PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF STUDENTS


Cite item

Full Text

Abstract

The problem of competitiveness has recently become especially urgent for young people and is a delayed result of education, since it is determined not so much by the current demand for and employment of a graduate as by his mobility in the labor market, the long success of his professional career. Modern society requires improving the quality of vocational education, a high level of professional training and needs competitive specialists that meet the requirements of professional standards. A special specificity is manifested in this regard in the training of engineering personnel, since the activities of an engineer managing technologically complex processes require greater returns, considerable intellectual, moral and physical costs, a high level of professional culture formation. The article considers the problem of forming the competitiveness of a future specialist as one of the main problems facing higher education institutions. Competitiveness of the student, his professional mobility should be ensured by the high quality of the results of educational activity, the system integration of which ensures the formation of a mobile personality, a person free and responsible, capable of creative activity, ready for a large-scale realization of their potential opportunities. Considering the qualities of the personality, manifested in the physical culture and sports defining competitiveness, we proceeded from an understanding of the essence of competitiveness as one of the personality's ability to social, psychological and physical development. The purpose of our work is to determine the role of physical culture in the formation of professional competitiveness of future specialists of a technical university. The analysis of the scientific literature has shown that conceptual ideas on formation of professional competitiveness of students by means of physical culture in higher educational institutions have insufficient scientific substantiation. Many researchers are making attempts to identify ways and means to ensure the formation of competitiveness of the student's personality. In this regard, new approaches are needed in higher education for the formation of competitiveness of specialists in engineering specialties.

Full Text

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере страны, и в частности современный рынок труда, требуют от выпускника вуза высокой профессиональной мобильности, активной жизненной и профессиональной позиции как одного из условий для успешного и устойчивого развития страны в современном мире. Одной из главных проблем, которая стоит перед высшими учебными заведениями, является формирование конкурентоспособности будущего специалиста, отвечающей требованиям профессиональных стандартов. Важная роль образования в решении задач социально-экономического развития России и повышении ее конкурентоспособности в целом заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности. В научных исследованиях конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности, в исследованиях В. И. Андреева конкурентоспособная личность представлена как интегральная характеристика, включающая в себя следующие системообразующие и приоритетные качества и особенности: - уровень работоспособности; - стремление к качественному конечному результату; - стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; - творческое отношение к делу, труду; - стремление к профессиональному самосовершенствованию; - способность к принятию ответственных, порой рискованных решений; - коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; - способность к быстрому освоению нового дела; - способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию (Андреев 2004). Студента как личность нужно характеризовать не только с социальной стороны, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе. Многие исследователи считают, что студента можно охарактеризовать с психологической стороны, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности, а также с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. (Сливина 2007; Плугарева 2008). При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности студента как личности мы использовали подход В. И. Андреева, наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Тест был проведен на I и III курсах факультета транспорта нефти и газа (общее количество студентов 125). Результаты теста показали, что в группе студентов I курса 25% участников продемонстрировали высокий уровень (120 баллов), средний балл - 98 - говорит о том, что уровень конкурентоспособности личности среди студентов I курса выше среднего. В группе студентов III курса тест показал средний результат 124 балла, означающий, что уровень конкурентоспособности личности в этой группе достаточно высокий. Таким образом, мы выявили, что конкурентоспособность личности студентов возрастает по мере учебы в вузе. Это значит, что у студентов возрастает уверенность в себе, своих силах, цели и ценностные ориентиры становятся более четкими, повышается стремление к саморазвитию, самостоятельность, происходит профессиональный рост. Повышение конкурентоспособности студентов обуславливается особенностью ценностных ориентаций в контексте развития их возрастных и личностных новообразований, заключающихся в переоценке ценностей на каждом возрастном этапе, жизненном самоопределении, потребности в самоактуализации и саморазвитии. Это переход в статус студента, ориентация на учебную деятельность в определенной сфере, получение высшего образования и планирование своей дальнейшей жизни. Поступление в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Заметно укрепляются и развиваются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах, - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. В период обучения в вузе достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Система физического воспитания имеет свою идеологию - информационную составляющую технологии. В современные принципы информационной составляющей входят: принцип единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного (физического) компонентов; принцип деятельностного подхода; принцип вариативности и многообразия физического воспитания; принцип оптимизации; принцип всестороннего гармонического развития личности; принцип связи физического воспитания с трудовой практикой, принцип оздоровительной направленности физического воспитания. В теории физической культуры понятие «система физического воспитания» «отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т.е. целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации». В совокупность определяющих ее элементов включаются следующие характеристики: социально-политические (идеологические) основы; теоретико-методологические; программно-нормативные; организационные структуры, закрепляющие и контролирующие физическое воспитание в обществе. Соперничество, борьба за рабочее место требуют не только профессиональных знаний и умений, но также здоровья и соответствующих личностных качеств (профессиональных, волевых, нравственных и т.д.). Физическое воспитание развивает нравственные качества, интеллект и психомоторные функции, а также способствует формированию поведения в духе требований современного общества. Мы считаем, что при условии воспитания у молодежи высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы, конкурентоспособность на рынке труда должна достигаться цивилизованными методами и средствами. В нравственном воспитании физическая культура содействует формированию у студентов таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. В процессе занятий физической культурой и спортом формируются волевые и психические качества, которые проявляются в учебной, производственной, военной и бытовой обстановке. Физическое самовоспитание и физическое совершенствование ориентируют студента на объективную оценку своих слабых и сильных сторон, выстраивание своих приоритетов в профессиональной карьере и дальнейших планов в своей жизни. Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей, обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Все эти изменения диктуют необходимость формирования стрессоустойчивой, творческой, ответственной личности, умеющей жить в условиях неопределенности, а также способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. В настоящее время понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности позволяет сформировать новые тенденции в развитии личностных мотиваций к освоению будущей профессиональной деятельности (Бальсевич, Лубышева 2003.). Наряду со специальными предметами «Физическая культура» в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Физическая культура как составная часть общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения является обязательным разделом в общенаучной подготовке бакалавров, специалистов. Формирование тех или иных личностных качеств носит индивидуальный характер, так как разные физические упражнения или виды спорта способствуют выработке различных морально-волевых и психологических качеств у студентов. В Омском государственном техническом университете целью изучения дисциплин «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» является формирование физической культуры личности и способность направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: - понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; - знание федеральных законов, нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта; - знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; - обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; - овладение навыком ответственного принятия решения в командных видах спорта с использованием средств физического воспитания личности; - приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей; - применение информационных технологий для планирования самостоятельных занятий и контроля физических результатов. В связи с решением поставленных задач на кафедре «Физическое воспитание и спорт» реализуется личностно ориентированный подход, студентам предлагаются виды физкультурно-спортивной деятельности согласно их интересам, природным способностям, физическому развитию и уровню здоровья. Учебно-тренировочные занятия проводятся в группах-специализациях: аэробика, баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, пауэрлифтинг, борьба «самбо», греко-римская борьба, а также в группах общей физической подготовки и специальных медицинских группах. В соответствии с этим подходом результатом учебной деятельности являются умение принимать ответственные решения на занятиях командными видами спорта; применять различные системы упражнений в формировании здорового образа жизни; осуществлять самоконтроль за состоянием своего организма во время самостоятельных занятий; использовать средства и методы физической культуры для формирования физических и психических качеств личности. На учебно-тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях формируются необходимые морально-волевые и психофизические качества, что способствует созданию у студентов мотивации к достижению высоких результатов в учебе, воспитанию нравственных качеств. В процессе физкультурно-спортивных мероприятий студенты находятся в коллективе, где формируются взаимопомощь и взаимовыручка, появляется внутренняя потребность действовать в коллективе в соответствии со своими убеждениями. Физическое воспитание студентов как составная часть образовательного процесса способствует формированию у студентов физических, морально-психологических и нравственных качеств (Попова 2012). На занятиях по физической культуре студенты осознают необходимость совершенствования и самосовершенствования не только физических, но и психологических качеств (мышление, память, внимание, воля, эмоции), которые направляются на выполнение поставленной цели, что характерно, например, в спортивных играх, различных единоборствах, где постоянно преодолеваются как внешние, так и внутренние трудности. Смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и находчивость, выдержка и самообладание - такие качества вырабатываются у занимающихся во время учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, плаванию, лыжным гонкам, а также на соревнованиях. Восприятие пространства и времени, способность к точной оценке расстояний, имеющие значение для определенных профессий, можно формировать путем специальных упражнений на гимнастических снарядах, в спортивных играх, легкой атлетике и лыжной подготовке. Внимание, активность и устойчивость к внешним помехам также вырабатываются в процессе выполнения различных упражнений. Физические упражнения способствуют формированию таких качеств, как воля к победе, чувство ответственности и долга, коллективизм, готовность прийти на помощь товарищам, гуманность, честность, непримиримость к несправедливости и лжи. В современных экономических условиях возникает необходимость развития конкурентоспособной личности студента, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, уверенно вступать в социальные отношения, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению (Резник, Сочилова 2009). Сложный процесс реформирования, который переживает сейчас образование, направлен на создание условий для развития целостной творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. При современной экономической ситуации в России, когда профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система должна развивать у молодежи те личностные качества, которые будут способствовать успешной социализации и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, подготовка конкурентоспособной личности играет важную роль в системе образования, что требует изучения проблемы формирования конкурентоспособности.
×

About the authors

O. A. Melnikova

Omsk State Technical University

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports

L. G. Kostikova

Omsk State Technical University

post-graduate student, senior lecturer of the Department of Physical Education and Sports

References

  1. Андреев В. И. 2004. Конкурентология: Учеб. курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань: Центр инновационных технологий.
  2. Астапенко Е. В. 2008. Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза: Дис. … канд. пед. наук. Красноярск.
  3. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. 2003. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры 5, 19-22.
  4. Еременко Е. С. 2013. Организационно-экономический механизм повышения качества высшего образования в условиях реформирования высшей школы: Дис. … канд. экон. наук. Санкт-Петербург.
  5. Ермолаев Ю. В. 2005. Некоторые проблемы технического образования // Современные наукоемкие технологии 1, 53-54.
  6. Максимова Е. В. 2005. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург.
  7. Полинский Е. В., Полинская Е. В. 2015. Личностные качества при построении успешной профессиональной карьеры // Успехи современного естествознания 9, 365-368.
  8. Попова С. Ю., Чернышева И. В., Шлемова М. В., Липовцев С. П. 2012. Развитие личностных качеств будущих инженеров средствами физической культуры // Успехи современного естествознания 5, 103.
  9. Плугарева А. В. 2008. Психологическое сопровождение развития конкурентоспособности личности студента: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Пятигорск.
  10. Резник С. Д., Сочилова А. А. 2009. Основы личной конкурентоспособности. Москва: ИНФРА-М.
  11. Сливина Т. А. 2007. Конкурентоспособность специалиста как психолого-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал 11, 93-100.
  12. Шевченко И. И. 2007. Влияние ценностных ориентаций на формирование конкурентоспособности личности студентов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies