ON AESTHETIC PERFORMANCE OF SPORTS AND TECHNICAL SKILL AND MUSICAL AND PHYSICAL PREPARADENESS IN SPORTS AEROBICS

Abstract


Sports aerobics is a popular sport that is part of the International Gymnastics Federation (FIG), which is characterized by the ability of athletes to perform, in accordance with the musical accompaniment, a dynamic complex of specific motor activities with high intensity. This article deals with issues related to the aesthetic performance of sports and technical skill in sports aerobics and some aspects of the assessment of musical and motor skills. The data on the presence of the composition of the necessary aesthetic characteristics in sports aerobics (the composition of the elements of the connections, the dynamic performance of the composition, the co-ordination of elements and integrity, the artistic design of the composition) are given. The distinctive features in aesthetic components of movements in various competitive nominations are revealed, which allow to optimize the process of training gymnasts specializing in sports aerobics. Research data can be taken into account when developing and staging competitive compositions, when selecting athletes in nominations, and also when choosing aesthetic education. The data of the survey of trainers - teachers in sports aerobics on the ranking of sports and aesthetic indicators depending on the nomination of competitive performances (individual performances - women, men, mixed pair, trio, group) are given. The results of the correlation analysis of the indicators of the rapid assessment of the performance of the training and control complex of exercises and the level of physical readiness of schoolchildren involved in aerobics are presented.

Full Text

В спортивных видах гимнастики многие двигательные действия оцениваются по скорости и точности их исполнения, однако ведущими критериями при определении их эффективности являются эстетические. Существенной качественной стороной специфических движений, отражающей уровень физической подготовленности спортсменов, является пластичность, целенаправленное формирование которой позволяет решать взаимосвязанный комплекс задач физического, эстетического, интеллектуального совершенствования человека (Аэробика. Теория и методика ... 2002: 33; Коричко и др. 2014: 134). Спортивная аэробика - это сложнокоординационный вид спорта, который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением непрерывный комплекс специфических движений высокой интенсивности, с обязательным использованием элементов различной трудности. При построении композиции необходимо учитывать базовые шаги аэробики, выполняемые с высокой скоростью и сочетающиеся с элементами сложности, исполненными с высокой степенью совершенства (Андреасян 1996: 15; Коричко 2000: 68, Поздеева 2005: 99). Повышение сложности соревновательных композиций в технико-эстетических видах спорта все чаще ставит судей в затруднительное положение. Все большее число спортсменов включает в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняет их технически совершенно. При такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем условным моментом, который дает возможность качественного ранжирования выступлений спортсменов. В спортивной аэробике также отсутствуют конкретные рекомендации по критериям выразительности исполнения соревновательных упражнений. В правилах соревнований по спортивной аэробике приводятся конкретные требования по составлению и оценке содержания соревновательных программ гимнастов. Анализ данных научно-методической литературы позволил нам структурировать состав эстетических элементов в спортивно-соревновательной деятельности гимнастов, специализирующихся в аэробике. В частности, в состав эстетических показателей спортивно-технического мастерства входят: состав элементов соединений (каскадов), динамичность исполнения композиции, соподчиненность элементов и целостности, художественное оформление композиции. Оценка эстетических показателей имеет свои особенности, которые обуславливаются эстетическими показателями в чувственно-наглядной форме, где отражаются основные достоинства и недостатки исполнения соревновательных комбинаций (Плеханова 2006: 48; Поздеева 2005: 53-55; Пшеничникова, Коричко 2009: 65). В разработанной нами анкете были указаны спортивно-эстетические показатели, которые тренерам-преподавателям по спортивной аэробике необходимо было проранжировать в зависимости от номинации соревновательных выступлений (индивидуальные выступления - женщины, мужчины, смешанная пара, трио, группа). Специалистам по спортивной аэробике был предложен своеобразный глоссарий терминов исполнительского мастерства, составленный на основе научных данных основополагающих трудов в спортивных видах гимнастики. По результатам анкетирования тренеров-преподавателей по спортивной аэробике выявлено, что для индивидуальных выступлений женщин характерны следующие признаки: грациозность, художественность, свобода, целостность, эффектность, естественность, ритмичность. Для индивидуальных выступлений мужчин характерны: яркость, точность, амплитуда, законченность, рациональность, гармоничность, красота. Для смешанных пар характерны: согласованность, динамичность, четкость, чистота, культура движений, артистичность, пластичность. Для трио и групп характерны: выразительность, зрелищность, хореографичность, виртуозность, техничность, школа движений, музыкальность (рис. 1). Выявленные отличительные признаки в эстетических показателях спортивно-технического мастерства в соревновательных номинациях позволят, на наш взгляд, оптимизировать процесс подготовки гимнастов, специализирующихся в спортивной аэробике. В частности, эти данные могут учитываться при разработке и постановке соревновательных композиций, при подборе спортсменов в номинациях и при выборе средств эстетического воспитания. Рис. 1. Исходя из опыта педагогической работы в общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) городов Омска и Нижневартовска в течение 23 лет (с 1994 по 2017 гг.) можно отметить, что при рациональном применении комплексов аэробики в школьной практике повышается интерес и удовлетворенность школьников уроками физической культуры. Постепенно ученики общеобразовательных школ начинают активно заниматься аэробикой сначала в урочное и внеурочное время, а затем успешно переходят в специализированные отделения спортивной аэробики ДЮСШ. Значительные результаты были получены в муниципальной средней общеобразовательной школе № 85 г. Омска, где проводился педагогический эксперимент по методике применения аэробики в школе: ученики 3-го и 5-го классов Гришина Анна и Гришин Павел, начинавшие заниматься в 1994-1995 гг. аэробикой на уроках физической культуры, затем стали неоднократными победителями и призерами первенств и чемпионатов России, Европы и этапов Кубка мира по спортивной аэробике. Использование комплексов аэробики на школьных физкультурных занятиях способствует увеличению уровня физической и музыкально-двигательной подготовленности учащихся, позитивному формированию важнейших для школьников способностей соизмерять свои движения во времени и пространстве, оптимизации показателей физической нагрузки. Вступивший в силу 1 сентября 2013 г. федеральный закон РФ «Об образовании» в Российской Федерации № 273-ФЗ четко регламентирует организацию образовательной деятельности по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, которая основана на физическом воспитании личности, приобретении знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическом совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни, укреплении здоровья, выявлении и отборе наиболее одаренных детей и подростков. Оценка на уроках физической культуры, на которых применялись комплексы аэробики, отражали подлинный уровень знаний, музыкально-двигательных умений и навыков школьников. При оценке исполнения учебно-контрольного комплекса упражнений аэробики для каждого школьника предоставлялась возможность показать себя в условиях, наиболее отвечающих особенностям его уровня музыкально-двигательной подготовленности. Перед разучиванием каждого учебно-контрольного комплекса аэробики обучающихся знакомили с критериями оценки: правильная техника выполнения движений аэробики с точки зрения биомеханики и эстетики движения, осанка, музыкальность. Судейство школьников проводилось исходя из пятибалльной оценки, принятой в общеобразовательной школе [Аэробика. Теория и методика... 2002; Коричко 2000; Правила соревнований...]. При корреляционном анализе нами выявлена достоверная взаимосвязь между показателями экспресс-оценки исполнения учебно-контрольного комплекса упражнений аэробики и другими тестами, представленными в программе по физическому воспитанию для школьников 5-7-х классов (табл. 1, 2). Комплексы аэробики применялись в различных частях уроков физической культуры. Оценка за выполнение учебно-контрольных комплексов упражнений аэробики достоверно связана с уровнем развития гибкости (r=0,71), силы (r=0,66) и координации (r=0,76 и 0,69 для двух тестов). Таблица 1 Различия между показателями музыкально-двигательной подготовленности школьников 5-7-х классов при выполнении учебно-контрольного комплекса аэробики Классы Урок без применения аэробики Урок с применением аэробики в подготовительной части Урок с применением аэробики в основной части Урок аэробики в целом 5 3,73 + 0,55 4,17 + 0,32* 4,06 + 0,48 4,66 + 0,21* 4,07 + 0,53 4,80 + 0,20*· 3,81 + 0,72 4,85 + 0,11*· 6 3,51 + 0,51 4,20 + 0,37* 3,58 + 0,72 4,54 + 0,28* 3,82 + 0,45 4,79 + 0,21*· 3,55 + 0,40 4,63 + 0,32*· 7 3,52 + 0,60 4,22 + 0,35* 3,87 + 0,45 4,73 + 0,34* 3,84 + 0,70 4,81 + 0,19*· 3,93 + 0,52 4,84 + 0,11*· Примечания: в числителе - начало эксперимента, в знаменателе - конец эксперимента; * различия до и после эксперимента достоверны; · различия между экспериментальными и контрольными группами после проведения исследования достоверны (Р<0,05). Таблица 2 Взаимосвязь показателей экспресс-оценки за выполнение комплексов упражнений аэробики с показателями двигательных способностей школьников 5-7-х классов Классы Наклон вперед из положения сидя (гибкость) Подтягивание из виса (юноши), подтягивание из виса лежа (девушки) - (силовые способности) Сочетание движений руками, ногами и туловищем Переключение с одного движения на другое 5 0,27 0,61 0,41 0,66 0,38 0,63 0,41 0,60 6 0,42 0,71 0,45 0,62 0,41 0,76 0,35 0,69 7 0,43 0,68 0,30 0,55 0,34 0,53 0,39 0,58 Примечание: в числителе - начало эксперимента, в знаменателе - окончание эксперимента. Таким образом, использование комплексов аэробики на уроках физической культуры оказывает положительное влияние на физическую и музыкально-двигательную подготовленность для школьников. На сегодняшний день спортивная аэробика в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре находится в условиях динамичного развития. Развитие спортивной аэробики в округе началось в начале 90-х гг. прошлого века в Нижневартовске (Л. Заблодская, Ю. Коричко, А. Устимова, В. Гнатченко, Л. Аксенова), Нефтеюганске (Н. Капируллина, Л. Кудряшова), Югорске (С. Павлов, Н. Ефименко, Г. Вотинцева, О. Аржанникова), Сургуте (Т. Антонова, А. С. Самсонов, М. Саута, А. Плявских), Нягань (В. Головлева). Подготовлена плеяда мастеров спорта России и международного класса, 4 судьи имеют международную судейскую категорию. Для объединения всех тренеров и формирования единой сборной команды в 2000 г. была создана Региональная общественная спортивная организация «Федерация спортивной аэробики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Федерация спортивной аэробики ХМАО-Югры ежегодно организует зрелищные спортивные мероприятия регионального и федерального уровня. В клубы, секции и отделения спортивной аэробики приходят заниматься дети от 5 лет и взрослые с 18 лет. В ХМАО-Югре на сегодняшний день работают более 30 тренеров-преподавателей по спортивной аэробике. Прослеживается эффективная преемственность спортсменов, занимающихся в ДЮСШ и успешно поступающих в лучшие вузы России.

About the authors

Yu. V. Korichko

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department for Theoretical Foundations of Physical Education

References

  1. Андреасян К. Б. 1996. Моделирование годичного цикла подготовки в спортивной аэробике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.
  2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учеб. пособие для студентов вузов физической культуры. 2002 / Под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. Москва: СпортАкадемПресс.
  3. Коричко Ю. В., Гнатченко В. П., Устимова А. Р., Аксенова Л. В., Дятлова В. С. 2014. Особенности содержания учебного материала по спортивной аэробике в ДЮСШ // Клетнева А. А. (отв. ред.). Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 133-135.
  4. Коричко Ю. В. 2000. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5-7-х классах: Дис.. канд. пед. наук. Омск.
  5. Плеханова М. Э. 2006. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложнокоординационных видах спорта (художественная, спортивная, эстетическая, аэробная гимнастика). Москва: б. и.
  6. Поздеева Е. А. 2005. Количественные значения оценки артистичности в спортивной аэробике // Научные труды. Ежегодник: 2005. Омск: Изд-во СибГУФК, 53-56.
  7. Поздеева, Е. А., Пшеничникова Г. Н. 2005. Типичные ошибки в технике исполнения элементов соревновательных программ в спортивной аэробике // Аикин В. А. (отв. ред.). Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Омск: Изд-во СибГУФК, 98-99.
  8. Правила соревнований по спортивной аэробике. 2013-2016 гг. Международная федерация спортивной аэробики. URL: http://www.fig-gymnastics.com/site/rules/disciplines/aer (2017. 05 июля).
  9. Пшеничникова Г. Н., Коричко Ю. В. 2009. Аэробика в школе: Учеб. пособие. Омск: Изд-во СибГУФК.
  10. Пшеничникова Г. Н., Власова О. П., Коричко Ю. В. 2010. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 5, 42-48.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies