп, направленные на развитие подвижности в плечевом, локтевом и тазобедренных суставах. Второе занятие (четверг) было направлено на развитие силовых качеств, обучение технике подтягивания на высокой и низкой перекладине, рывка гири, сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Данное занятие проводилось в тренажерном зале и было преимущественно направлено на отработку техники силовых упражнений комплекса ГТО и развитие силы тех групп мышц, которые непосредственно участвуют в выполнении данных упражнений. В качестве средств подготовки использовались подводящие и специальные упражнения для освоения правильной техники указанных видов комплекса ГТО, упражнения в облегченных условиях, упражнения с преодолением собственного веса, с партнером и с отягощениями (гантели, блины, штанга), упражнения на тренажерах (Павлова, Герман 2016: 40-45, Белова и др. 2016: 104). Упражнения выполнялись преимущественно повторным методом и методом круговой тренировки. После силовой нагрузки занимающимся предлагался комплекс упражнений на гибкость. Комплексы силовых упражнений составлялись с учетом подготовленности студентов и отдельно для юношей и девушек. Третье занятие (суббота) было направлено на развитие общей выносливости, силы отдельных групп мышц, гибкости, обучение технике бега на 2 и 3 км. С целью освоения техники бега на средние дистанции были включены следующие задания: - многократное (серийное) выполнение подводящих и специальных беговых упражнений (бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с захлестыванием голени, бег на прямых ногах, прыжки в шаге); - имитация работы рук в основной стойке; - бег по прямой в медленном и среднем темпе на отрезках 50-150 м с акцентом на постановку стопы с наружной части и сохранение правильной осанки; - бег по прямой с входом в вираж на отрезках до 100 м; - групповой бег или бег в парах с высокого старта на отрезках до 150 м; - бег с высокого старта на отрезках до 50 м; - бег на отрезках 60-120 м с переключением на финишное ускорение; - различные прыжковые упражнения на одной ноге, с сопротивлением партнера, прыжки в глубину, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Обучение свободным, широким беговым шагам на контролируемых скоростях позволяет в дальнейшем быстрее овладеть ритмом прыжков и метаний, повышает выносливость, скорость и силу мышц ног. Для тренировки общей выносливости использовался равномерный метод (кросс от 20 до 45 мин), а также равномерный бег с включением по ходу дистанции специальных беговых, прыжковых и общеразвивающих упражнений (2-4 км). По мере роста подготовленности занимающихся в тренировку включался повторный бег на средних и длинных отрезках (от 300 до 1000 м); переменный бег на отрезках с заданным темпом, темповый бег (2-3 км); «фартлек», бег в гору, контрольный бег. Для развития силы отдельных групп мышц и гибкости на занятии выполнялись различные комплексы упражнений для брюшного пресса, спины, плечевого пояса в парах, на гимнастической стенке; броски набивного мяча; барьерная гимнастика. Дозировка повторений упражнений и продолжительность отдыха между упражнениями устанавливалась в зависимости от уровня подготовленности занимающихся в группах ГТО. Для получения объективных данных об эффективности разработанной программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО в начале и в конце педагогического эксперимента у испытуемых оценивался уровень общей физической подготовленности по тестам комплекса ГТО. В контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах в начале педагогического эксперимента уровень показателей физической подготовленности был однородным. Расчеты показали отсутствие достоверности различий начальных показателей экспериментальной и контрольной групп. После реализации программы подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО в экспериментальной группе улучшились все средние показатели общей физической подготовки. Статистически достоверно улучшились показатели в беге на 100 м у девушек и юношей (P<0,05); в беге на 2000 м у девушек (P<0,05); в тесте на гибкость у девушек и юношей (P<0,05); в прыжках в длину с места у девушек и юношей (P<0,05) и в метании гранаты у девушек и юношей (P<0,05), в плавании у юношей (P<0,05). Статистически недостоверно улучшились показатели у юношей в беге на 3000 м (P<0,05); в стрельбе (P>0,05) у юношей и девушек; в поднимании туловища за 1 минуту у девушек (P>0,05), в плавании у девушек (P>0,05). В контрольной группе позитивные изменения произошли в тестах на силу, но оказались статистически недостоверными (P>0,05) как у девушек, так и у юношей. Статистически достоверно улучшились только показатели гибкости (у девушек и юношей). Остальные показатели остались на том же уровне. Таким образом, следует отметить, что используемая в экспериментальной группе программа подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГТО обеспечила больший прирост результатов по общей физической подготовленности, чем традиционная система подготовки студентов в рамках программы по физической культуре, ориентированной прежде всего на формирование компетенций в области физической культуры и спорта. Кроме того, после 3-месячного цикла подготовки студентов по разработанной программе в группах ГТО по сумме 8 видов многоборья ГТО на золотой знак выполнили испытания 18% юношей и 4% девушек; на серебряный - 46% юношей и 29% девушек; на бронзовый - 18% юношей и 25% девушек, а количество студентов, не выполнивших нормы, уменьшилось на 18%. Вместе с тем, отмечался значительный прогресс показателей в тех видах комплекса, где наблюдалось наибольшее отставание, по сравнению с исходным тестированием. В конце эксперимента количество юношей, показавших результаты ниже норматива бронзового знака, уменьшилось в метании гранаты с 77% до 13,6%, в беге на 3000 м - с 45% до 18%, а в подтягивании все юноши выполнили нормативы. Девушек, которым не удалось справиться с нормативами в отстающих видах, также стало меньше. В сгибании и разгибании рук в упоре лежа не выполнили норматив 29,2% (до эксперимента - 96%) девушек, в поднимании туловища за 1 мин - 16,7% (до эксперимента - 84%), а в беговых дисциплинах на 100 м и 2000 м соответственно 16,7% и 20,8% (до эксперимента - 50% и 88%). Анализ полученных в процессе исследования данных позволил сделать следующие выводы. Организация систематической подготовки студентов в группах ГТО по программе, составленной с учетом требований нового комплекса, обеспечивает в достаточно сжатые сроки повышение уровня физической подготовленности студентов. Кроме того, положительная динамика результатов в видах комплекса ГТО вызывает у студентов стремление к улучшению своих показателей и соответственно существенно повышает их мотивацию к дальнейшим занятиям массовым спортом, так как появляется совершенно реальная цель этих занятий на ближайшую перспективу. Систематическая организация работы в вузе в данном направлении позволит, на наш взгляд, сформировать у большинства студентов осознанное стремление не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать свои физические кондиции, занимаясь различными видами массового спорта.

About the authors

V. E. Pavlov

Omsk State Technical University


Teacher of the Department for Physical Education and Sport

T. Yu. Belova

Omsk State Technical University


Associate Professor of the Department for Physical Education and Sport

References

  1. Белова Т. Ю., Гетман С. А., Павлов В. Е. 2016. Роль организации групп по подготовке к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в развитии массового спорта в вузах // Кудринская Л.А. (отв. ред.). Омские социально-гуманитарные чтения - 2016: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГТУ, 415-419.
  2. Белова Т. Ю., Ковальчук О. Г., Семенова Ю. В. 2008. Легкая атлетика. Техника и методика обучения: Учеб. пособие. Омск: ОмГТУ.
  3. Белова Т. Ю., Павлова И. В., Ковальчук О. Г. 2016. Подготовка студентов к сдаче норм комплекса «Готов к труду и обороне» нового поколения: Учеб. пособие. Омск: ОмГТУ.
  4. Гурский А. В. 2014. Возвращение ГТО // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 4, 78-79.
  5. Калинина Н. Е., Якимович В. С., Жегалова М. Н. 2014. Российская система физического воспитания: прошлое, настоящее и будущее // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта 5(111), 54-59.
  6. Павлова И. В., Герман Е. В. 2016. Программа силовой подготовки студенток Омского государственного университета путей сообщения в соответствии с требованиями комплекса «Готов к труду и обороне» // Культура физическая и здоровье 3(58), 40-45.
  7. Перова Е. И., Кабачков В. А., Куренцов В. А. 2013. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях РФ // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт 5, 42-55.
  8. Постановление Правительства РФ об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11.06.2014 г. № 540. URL: http://www.gto.ru/files/docs/02_npa/10.pdf (2016. 13 янв.).
  9. Об утверждении порядка организации и проведения тестирования населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО): приказ от 29.08.2014 г. № 739. 2014 // Российская газета. Федеральный выпуск 6565(293).
  10. Семенов Л. А. 2010. К вопросу о содержании и нормативных требованиях физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и защите Отечества!» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 6, 68-71.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies