ON-LINE RESOURSES IN DEVELOPING FOREIGH LANGUAGE TRACHERS’ ICT COMPETENCE

Abstract


The Federal Education Standards in higher school define a competency-based approach as the leading one in modern education. The teacher’s task is to organize the educational process so that students can receive, evaluate and use in their practice a large amount of useful information, i.e. more hours are given to independent work of students. The article considers the ways to develop the foreign language teachers’ ICT competence thanks to the active introduction of the informational and communication technologies. The author shares his own experience how to teach students independently acquire and develop skills while practicing some free on-line instrumental programs. Students become more autonomous in the creation of educational content and interaction with the other members of the learning process. The teacher acts as the moderator of all training activities, he provides ‘feedback’. The article presents a wide range of ICT technologies using on-line resources to help future teachers learn important computer programs for planning English lessons at various levels: creating ‘clouds of words’, mind maps, interactive exercises and language tests, making up thematic crosswords and multimedia presentations, etc. The use of on-line resources in the process of solving the professionally-oriented teaching tasks ensures the formation of students’ ICT competence, they improve their skills and creative self-development.

Full Text

Современное российское общество характеризуется значительными социально-экономическими переменами, связанными с комплексным внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы производства, культуры и науки. Особую значимость приобретает информатизация образования, которая рассматривается как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования технологией и практикой создания и оптимального использования учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационно-коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях» (Роберт 2005: 21). Под термином «информационно-коммуникационные технологии» понимается «система методов и способов ввода, обработки, хранения, поиска и передачи информации в компьютерных сетях» (Сысоев 2012: 5). В поиске оптимальной, эффективной модели подготовки компетентного выпускника, мобильно реагирующего на требования меняющегося мира, социума и общества в целом, профессия заставляет педагога все чаще обращаться к ИКТ-технологиям (Путистина 2016: 163). Интернет-ресурсы являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования студентов, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Важно организовать обучения в вузе так, студенты научились получать, оценивать и в деятельности объем полезной Есть замечательная английская поговорка: «Don’t give your children a fish, but teach them how to fish» - Не давайте детям рыбу, но научите их рыбачить! Она отлично отражает цель обучения, которую должен ставить современный преподаватель перед собой, - научить обучающихся из огромного количества ресурсов находить самое нужное и интересное для усвоения неродного языка. Задача современного образования - не просто дать знания студентам, а научить их самостоятельно приобретать и развивать умения и навыки в ходе выполнения практических задач, помочь им почувствовать себя уверенно в новых ситуациях. Мобильность, конструктивность, самостоятельность, готовность к переменам - важные качества современных выпускников-бакалавров (Павлова 2016: 77). Иными словами, инновационные процессы в современном образовании обуславливают переход от сообщения студентам готовых знаний к развитию у них умения добывать самостоятельно полезную информацию, т.е. дополнение «знаниевой» парадигмы педагогического процесса «компетентностной» парадигмой, переход от «сообщающих» к интерактивным методам обучения, что соответствует требованиям современных ФГОС (Федеральный государственный ...). В свете последних требований к подготовке специалистов, образование рассматривается не как способ передачи информации и знаний, а как «общественный институт, формирующий компетенции, которые способствуют становлению личности студента как активного субъекта учебной деятельности и позволяют ему инициировать и управлять процессом обучения, стремиться к непрерывному образованию и самосовершенствованию» (Захарова 2003: 79). В условиях информатизации образования основным направлением подготовки бакалавров - будущих учителей английского языка является развитие их информационно-коммуникационной компетентности. П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев определяют ИКТ-компетентность как «способность учителя использовать интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб.2.0 и другие технологии с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка» (Сысоев, Евстигнеев 2011: 17). Активизация внедрения ИКТ в учебный процесс и новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, требуют поиска новых подходов к разработке методов преподавания, организации самостоятельной работы студентов, проверке качества и результативности их обучения. Новые ФГОС требуют пересмотра способа приобретения знаний студентами в условиях смешанного (очно-дистанционного) обучения и поиска оптимального соотношения объема аудиторной учебно-познавательной деятельности студентов (под непосредственным управлением со стороны преподавателя) и внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуально или в малых группах, при опосредованном руководстве преподавателя - обсуждение в блоге, практические рекомендации, рефлексия). ИКТ-технологии приобретают все большую популярность в практике обучения иностранному языку. Это может быть обусловлено следующими причинами: · большинство вузовских библиотек имеют свободный доступ в сеть; · современное поколение студентов чувствует себя уверенно и привычно, самостоятельно перемещаясь по разным сайтам и веб-страницам, причем интеграция Интернета в обучение возможна с использованием телефонов, ноутбуков, планшетов; · интернет-ресурсы предлагают широкие возможности организации как индивидуальной, так и совместной работы студентов, разделенных географически; · интернет-технологии располагают новыми возможностями проверки и оценки знаний обучающихся (с их помощью можно создавать интерактивные задания, тренажеры, тесты, где сразу виден результат выполненной работы). Тенденция развития высшей школы такова, что все больше и больше часов отводится на самостоятельную работу студентов, что подразумевает умение преподавателя организовать эту работу. Формирование навыков самостоятельной работы и учебной автономии является важным этапом использования онлайн-технологий в обучении английскому языку. В сети Интернет будущему учителю представлен широкий выбор педагогических и методических технологий с использованием онлайн-ресурсов. Главные критерии выбора инструментальных программ в сфере образования - доступность, распространенность, простота использования, стремление к упрощению рабочей оболочки (Сысоев, Евстигнеев 2010: 74). Приведем примеры проблемных профессионально-ориентированных задач в рамках дисциплины «Методика обучения и воспитания», которые помогают студентам-бакалаврам освоить важные компьютерные программы и гарантируют формирование информационно-коммуникационной компетентности. Самостоятельная работа с электронными ресурсами включает выполнение следующих заданий: 1. Индивидуальная или коллективная разработка аннотированного каталога интернет-ресурсов по обучению разным видам речевой деятельности и публикация материалов на виртуальной доске (сервис padlet.com). Как правило, студенты работают в малых группах сотрудничества, т.к. в этом случае возможно редактирование информации несколько раз двумя-тремя студентами. 2. Совместное создание и редактирование ментальной карты (с помощью сервисов Mindomo; bubbl.us; iMindMap9; spiderscribe.net), которая наглядно отражает логику мышления студентов в рамках изучаемой темы и позволяет хранить большие куски информации: новые слова, грамматические правила и структуры, страноведческую информацию об англоговорящих странах, фактическую информацию из фабульных текстов при их пересказе. 3. Создание «облаков слов» (с помощью сервисов www.wordle.net, www.tagul.com, www.worditout.com) и разработка комплекса упражнений по их использованию на уроке для формирования рецептивных и продуктивных фонетических, лексико-грамматических навыков и речевых умений (при обучении говорению «снизу вверх» и «сверху вниз»). Ключевые слова, зафиксированные в одном привлекательном рисунке, выступают в качестве вербальных опор-стимулов, которые помогают студентам без особого труда восстановить общий смысл прочитанного/прослушанного текста (реконструировать текст-образец) или удерживать в памяти собственное монологическое высказывание в рамках изучаемой лексической темы. Иными словами, это один из способов научить студентов логически и последовательно формулировать мысли в устной и письменной форме. 4. Составление учебного интерактивного кроссворда (на онлайн-сервисе «Фабрика кроссвордов» http://puzzlecup.com/crossword-ru/ или www.hotpotatoes.net, www.theteacherscorner. net) - для использования его в дальнейшем на занятии в качестве интеллектуальной паузы (а не как форму контроля). Это задание стимулирует познавательную активность, развивает логическое мышление, творческие способности и эрудицию будущих учителей, учит их четко, логично и лаконично выражать свои мысли (совершенствует дискурсивную компетенцию), повышает грамотность (что немаловажно, т.к. компьютер практически вытеснил письмо из нашей повседневной жизни). Для обучающихся разгадывание тематического кроссворда на занятии, с одной стороны, станет повторением изученной лексики, с другой стороны, это еще и практика в чтении (с общим охватом содержания, если студенты сами читают дефиниции ключевых слов) или в понимании иноязычной речи на слух (преподаватель читает определения слов, зашифрованных в кроссворде - глобальное аудирование). 5. Разработка фрагмента урока с использованием интерактивных заданий (с помощью сервиса www.learningapps.org/) и обоснование эффективности выбранного упражнения: на составление слов из букв, на выбор ответа (одного или нескольких), на установление соответствия изображений с названиями, аудио или видео, на заполнение пропусков в тексте и др. Интерактивные задания предполагают реализацию когнитивного и дифференцированного подхода (создаются упражнения разной степени сложности). Они отлично подходят для кабинетов, оборудованных интерактивными досками, где есть функция тактильного управления. Более того, затрачивается минимум времени на уроке, и обучающиеся имеют возможность сразу видеть правильность выполнения задания или получить справку. 6. Разработка языковых тестов-тренажеров (посредством инструментальной программы testonline.pad.com или www.hotpotatoes. net) с целью контроля позволяет: - экономить время; - снимать отрицательный психологический «ошибкобоязнь»; - максимально объективно оценивать результаты (по определенной шкале) и прогнозировать прогресс; - статистическую информацию в изучения каждой темы. Анализируя ошибки студентов, верные/неверные ответы, подсказкам, объем времени, затраченный на определенные задания, преподаватель делает вывод о степени сформированности студентами знаний. 7. Создание интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой (сервис prezi.com http://oprezi.ru/) и публикация материалов на сервисах calameo.com или slidashare.com, озвучивание презентаций PowerPoint с помощью бесплатного звукового редактора Audacity. Преимущества использования мультимедийных презентаций на уроках английского языка: - это одно из визуальных средств представления языкового материала, позволяющее объединять текстовую информацию, анимацию, аудио- и видеоряд; - гипертекстовая творческая организация большого объема информации позволяет соединять электронные тексты и их фрагменты с помощью системы гиперссылок и тем самым работать одновременно с несколькими ресурсами (Титова 2003: 213); - использование различных каналов восприятия информации на уроке обеспечивает развитие основных видов речевой деятельности - аудирование, чтение, говорение. 8. Разработка сценариев викторин страноведческого характера для контроля грамматических навыков говорения (с помощью сервисов http://www.jeopardylabs.com). Это игры типа телешоу «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?», когда при правильном ответе играющие получают сумму баллов, равную цене вопроса. Они, как правило, проводятся после завершения изучения темы и являются своеобразным смотром знаний («контроль без видимого контроля» - термин профессора Е. И. Пассова). 9. Создание индивидуальных учебных блогов (на платформах WordPress - http://wordpress.org, Blog.com - http://blog.com, Blogger - http://www.blogger.com) - персонального информационного пространства пользователя (по сути электронного портфолио), на котором студенты публикуют фрагменты уроков, разрабатываемые при подготовке к семинарским занятиям, справочные материалы и средства наглядности, презентации, комплексы упражнений, интересные ссылки, фото- и видеоматериалы для комментирования их одногруппниками. Ведение блогов - это возможность реализовывать интерактивный характер обучения и развивать коммуникативную компетенцию, в том числе с носителями языка из разных англоговорящих стран (которые также могут оказаться пользователями). Благодаря использованию блогов в работе со студентами активизируется познавательная деятельность, повышается уровень творческой самореализации, совершенствуется навык поиска и анализа информации, формируются навыки критического мышления, автономной работы (Ажель 2012: 371). 10. Создание звуковых подкастов (при помощи бесплатных программ аудиозаписи Audacity http://audacity.sourceforge.net/ или Podomatic https://www.podomatic.com/) и размещение их в индивидуальных блогах. Подкасты выступают не только как средство развития умений аудирования, но и как инструмент совершенствования навыков говорения студентов (при обучении «сверху вниз»). Профессионально направленное содержание всех приведенных заданий активно развивает коммуникативно-профессиональные качества будущих учителей, готовит их к успешному прохождению педагогической практики. Преимущество использования свободных электронных ресурсов заключается в возможности привлечения всех студентов для участия в учебном процессе в качестве активных создателей образовательного контента. В центре педагогического процесса оказывается студент, который становится более автономным (с точки зрения управления учебным процессом) и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения (Шишковская 2011: 15). Преподаватель выступает в качестве модератора учебной деятельности, он осуществляет «обратную связь»: консультирует студентов в случае возникновения каких-либо сложностей, оценивает работы, выполненные студентами, дает советы и рекомендации по углублению знаний. Использование онлайн-ресурсов обеспечивает реализацию ведущих дидактических принципов обучения иностранному языку: · принцип сознательности - студентам предоставлена большая свобода действий, преподаватель лишь направляет их работу; · принцип активности - каждый студент сам выбирает время и направление для разработки интерактивных заданий, наполняет задания контентом, регулирует темп выполнения заданий; · принцип наглядности - интернет-среда позволяет студентам оформить свой речевой продукт в визуально доступной форме; · принцип развивающего обучения - неограниченность онлайн-ресурсов расширяет общий лингвистический кругозор будущих учителей, культурологические знания и навыки; · принцип посильности и доступности - наличие разноуровневых материалов позволяет как преподавателю, так и студентам выбирать материал, соответствующий их уровню коммуникативной компетенции. Преподавание английского языка с помощью ИКТ позволяет студентам приобрести навыки работы с информацией (поиск, анализ, структурирование, обработка, редактирование, передача) и развивает их автономию, т.е. «способность к принятию решений, осознанию ответственности, рефлексивной оценке анализу учебной деятельности, обеспечивающей адекватный выбор коммуникативно-когнитивных стратегий при самостоятельном решении коммуникативных задач в процессе взаимодействия с другими субъектами» (Путистина 2007: 313). Итак, обучение иностранному языку с использованием интернет-ресурсов интересно своей новизной, актуальностью, креативностью. Работа с помощью ИКТ способствует повышению мотивации студентов к использованию постоянно обновляющихся образовательных технологий, развитию ИКТ-активности, самоактуализации в быстро меняющемся информационном мире. Конечно, невозможно использовать в образовательном процессе только материалы Интернета, однако правильно организованная, планомерная работа студентов-бакалавров с инструментальными программами поможет сформировать их автономию и устойчивую потребность в самообразовании, что является одной из ключевых компетенций большинства современных образовательных программ.

About the authors

E. A. Pavlova

Nizhnevartovsk State University


Associate Professor Department of Linguistics and Translation Studies

References

  1. Ажель Ю. П. 2012. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков // Молодой ученый 6, 369-371.
  2. Захарова И. Г. 2003. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия».
  3. Павлова Е. А. 2016. Интеллектуально-нагруженные задания как важный фактор развития коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка // Нижневартовский филологический вестник 1, 76-83.
  4. Путистина О. В. 2007. Использование интерактивных форм работы как один из способов развития коммуникативно-когнитивной автономии студентов на продвинутом этапе обучения иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена 14, 37, 312-315.
  5. Путистина О. В. 2016. Из опыта использования информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка // Рогозина И. С. (отв. ред.). Multicultural World: challenges of mutual understanding (Мультикультурный мир: проблемы взаимопонимания): Материалы международной научно-методической конференции. Сыктывкар: Изд-во СГУ, 161-166
  6. Роберт И. В. 2005. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования 5, 19-27.
  7. Сысоев П. В. 2012. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе 2, 2-9.
  8. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. 2010. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва: Глосса-Пресс.
  9. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. 2011. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе 6, 16-20.
  10. Титова C. B. 2003. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. Москва: Изд-во Моск. ун-та.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт для высшей школы. URL: http://www.akvobr.ru/fgos_dla_vysshei_shkoly.html (2017. 18 янв.).
  12. Шишковская Ю. В. 2011. Развитие учебной компетенции студентов технического вуза посредством технологий веб 2. 0 // Вестник Томского государственного педагогического университета 6, 14-16.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies