FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS IN THE PROCESS OF RESEARCH ACTIVITIES

Abstract


This article deals with the problem of formation of professional communicative competence of cadets in the departmental institution in the process of self-education. The aim of this work is to prove that one of the conditions of efficiency of process of self-education of students is their active participation in research activities. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical, methodical literature on the work problem; the synthesis of pedagogical experience. On the basis of Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia the author the author describes forms of research activity of cadets, which are used in the educational process and in extracurricular time. The author suggests forming professional communicative competence, not only within the discipline «Russian language and Standard of Speech», but also to include the communicative blocks of profile orientation in the cycles of General and professional disciplines, and program practices in the framework of implementation of the basic educational program. This is due to the fact that other linguistic disciplines (except «Russian language and Standard of Speech») aimed at building these competencies in the training plan. The author describes in detail the process of development of communicative competence of cadets by organizing their research work. The article suggests exercises that develop the readiness of cadets to communication in the scientific field.

Full Text

Неоспорим тот факт, что коммуникативное образование курсантов ведомственных вузов является неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки (Никитина 2016a: 103). Внутренним содержанием процесса профессионально-личностного становления сотрудника УИС выступает выработка индивидуально-творческого профессионального стиля, а также специфическая самоорганизация личностного образовательно-развивающего пространства, в котором курсант выступает как субъект собственного профессионального развития и содержания предстоящей профессиональной деятельности (Маркелов 2012: 29). В данной ситуации образование не сводится к усвоению знаний. Это скорее изменение внутреннего социально-познавательного статуса курсанта, связанное с личностью в целом. Самообучение является более эффективным, его результаты более прочны, так как обучающийся становится ответственным, и опорой для него служит не оценка преподавателя, а самооценка (Ольховская 2003: 98). Одним из основных направлений совершенствования процесса формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов является педагогическое сопровождение их самостоятельной работы по саморазвитию коммуникативных умений (Бирюкова 2000: 114). Это достигается вооружением курсантов знанием методики развития процесса формирования коммуникативных умений; побуждением их к самостоятельной работе по развитию коммуникативных умений в ходе усвоения ими не только дисциплины «Русский язык и культура речи», но и других общепрофессиональных и профессиональных дисциплин в рамках основной образовательной программы, а также занятий научно-исследовательской деятельностью. Под самообразованием понимается форма индивидуальной учебной деятельности курсанта, которая направлена на приобретение необходимых знаний, умений, навыков и формирование компетенций, их постоянное совершенствование с целью развития профессионально значимых качеств его личности. Одним из условий эффективности процесса самообразования курсантов является их активное участие в научно-исследовательской деятельности, так как становление научной речи как часть профессиональной компетенции является базой для самообразования: ознакомление с профессиональными публикациями, участие в научной работе и т.д. (Макарова 2014: 113). Организация коммуникативной профессиональной деятельности - это выбор и обоснование процедур коммуникативного характера в профессионально значимых ситуациях, определяющих достижимость целей и эффективность деятельности через умение профессионального общения (Зникина 2005: 78). В Пермском институте ФСИН России научно-исследовательская работа курсантов проводится как в рамках учебного процесса, так и вне его. Научно-исследовательской деятельностью как частью учебного процесса курсанты занимаются при выполнении квалификационных работ (курсовых и дипломных) и в процессе прохождения производственной практики. Научно-исследовательская деятельность во внеучебное время (по собственной инициативе и под руководством преподавателя) является продолжением и углублением образовательного процесса института и организуется непосредственно на кафедрах. К формам научно-исследовательской работы курсантов относится: - работа в научных кружках, научно-исследовательских группах, научном обществе курсантов, индивидуальная исследовательская работа; - подготовка научных докладов, сообщений, рефератов, обзоров по новинкам специальной литературы, передовому опыту функционирования учреждений УИС, пенитенциарных учреждений ближнего и дальнего зарубежья, выступления на заседаниях научных кружков и научных мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах); - участие курсантов в исследовании различных проблем по индивидуальным планам; - участие в работе кафедральных, общевузовских, межвузовских и международных мероприятий (научные конференции, семинары, круглые столы, смотры, конкурсы, выставки, викторины, олимпиады, интеллектуальные игры и другие мероприятия); - участие во встречах с учеными и практическими работниками УИС, пенитенциарных учреждений ближнего и дальнего зарубежья; - работа по распространению правовых знаний; - подготовка публикаций по результатам проведенных исследований; - выполнение заданий исследовательского характера на кафедре, в период учебной практики, стажировки в практических органах. Одной из основных форм научно-исследовательской работы курсантов института является участие в работе научного кружка или научно-исследовательской группы. Научный кружок создается на каждой кафедре института в целях углубления знаний по изучаемым дисциплинам в соответствии со специализацией вуза, привития курсантам навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, развития аналитических способностей, коммуникативной компетентности, способствует овладению диалектическим методом познания, методологией и методикой научных исследований. На заседаниях научного кружка проводятся беседы с курсантами, определяется уровень их подготовки, круг интересов, оказывается помощь в выборе темы исследования, подборе литературы; организуется обучение членов кружка методике исследований, знакомство с новейшей литературой по профилю научного кружка и теме исследования; заслушиваются доклады и сообщения курсантов по исследуемым темам, отчеты о результатах проделанной ими научно-исследовательской работы; организуются встречи с практическими работниками; проводятся диспуты, викторины, конкурсы; осуществляется просмотр тематических фильмов и т.д. Наиболее подготовленные курсанты, проявившие склонности к научно-исследовательской деятельности, могут привлекаться к работе в научно-исследовательских коллективах (группах), которые создаются при кафедрах для проведения исследований по темам, предусмотренным планами научно-исследовательской деятельности института и кафедр. Кроме того, в институте существует научное общество курсантов - добровольная самодеятельная организация курсантов, принимающих активное участие в научно-исследовательской работе и успешно сочетающих ее с учебной деятельностью. Члены научного общества курсантов не только участвуют в научно-исследовательских мероприятиях (конференциях, круглых столах, семинарах, интеллектуальных играх), в заседаниях кружков, научно-исследовательских групп, но и оказывают непосредственную помощь в проведении научно-исследовательских мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров, интеллектуальных игр). Мы полагаем, что научно-исследовательская деятельность курсантов способствует развитию их коммуникативной компетентности (рис. 1). Рассмотрим данный процесс подробнее. В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в Пермском институте ФСИН России у курсантов I курса сформированы коммуникативные компетенции на пороговом и/или повышенном (первичном и репродуктивном) уровне, тем самым заложена база для совершенствования коммуникативной компетенции и формирования профессиональной коммуникативной компетентности. В процессе дальнейшего освоения соответствующих основных образовательных программ происходит развитие данных компетенций до продуктивного и творческого уровня. Для этого нами предлагается включение коммуникативных блоков профильной направленности в циклы общепрофессинальных и профессиональных дисциплин, а также в программы практик (Никитина 2015a; Никитина 2015b: 92). Кроме того, в связи с тем, что на аудиторных занятиях в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» научному стилю речи отводится небольшое количество часов, мы предлагаем в рамках научно-исследовательской деятельности курсантов на первом этапе развития коммуникативной компетентности проведение цикла занятий, посвященных лексическим, морфологическим и синтаксическим особенностям научного стиля речи, жанровой специфике, особенностям письменной и устной форм речи. На занятиях рассматривается методика подготовки устного выступления (от планирования и подготовки доклада до непосредственной его реализации) и методика написания научных статей (правила оформления текста статьи, составления аннотации, библиографического списка и подбора ключевых слов). Данные занятия могут проводить курсанты старших курсов, имеющие опыт подготовки научных докладов и публикаций. Рис. 1. Процесс развития коммуникативной компетентности курсантов путем организации их научно-исследовательской работы В качестве примеров предлагаем упражнения, развивающие готовность к коммуникации в научной сфере и способность выбирать нужные формы и средства коммуникативного взаимодействия в зависимости от ситуации общения. Упражнение 1. Прочитайте словосочетания, соблюдая орфоэпические нормы. Анализ генезиса, включим в перечень, доцент кафедры, интересный коллоквиум, каталог файлов, краевой диспансер, курсы по ветеринарии, латентная преступность, научная стезя, научные термины, необычный ракурс, облегчит задачу, патент на изобретение, поставить дефис, ценовая политика, экскурс в историю вопроса, языковая компетенция, яркий феномен. Упражнение 2. Выберите предложения, предпочтительные для научного стиля речи. Свой ответ обоснуйте. 1. Этот исследователь неправильно решает проблему / Трудно согласиться с исследователем, предложившим данное решение проблемы. 2. Когда я исследовал.., то обнаружил… / При исследовании ... было обнаружено… 3. Автор данной работы полагает, что… / Автор данной работы думает, что... 4. Вряд ли можно согласиться с данным подходом / Этот подход, конечно, неправильный… 5. В чем новизна предлагаемого автором проекта? / А что нового он здесь предлагает? Упражнение 3. Сравните фрагменты из лингвистической литературы научного и популярного характера и определите, в каком случае адресат текста - специалист, а в каком - массовый, неподготовленный читатель? 1. «Что мы подразумеваем под словом “язык”? Один говорит, то есть, двигая губами и языком, “издает звуки разной высоты и силы”. Другой слушает и понимает, то есть при помощи этих звуков узнает мысли своего собеседника. Вот это явление мы и называем “языком”» (Г. Успенский). 2. «Язык представляет собою сложную систему... Система языка устроена таким образом, что единицы языка, например предложение, слово, звук, взаимно соотносимы» (А. Волков, И. Хабаров). 3. «Язык - это совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от языкового материала, в их коммуникативной готовности; это знаковый механизм общения» (Ф. Березин, Б. Головин). 4. «Язык - совокупность средств речевого взаимодействия людей» (T. Рахманин). Упражнение 4. Познакомьтесь с аннотациями. Из каких структурных частей они состоят? Какие языковые конструкции используются для ввода каждой из них? 1. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.В. Воробьева. - Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2011. - 122 с. Пособие призвано помочь студентам и курсантам в освоении основных понятий современной теории культуры русской речи, в развитии внимания к своей и чужой речи, в овладении культурно-речевыми навыками. В пособии представлены различные типы языковых норм, описаны стили современного русского языка и их жанры, освещены проблемы ораторского искусства и делового этикета сотрудника уголовно-исполнительной системы. Пособие предназначено для студентов и курсантов высших учебных заведений. 2. Токарева Т.П. Тесты по русскому языку: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2000. - 140 с. Пособие содержит тесты, предназначенные для проверки знания орфографических, пунктуационных и речевых норм русского литературного языка. Адресовано школьникам, абитуриентам, всем желающим повысить уровень грамотности. На втором этапе курсанты при непосредственном руководстве профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляют подготовку научных докладов, сообщений, рефератов. На третьем этапе заслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения курсантов по исследуемым темам на заседаниях научных кружков (где обсуждается не только научная составляющая, но и проводится анализ достоинств и недостатков выступления с точки зрения сформированности коммуникативной компетентности курсанта-докладчика. Это может быть организовано в формате ролевой игры «Научная конференция» по заранее разработанному сценарию) и научных мероприятиях (конференциях, семинарах, конкурсах) различного уровня (кафедральных, общевузовских, межвузовских и международных) с последующей подготовкой публикаций по результатам проведенных исследований. Таким образом, занятие курсантов научно-исследовательской деятельностью способствует формированию личности курсанта ведомственного высшего учебного заведения, который сможет свободно ориентироваться в межличностных отношениях, приобретет социальную самостоятельность, станет мобильным и квалифицированным, умеющим принимать сложные служебно-производственные решения и эффективно обмениваться информацией в различных ситуациях общения в своей будущей профессиональной деятельности.

About the authors

T. V. Nikitina

Perm Institute of the Federal Penal Service


Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Chair of the Humanities

References

  1. Бирюкова М. В. 2000. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. Серпухов.
  2. Воробьева Т. В. 2012. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. Пермь: ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России.
  3. Зникина Л. С. 2005. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров: Дис. … д-ра пед. наук. Кемерово.
  4. Макарова Л. С. 2014. Развитие навыков научной речи у студентов-иностранцев, изучающих русский язык на продвинутом этапе обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология 4 (146), 112-116.
  5. Маркелов С. В. 2012. Научно-исследовательская работа как составляющая системы инновационного образования в вузах ФСИН России // Вестник Пермского института ФСИН России 1 (5), 29-31.
  6. Никитина Т. В. 2015a. Коммуникативный подход как методологическая основа высшего образования // Инновации в образовании 10, 88-92.
  7. Никитина Т. В. 2015b. Компетентностный подход как методологическая основа высшего образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Т. 3, 2 (62), 88-92.
  8. Никитина Т. В. 2016a. Классификация современных подходов к формированию профессиональной коммуникативной компетенции в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23), 102-109.
  9. Никитина Т. В. 2016b. Целевые ориентиры изучения курса «Русский язык и культура речи» курсантами вузов ФСИН России // Юридическое образование и наука 3, 66-71.
  10. Ольховская Т. И. 2003. «Я - будущий профессионал» // Высшее образование в России 6, 98-99.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies