ABOUT ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE JUDGES IN MINI-FOOTBALL

Abstract


In this scientific research was made the brief theoretical and empirical analysis of the problem vector of the arbitrator's activity in mini-football competitions. Attention is paid to the psychological means and methods of work, based on the cognitive approach, which allows to explore ideas about the interaction of different actors of playing process. The object of research were to examine the elements of the structure of the personality of the arbitrator that affect the success of judicial activity in the mini-football, to determine the dominant quality of the arbitrator's personality at every stage of professional development, as well as development and experimental evaluation of the effectiveness of training sessions on the development of professionally important qualities of a judge. The subject of research were the ideas of the participants of the game play about the image of judicial activity and the associated reflective work of arbitrator in the process of formation of professional competence. In the research have been studied the elements of the personality structure influencing the success of the professional (management) activities of a judge of sport competitions in mini-football. To solve applied problems of interaction in the system "Judge Player" is used a new knowledge in the system of science based on semantic theory of interpersonal communication. The work also extended the possibility of using the semantic differential, specially designed and scientifically sound through the use of methods of mathematical statistics. These results contribute to the development of pedagogical and psychological research about the semantic components of interpersonal interaction in the system "judge a player."

Full Text

Актуальность исследования. Мини-футбол на современном этапе развития спортивных социальных систем в России достиг высокого уровня, в силу чего очевидно, что в подготовке и осуществлении качественного судейства стоит острая необходимость. «Стремительное развитие современного спорта, и в частности спортивных игр, налагает серьезную ответственность на спортивных судей» (Васильева, Пунич 2016: 36). Профессиональная подготовка судей к судейской деятельности на разных этапах их профессионального становления является не менее важной составляющей, чем подготовка спортсменов. Эффективность соревновательной деятельности спортивных соревнований различного уровня во многом зависит от качественной подготовки судейства. Игровой процесс в мини-футболе связан с высокой динамичностью игры, быстрой сменой игровых ситуаций, множеством единоборств. Это требует от арбитров высокого уровня профессионального мастерства и развития определенных личностных особенностей. В мини-футболе отсутствуют строго объективные критерии оценки деятельности спортсменов, что зачастую влияет на проявления фактов субъективизма со стороны арбитров и судейских ошибок. Очевидно, что для повышения профессиональной компетентности футбольных арбитров необходимы разработка и научное обоснование методических рекомендаций в отношении правильной оценки выполнения технических приемов в единоборствах и, как следствие, единый подход судей к решениям (Грец и др. 2016: 6-8). В связи с этим встает вопрос о необходимости изучения судейской деятельности и факторов, влияющих на формирование профессиональной компетентности судьи, его управленческой работы в игровом процессе. Предпосылкой к научно-теоретическому исследованию послужила недостаточность исследований судейской деятельности и факторов, влияющих на формирование профессиональной компетентности судьи, его управленческой работы в игровом процессе. Методологической основой исследования является современный методологический инструментарий теории физического воспитания и управленческих технологий, включающий как общенаучные, так и специальные методы научного познания Цель исследования - провести теоретический и эмпирический анализ управленческой деятельности судьи (на примере взаимодействия судьи и полевого игрока в мини-футболе). Задачи исследования: 1) обосновать применение когнитивного подхода в качестве основного метода изучения судейской деятельности и сбора эмпирического материала; 2) изучить представления участников игрового процесса об образе судейской деятельности и возможности их изменения через формирующее воздействие. Анализ профессиональной деятельности судьи необходимо провести с точки зрения психической деятельности, что позволит изучить ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей, получаемых при оценке результатов в игре. Деятельность - это динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности (Головин 1997: 62). В «задачу» деятельности судьи входит отражение внешнего фрагмента мира (игровой ситуации), формирование образа ситуации и ее элементов (контекста, социальных ролей и позиций участников и пр.). Это отражение и используется как источник для осуществления регуляции двигательного (операционального), сознательного (когнитивного) и оценочного (эмоционального) поведения в соответствии с условиями стоящей в данной ситуации задачи. В целом в содержании деятельности выделяют такие компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. В структуре деятельности традиционно выделяются потребности, мотивы, цели, операции. Упрощенно деятельность можно определить как совокупность действий, вызываемых мотивом. Мотив определяется как образ. Мотивы в деятельности судьи могут быть реализованы как в положительных (в рамках проявления высокого уровня профессионализма), так и отрицательных формах с точки зрения успешности деятельности. Например, мотив - быть успешным, выделиться среди окружающих, привлечь к себе внимание - в негативном выражении будет проявляться в гипертрофированной активности, демонстративных поступках, неконструктивном (конфликтном взаимодействии с игроками, тренерским штабом или другими судьями) поведении. Либо мотив материальной выгоды может проявиться в интенсивном профессиональном росте, стремлении повысить уровень образования, чтобы обеспечить себе карьерный рост и соответственно достойный заработок. В негативном выражении тот же мотив может проявиться в установлении коррумпированных связей и взятках за несправедливое судейство. Считается, что осознание мотивов позволяет произвольно (путем волевого акта) регулировать и направлять свое поведение и соответственно управлять собой (в этой связи говорят о саморегуляции и самоуправлении субъекта деятельности). Таким образом, можно направить реализацию потребности, «опредмеченной» в конкретном мотиве, в конструктивное русло на пути к успеху. Исходя из краткого анализа деятельности с точки зрения общих закономерностей функционирования психики, успех профессиональной деятельности судьи будет зависеть от взаимодействия трех компонент: знаний (когниций, представлений, образов, связанных с деятельностью), умений и навыков. В последних реализуются мотивы (побуждения к деятельности), установки (различные виды готовности к деятельности) и цели деятельности (как предвосхищаемый результат). В практике судейства управленческая деятельность осуществляется через решения арбитра. Решениями судьи становятся оценочные критерии в возникающих ситуациях и коммуникативных процессах. А. Д. Будогосский в рамках рассматриваемой проблемы выделяет четыре основных вектора: управление ситуациями (решения по ситуациям), происходящими как бы «внутри» матча непосредственно на футбольном поле; управление ситуациями (решения по ситуациям) вокруг матча (в том числе, вокруг границ футбольного поля); управление партнерами (помощниками, четвертым судьей), решения по информации партнеров (Будогосский 2009). В рамках рассмотрения управленческой деятельности судьи следует говорить о деятельностном компоненте, который всегда реализуется через множественные взаимодействия: игрок-судья, вратарь-судья, игрок-игрок, игрок-вратарь, судья-судья, тренер-судья и т.д. В. Н. Зуев, описывая общую характеристику спортивных соревнований, выделяет реализацию двух функций - внешней и внутренней. В рамках внешней функции выделяется нравственно-регулятивная, гедонистическая, коммуникативная. В реализации внутренней функции, по мнению В. Н. Зуева, наиболее актуальными становятся связи между такими участниками соревнований, как спортсмен-спортсмен, спортсмен-судья (Зуев 2016: 22). Таким образом, характер проблемного поля профессиональной деятельности судьи определяется через характер группового и межличностного взаимодействия. В межличностном взаимодействии можно выделить следующие его виды: случайный или преднамеренный (например, столкновение в игровой ситуации), частный или публичный (например, беседа судьи с игроком один на один или публичное общение с корреспондентом или болельщиками), длительный или кратковременный (например, процесс судейства на длительных соревнованиях или взаимодействие при подготовке к розыгрышу стандартного положения), вербальный или невербальный (контакт двух и более человек, влекущий взаимные изменения установок, поведения, деятельности, отношений, например, словесный диалог судьи и игрока или объяснение с помощью жестов и свистка в игровой ситуации). Деятельность арбитра относится к системе взаимодействия «человек-человек», так как объединяет и управление, и воспитание дисциплины игроков в соревновательном процессе. Все составляющие управления реализуются через систему целей, через способы и технологии реализации этих целей. Соответственно от грамотной постановки цели арбитром, степени владения способами и приемами их реализации во взаимодействии с игроками зависит успешность всей работы судьи и исход игровой ситуации. От качества общения судьи на игровой площадке зависит эффективность групповой игры, исход реализации его контрольно-оценочных функций. В этой связи арбитр как бы выступает руководителем на площадке, он подсказывает (вербально и не вербально) игрокам конструктивные позиции, ориентирует их на выполнение определенных действий. Поэтому для судьи важно грамотно организовать взаимодействие со спортсменами и другими участниками игры, что реализуется через эффективное управление на площадке. Понятие «взаимодействие» рассматривается как наличие объективных связей и отношений, существующих между людьми в социальных группах (Давыдов 1988). Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (Головин 1997: 62). В качестве примера взаимодействия с участниками игрового процесса можно привести типы арбитров, описанные В. Н. Зуевым, в основу которых заложено метафорическое описание взаимодействия судьи с другими участниками игрового процесса. Эмпирическим путем были выявлены типы арбитров, среди которых: «Позитивный судья» (добродушный, трудолюбивый, контактный); «Вздорный, экспансивный» (возбудимый, несдержанный, нетерпеливый); «Всезнайка-хвастунишка» (всегда знает больше других, в общении бестактен, перебивает других); «Болтун - тетерев на суку» (бесполезно тратит время); «Человек без шеи - трусишка» (неуверенный в себе, не высказывает свою точку зрения, боится выглядеть неправильно или глупо); «Хладнокровный, неприступный - айсберг в океане» (замкнут, кажется вне времени и пространства, вне темы и ситуации); «Амбициозный - важная птица» (не выносит критики, обладает высоким самомнением) и др. Метафоричное описание образа судьи позволяет точно объяснить межличностное взаимодействие в системе «судья-игрок» с точки зрения самих участников игрового процесса и описывает его с помощью элементов обыденного сознания и фрагментов «картины мира» субъектов взаимодействия. Такое описание предполагает относительно новое видение изучения деятельности судьи и имеет много общего с основами когнитивного подхода: однажды сформировав образ взаимодействия с судьей (например, с позиции «Вздорного»), игрок будет действовать в рамках своих субъективных представлений, поддаваясь на провокации и конфликт. Противоречия, возникающие между прогностическими возможностями этой картинки, ожиданиями и реальными событиями, заставляют человека менять либо свои представления, либо игнорировать события, не соответствующие этим представлениям. На основе когнитивного подхода становится возможным описание реакций на внешние воздействия во взаимосвязи с многочисленными внутренними переменными (например, с самосознанием, когнитивными стратегиями, избирательностью внимания и т.д. (Доценко, Вахитова 2014: 53). Большое число экспериментальных данных свидетельствует о том, что при решении различных когнитивных задач, в частности, при оценке психологических качеств другого человека, субъекты оценивания могут работать с опорой на имплицитное знание (Морошкина, Карпов 2015: 61-76). Работа с когнитивными конструктами может стать хорошим началом для коррекции взаимодействия в системе «судья-игрок». Кроме того, не столько констатирующее их изучение, сколько моделирующее, формирующее воздействие на них может существенно повлиять на повышение эффективности взаимодействия всех участников игрового процесса. Использование педагогического моделирования в конструктах детерминации педагогических условий позволяет определить возможность подготовки судьи в мини-футболе. Под педагогическими условиями понимается совокупность детерминируемых моделей организации педагогической деятельности участников игрового процесса, оптимальность решения задач которой обусловлена практикой объективности, результативности и системности выбора и верификации целостности, универсальности и персонификации заявленных моделей в описываемом явлении (Старченко 2016: 215-217). Таким образом, эмпирическая часть исследовательской работы была нацелена на изучение когнитивных представлений в условиях педагогического моделирования и формирующего воздействия на имплицитные составляющие сознания судьи, связанные с образом его профессиональной деятельности. Организация и результаты исследования. Общую идею представленного исследования составил формирующий эксперимент, направленный на преобразование представлений испытуемых о взаимодействии арбитров и игроков. Основной замысел данной части исследования состоял в том, чтобы обнаружить наличие сдвигов, происходящих в смысловых пространствах спортсменов, относящихся к элементам образа игровой деятельности в системе «судья-игрок», изучить воздействие на рефлексивную работу личности арбитров и игроков, направленность происходящих в сознании изменений. Схема данной экспериментальной серии состояла из изучения представлений о взаимодействии (замер 1); преобразования смысловых сфер (формирующее воздействие) с использованием тренингов-семинаров; повторного изучения представлений (замер 2), фиксирующего произошедшие изменения семантических характеристик. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы, разработана программа преобразующего воздействия, направленная на оптимизацию работы по формированию профессиональной компетентности арбитров и повышение эффективности взаимодействия в системе «судья-игрок». В тренинговых мероприятиях участвовали арбитры чемпионата города Тюмени по мини-футболу (экспериментальная группа). Для определения произошедших изменений в представлениях арбитров экспериментальной группы были проведены замеры с использованием семантического дифференциала. Замеры систем представлений в контрольной и экспериментальной группах проводились дважды: до проведения занятий и после. В контрольной группе изменения в естественных условиях (без формирующего воздействия) коснулись и положительного и отрицательного оценочного полюса конструктов, причем зафиксированы сдвиги положительных характеристик взаимодействия арбитров и игроков в сторону уменьшения конструктивности. Далее анализу подверглись результаты, полученные при расчетах Т-критерия Стьюдента разниц средних значений по дескрипторам семантического дифференциала (СД). Это позволило обнаружить наличие статистически достоверных изменений когнитивных представлений (сдвигов в смысловых сферах личности) арбитров, прошедших курс занятий (см. табл.). Таблица Значимость различий по образу арбитра в контрольной и экспериментальной группах до и после тренингов-семинаров T-test for Dependent Samples (new.sta) Marked differences are significant at p < ,05000 Mean Std.Dv. N Diff. Diff. T df p Контрольная группа 1,26 1,78 46 0,33 1,18 1,91 45,00 0,06 0 Экспериментальная группа 1,22 1,07 46 0,38 0,76 3,37 45,00 0,00 1 Анализ представлений участников игрового процесса о взаимодействии с арбитром на игровой площадке экспериментально показал, что трудности взаимодействия в системе «судья-игрок» реально существуют и берут свое начало в смысловых сферах личности. Углубленный содержательный анализ произошедших при формирующем воздействии изменений в системах представлений арбитров экспериментальной группы раскрыл характер этих изменений в пространствах имплицитных теорий межличностного взаимодействия. В имплицитных представлениях арбитров экспериментальной группы произошли конструктивные изменения: снижение дистанцированности - признак, который, несомненно, повышает эффективность взаимодействия, увеличение серьезности и компетентности судьи как субъекта управления на игровой площадке, формирование направленности на профессиональную идентификацию. Как и предполагалось, меры, связанные с работой по формированию профессиональной компетентности арбитра, оказали положительное воздействие на представления арбитров о профессиональном судействе. В ходе экспериментальной серии гипотеза о том, что когнитивные составляющие сознания судьи, связанные с образом его профессиональной деятельности, имеют положительную динамику при специально организованном воздействии на представления судьи и активизации рефлексивной работы личности, нашла свое подтверждение. На основании исследования были сделаны следующие выводы: - анализ профессиональной (управленческой) деятельности арбитра в игровых видах спорта (в частности в мини-футболе) показал, что ее процесс основан на общих психофизиологических закономерностях; - в структуре деятельности и взаимодействия в системе «судья-игрок» необходимо выделить когнитивную составляющую, т.к. образ судьи, проявляющийся во взаимоотношениях с игроком, отражается на успешности соревновательной деятельности в целом.

About the authors

V. N. Zuev

Tyumen State University


Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department for Physical Culture and Sport Institute of Physical Education

E. N. Osintsev

mini-football club «Tyumen»


Postgraduate student of the Department of Physical Culture and Sports Institute of Physical Education

References

  1. Васильева В. С., Пунич С. В. 2016. Проблемы судейства в спорте на современном этапе развития общества // Символ науки 3-2(15), 36-38
  2. Головин С. Ю. 1997. Словарь практического психолога. Минск: Харвест.
  3. Грец Г. Н., Будогосский А. Д., Турбин Е. А. 2016. Критерии оценки выполнения технического приема единоборства «толчок» в практике судейства соревнований по футболу // Вестник спортивной науки 1, 6-8.
  4. Будогосский А. Д. 2009. Организационно-педагогические аспекты построения процесса профессиональной подготовки футбольных арбитров начальной категории: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Малаховка.
  5. Давыдов М. А. 1988. Отбор и специальная физическая подготовка судей: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Минск.
  6. Доценко Е. Л., Вахитова З. З. 2014. Психосемантика. Тюмень: Изд-во ТюмГУ.
  7. Зуев В. Н. 2016. Управление системой спортивных соревнований на федеральном и региональном уровнях. М.: Физическая культура.
  8. Зуев В. Н. 1997. Спортивный арбитр. М.: Советский спорт.
  9. Морошкина Н. В., Карпов А. Д. 2015. Роль когнитивного стиля «импульсивность/рефлексивность» в имплицитном научении (на примере задач социальной перцепции) // Экспериментальная психология Т. 8. № 4, 61-76.
  10. Старченко Д. В. 2016. Возможность детерминации педагогических условий социализации личности в хоккее // Сукиасян А. А. (отв. ред.). Наука и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции: В 3 ч. Ч. 2. Уфа: МЦИИ, 215-217.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies