THE ROLE OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE PROCESS OF TRAINING OF VOCATIONAL EDUCATION TEACHERS

Abstract


The subject of the research is social communications in educational activities. The focus of the study is the training process of teachers of vocational education. The purpose of the work is to show the possibility and necessity of social communication in the training of teachers and in their professional activities. The paper discusses the concept and role of social communication in educational activities. It is noted that in education and other spheres of activity there is an increase in the processes of disintegration, a decrease in the quality of interpersonal social relations and the emergence of problems of communication at the social and professional levels. However, the study of social communication issues is an essential element that facilitates understanding of modern social life and the development of interpersonal relations. The role and application of social communication are shown in the complex of disciplines of humanitarian and vocational training. The article presents some features of social communication application with the use of modern pedagogical technologies in the educational process, through the example of project-based learning. The analysis is given of the activity stages in which social communication is essential. It is shown that of great importance is the ability to find, analyze, process and summarize information, that is to identify correctly the point of the message, to set the accents and priorities and to present the result of the study accordingly. The article describes the result of the study of social communication as a discipline in Novosibirsk State Pedagogical University, showing a positive impact of this discipline on the quality of masters of pedagogical education training.

Full Text

Общественные науки изучают структуры, созданные человеком, их взаимосвязи и их связь с практикой. Роль конкретной дисциплины в общественной деятельности (практике) можно анализировать и описывать либо с точки зрения субъекта - в категориях герменевтики, охватывающих его мотивы, убеждения, компетенции, интерпретации и т. д., либо в категориях его места (функции) в социальных структурах. Перед социальной коммуникацией стоит трудная задача своеобразного соединения этих двух перспектив. В этом смысле социальная коммуникация трактуется в общем как междисциплинарная область, использующая достижения многих наук одновременно. Суть социальной коммуникации состоит в том, чтобы достоверно передать информацию от одного субъекта общения к другому или к группе субъектов коммуникации, достоверно передать смысл сообщения. Социальная коммуникация в качестве субдисциплины представляет собой идеальное опосредующее звено между общественными науками (педагогика - психология - социология - этика - философия). Изучение социальной коммуникации позволяет расширить ограниченное, обыденное знание о человеке. Современный образ человека обогащен развитием отношений между индивидом и обществом, которое часто вносит коррективы (например, образовательные), повышая ценность конкретного индивида. Данные анализа показывают, что на общение с другими мы отводим около 75% свободного от сна времени. Этот показатель ярко свидетельствует о том, что решительное большинство жизненных потребностей и задач человек реализует путем общения. Эта способность особенно важна в тех профессиях, где приходится контактировать с людьми. К таким профессиям относится и учительство. Разнообразный характер процессов обучения и контактов, в которые приходится вступать учителю, требует умения общаться. Когда это умение доведено до совершенства, ибо от него во многом зависит качество преподавательской работы, оно становится одним из благоприятных факторов повышения эффективности образовательного процесса. А для достижения высот в искусстве общения для педагогов весьма полезным может оказаться знание о процессе коммуникации и условиях повышения его эффективности. Последние годы отмечены неожиданным всплеском интереса к проблематике коммуникации не только у нас в стране, что склоняет представителей многих специальностей исследовать как сам ход процесса коммуникации, так и результаты этого процесса. Однако эти работы продолжают носить характер исследования, а представленные в литературе теоретические разработки не исчерпывают проблематики. Причины такого положения дел следует искать в многозначности и многоаспектности коммуникации, равно как и в трудностях объективного измерения этой переменной. Поэтому представляются уместными все попытки более глубокого изучения социальной коммуникации, потому что изменять можно то, что хорошо знаешь. «Rebus sic stanibus» (при таком положении дел) широкая и дифференцированная картина исследовательских возможностей и позиций позволяет шире взглянуть на сложные явления социальной коммуникации. В настоящее время существует всеобщая тенденция к увеличению автономии индивида, результатом которой становится растущая конкуренция, часто жесткая и грубая (а как бы хотелось, чтобы она была благородной!). Поэтому мы можем наблюдать, что и в школах, и в других сферах деятельности исчезает солидарность, а вслед за ней идет изоляция индивида и исчезновение межличностных социальных связей, постепенные процессы дезинтеграции, рост эгоизма и жестокости. Атмосфера ухудшающегося самочувствия всего общества не может не сопровождаться признаками кризиса общения. В то же самое время отмеченные тенденции являются ранним предупреждением, свидетельствующим об острой необходимости овладения азбукой общения, теми человеческими способностями, которые относятся к разряду основных (Абрамова и др. 2013). Рассмотрение в этом контексте процесса человеческой коммуникации концентрируется в таких дисциплинах, как педагогика, психология, философия, этика, теория информации. Определенные тенденции конкретных дисциплин четко акцентируют как исследовательские течения, так и предмет исследования. Поэтому сегодня не вызывает удивления тот факт, что многие интересуются проблемами социальной коммуникации, и что эта междисциплинарная субдисциплина переживает период бурного развития. В школах и университетах спрос на получение образования в этом направлении достигает необычайных размеров. Гуманитарные компетенции социальной коммуникации теперь очень модны, возможно, даже слишком модны, чтобы это было ей полезным. Поскольку наблюдается рост общего интереса к социальной коммуникации, то в исследованиях о проблемах коммуникации необычайно плодотворной и удобной оказалась классификация, построенная на двух основных измерениях - на отношении к себе и на отношении к другим. Представители гуманитарных наук объясняют этим уникальный характер (например, исследования и анализ психолингвистических компетенций) социальной коммуникации как области исследования. Каждый ученик, студент, преподаватель, научный работник или любой из нас, прибегая к объективизированным и высоко специализированным способам получения информации, пользуется коммуникативной атрибуцией. Мы запускаем работу компьютера, подключая его к источнику питания. Социальная коммуникация служит нам для того, чтобы мы могли понимать других и чтобы люди могли понять нас. Она - условие «sine qua non» взаимопонимания, и овладение способностями общения помогает четче определить способы биологического, социального, психического функционирования индивида. Мы полагаем, что именно поэтому социальная коммуникация занимает не последнее место в образовательном процессе (Абрамова 2011). Предпочтительная модель коммуникации в плане учебно-воспитательного процесса, необходимая для понимания современности, пока еще не сформулирована. Поэтому открытым остается вопрос о той роли, которую должна в нем занимать социальная коммуникация, что не меняет правильности самих положений, сформулированных в отношении этой субдисциплины. Мы считаем в этом контексте, что положения социальной коммуникации облегчают понимание современной общественной жизни и межчеловеческих отношений. Следовательно, знания в этой области неразрывно связаны с образованием на каждом его уровне. Также в пользу этого свидетельствует еще один аргумент: низкий интерес современной молодежи к узко коммуникационной проблематике, вследствие чего в речи используются вульгарные выражения языка улицы. Поэтому стоит указать и на эту немаловажную проблему «невооруженной борьбы» за чистоту языка, чтобы СМИ, школа и другие учебные заведения стремились бы к самосовершенствованию и самообразованию в области социальной коммуникации (Константиновский 2015). Мы более чем уверены, что в школах и других учебных заведениях практическая реализация программы социальной коммуникации должна быть представлена отдельным предметом. «Обязательным также (использую положения соседей) является введение предмета социальной коммуникации и в учебные программы всех направлений педагогики, независимо от специальности и специализации, а также на смежных направлениях» (Подгурецкий и др. 2012). Особую роль социальная коммуникация играет в передаче и обсуждении технической информации, поскольку каждое техническое направление деятельности ориентировано на использование специальных терминов, определений и установившихся понятий, зачастую не знакомых научному сообществу (Saleem и др. 2013). Подготовка педагогов профессионального образования как раз и предусматривает их углубленную подготовку в соответствующем направлении. Многие профессиональные профили предусматривают достаточно глубокое изучение гуманитарных дисциплин, таких как философия, педагогика, психология, социология, этика и многих других, в совокупности с техническими дисциплинами. При этом следует отметить, что за время подготовки, предусмотренное образовательной программой, необходимо будущих педагогов обучить премудростям мастерства, которым обучают в техническом вузе. Поэтому технологии обучения должны учитывать особенности социальной коммуникации в таком образовательном процессе и современные достижения в области коммуникаций. Так, сегодня широко применяются такие педагогические технологии как метод проектной деятельности и научного поиска. Но при этом совершенно не акцентируется внимание на содержании проектной деятельности. Зачастую ставится задача - пойди туда не знаю куда. А ведь в проектной деятельности на стадии замысла будущего объекта стоит четкая постановка цели - создать тот объект, которого раньше и не было. На этом этапе особенно важна социальная коммуникация между коммуникатором и реципиентом (между заказчиком, например, преподавателем, и исполнителем). У заказчика и исполнителя могут быть разные представления об объекте проектирования, следовательно, их необходимо привести к такому состоянию, чтобы участники обмена информацией адекватно воспринимали все тонкости проекта. Следующий шаг в процессе проектирования - принятие решения (каким образом представляется объект проектирования). Предварительное описание объекта представляет исполнитель. Это - обратная связь исполнителя с заказчиком (студента с преподавателем). Здесь исполнитель подтверждает владение терминологией и свою способность решить задачу. Проектирование - процесс коллективного творчества. С точки зрения социальной коммуникации заказчик и исполнитель так должны подготовить свою информацию, чтобы не было возможности неоднозначно представить вариант решения задачи. И здесь очень важна вербальная коммуникация участников обсуждения проекта на стадии принятия решения. Поскольку мыслительные процессы и речевая коммуникация тесно связаны, то иногда именно на стадии обсуждения в процессе произношения фразы появляются новые решения. Это наиболее характерно, когда поиск решения осуществляется методом мозгового штурма. В этом случае социальная коммуникация проявляется наиболее ярко в виде формулирования требований к изложению информации как ведущим, так и участниками обсуждения, создания атмосферы благожелательности (эмпатия) и творчества, когда любые, самые невероятные идеи не отклоняются, а внимательно обсуждаются с учетом различных точек зрения. Естественно, участники такого обсуждения должны владеть основным ядром информации и компетенциями соответствующего уровня (Крашенинников 2012). На стадии реализации проекта социальная коммуникация должна осуществляться с учетом психологии делового общения. Здесь важно уметь пользоваться общепринятыми обозначениями, условностями и предписаниями технического характера и клише различных формулировок, дающих однозначное представление об изложенных мыслях. Особенность этого этапа заключается в том, что может иметь место как поиск новых вариантов решения задач, так и использование существующих аналогий и методик, которыми тоже необходимо владеть и уметь использовать в проектной деятельности. Большое значение имеет умение находить, анализировать, обрабатывать и обобщать информацию, т е. правильно выбрать суть сообщения, расставить акценты и приоритеты, соответствующим образом представить результат исследования. Как правило, это позволяет адекватно оценить качество созданного объекта. Другой аспект, на который следует обратить особое внимание - это информационно-коммуникационные технологии, которые сейчас широко применяются как для общения, так и в образовательных целях. Проблемы здесь растут, как снежный ком. Они проявляются и при общении участников образовательного процесса (студентов и тьюторов), и при поиске информации, использовании компьютерных программ и т. д. Общению посредством компьютерной техники необходимо учить, и в первую очередь студентов и педагогов. В Новосибирском государственном педагогическом университете на протяжении нескольких лет по многим направлениям магистратуры в учебные планы образовательных программ введен курс «Социальная коммуникация в образовании». По отзывам студентов и результатам представленных ими научных статей по своим темам исследований, изучение этой дисциплины имеет большое значение. Многие из студентов, а заочники практически все, в это время уже работают по профилю подготовки и могут представить свои результаты достаточно профессионально. Использование социальной коммуникации в их деятельности позволяет им более эффективно осуществлять процесс обучения и воспитания. Таким образом, социальная коммуникация должна занять достойное место и применение в комплексе дисциплин гуманитарной и профессиональной подготовки. Вместе с тем необходимо учитывать особенности применения социальной коммуникации при использовании современных педагогических технологий в учебном процессе, что позволит оптимизировать учебный процесс, повысить эффективность педагогической деятельности, конкурентоспособность и защищенность педагога.

About the authors

V. V Krasheninnikov

Novosibirsk State Pedagogical University


Candidate of Technical Sciences, Professor at the Departament of Machine Science

Jozef Podgorecki

Opole University


Doctor of Philosophy, Full Professor at the Centre for Social Communication Studies

References

  1. Абрамова М. А., Крашенинников В. В., Подгурецкий Ю. 2013. Факторы формирования коммуникационного пространства в образовании // Философия образования 3 (48), 5-12.
  2. Абрамова М. А. 2011. Образование и социокультурная адаптация личности // Педагогическое образование и наука 6, 30-36.
  3. Константиновский Д. Л., Абрамова М. А., Вознесенская Е. Д., Гончарова Г. С., Костюк В. Г., Попова Е. С., Чередниченко Г. А. 2015. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования. Москва: ЦСП и М.
  4. Крашенинников В. В. 2012. Методика проектирования: Учебное пособие для студентов факультета технологии и предпринимательства. Новосибирск: НГПУ.
  5. Подгурецкий Ю., Домбровска А., Крашенинников В. В. 2012. Социальная коммуникация и ее применение в образовании. Новосибирск: НГПУ.
  6. Saleem T. A., Bane - Hani N. A. 2013. Social Communication Networks the Most Powerful Present at the Service of Education // Journal of Education and Practice. Vol. 4, №. 21, 24-38.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies