MODERN CHALLENGES OF ORGANIZING RESEARCH ACTIVITIES IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS AMONG SCHOOL STUDENTS

Abstract


This paper studies the peculiarities of student research activities in the field of physical education and sports and analyzes the existing challenges in organization research. The study involved 26 PE school teachers from Nizhnevartovsk, 340 school students and 228 parents. The research is based on the analysis of scientific and methodical reference materials, regulatory documents, questionnaires, and mathematical statistics. The study showed that most of the surveyed PE teachers avoid initiating educational and research activities among school students, do not initiate taking part in student conference, which can be due to the lack of competence in organizing research. Parents though being aware of the importance of physical education and sports for their children’s health and welbeing lack special knowledge in the field. 73% of parents would like to attract their childreb to research activities in the field of physical training and sports. The survey among school students has showed a decrease of interest towards reaserch in the field of physcial eduication in groupd of older children. Thus, 59% of primary school students, 25% secondary school students and only 16% of high school students expressed their interest in a research project on physical education and sports. The challenges revealed by the study prevent research in the field of physical education among school students and allow seraching for the ways to address and solve them.

Full Text

Стратегическими направлениями развития образовательных систем являются интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знаний. Практически во всех развитых странах мира, таких как США, Великобритания, Франция, Германия, Канада и др., в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан крен в сторону обучения умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач (Манжелей 2005: 23-24). Качественное обновление содержания и технологий образования направлено на поддержание у обучающихся интереса к учению на всем протяжении обучения, формирование инициативности, самостоятельности, способности к сотрудничеству. Решить подобные задачи способно внедрение в образовательный процесс проектных, исследовательских методов, что предусматривается Федеральными государственными образовательными стандартами. Так, на ступени начальной школы в соответствии с ФГОС ведущее значение имеет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и организовывать свою деятельность. Это требует от педагогов овладения технологиями развития самоорганизации и самооценки. На ступени основной школы ФГОС особое внимание уделяет формированию способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, умению самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Достижение указанных результатов потребует введения новых форм социальной и учебной деятельности подростков, предполагающей пробы в разных сферах, интенсивное общение, получение практического социального опыта. В старшей школе среди образовательных результатов центральное место занимают способности к построению индивидуальной образовательной траектории, навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. По мере перехода от одной ступени обучения к другой изменяются и функции исследовательской деятельности: в начальной школе главными являются сохранение исследовательского поведения ученика как средства развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной деятельности; в основной школе - развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; в старшей школе - развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения (Букреева, Евченко 2012). Исследовательская деятельность обучающихся, являясь образовательной технологией, использует в качестве главного средства учебное исследование. Она предполагает решение исследовательских задач, позволяющих в итоге создать новое представление об изучаемом объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста - учителя-предметника. Высокая значимость ее результатов может оказывать существенное воздействие на интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы детей и подростков (Беспалько 1989). Исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности и как инструмент повышения качества образования. Отличие учебно-исследовательской деятельности от научно-исследовательской состоит в том, что в первом случае при выполнении такого вида работы целью является приобретение обучающимися навыков исследования, а не получение новых знаний, как это предполагается при выполнении научной работы. При этом учебно-исследовательская работа в основном повторяет этапы научного исследования (Савенков 2015). По мнению ряда ученых, учебно-исследовательская деятельность школьников в процессе обучения должна быть направлена не только на овладение знаниями в процессе исследования, но и на формирование познавательных умений, необходимых ученику для участия в самостоятельной поисковой деятельности, влияющих на изменение личности самого ученика, что способствует развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, любознательность, креативность (Скарбич 2011; Таранова 2003). Познавательные умения, считает Н. М. Зверева, являются интегральными и включают в себя владение методами научного познания (как общенаучными, так и специфическими для определенной области научного знания), владение приемами мышления (анализ, синтез, обобщение и др.), владение подходами к правильной организации проверки гипотез и т.д. (Зверева 2001). Одним из главных методических подходов к организации исследовательской работы является способность руководителя превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей. Это приучает школьников самостоятельно мыслить, оценивать свою деятельность и ее результаты, что крайне необходимо для осознания личностью возможностей самореализации. Участие педагога необходимо на всех этапах исследовательской деятельности - выбора образовательной области и предмета, формулирования темы, постановки целей и задач исследования, выдвижения гипотезы. В дальнейшем, совместно с юными исследователями подбираются и осваиваются методики, осуществляется сбор и первичная обработка полученных материалов, проводится их анализ и формулируются выводы (Савенков, Ханхабаева 2014). Организация исследовательской деятельности - процесс очень трудный. Есть в этой работе неоспоримые плюсы: развитие поисковых умений школьников, их творческой активности, развитие самостоятельности и самоорганизации, познавательной мотивации, расширение кругозора, умение работать с большими по объему источниками информации, приобретение опыта в составлении докладов, презентаций, опыта публичных выступлений. При этом существуют очевидные трудности: требуется большая предварительная работа, не всегда достигается успешный результат, на учителя и ученика ложится дополнительная физическая и эмоциональная нагрузка. Поэтому педагог, который берется за организацию исследовательской деятельности, должен с большой ответственностью подходить к данному виду работы, а также иметь соответствующую подготовку, обладать знаниями по теме, которую выбирает ученик. Грамотно организуя исследовательскую деятельность обучающихся, учитель выполняет социальный заказ общества по формированию конкурентоспособного выпускника (Государственная программа Российской Федерации; Кадырова и др. 2013). Проведенный анализ научно-методической литературы позволил выделить противоречие между необходимостью приобщения школьников к учебно-исследовательской деятельности и отсутствием данных о существующих подходах к организации и содержанию этого вида работы в области физической культуры с обучающимися образовательного учреждения. Целью настоящего исследования явилось изучение отношения участников образовательного процесса к осуществлению исследовательской деятельности школьников в области физической культуры, а также анализ существующих проблем в организации этого вида работы. В исследовании приняли участие 26 учителей физической культуры высшей и первой квалификационных категорий 14 средних школ г. Нижневартовска, 340 школьников 2-11-х классов и 228 родителей. Использовались методы анализа данных научно-методической литературы, анализа нормативных документов, анкетирования, методы математической статистики. Анализ данных научно-методической литературы и полученные ранее собственные результаты исследования показали, что для большинства педагогов применение исследовательских методов обучения является инновационной составляющей их педагогической деятельности. Об этом констатируется и в положении об аттестации педагогических работников, порядок проведения которой изменился дважды за последние шесть лет. Правилами предыдущей аттестации предполагалась разработка педагогического проекта той или иной направленности (исследовательского, творческого, информационного, практико-ориентированного), и учителям, аттестующимся на высшую квалификационную категорию, приходилось вникать в сущность и особенности проектирования, предусматривающего, в том числе, исследовательскую составляющую. В настоящее время для получения или подтверждения первой квалификационной категории педагогический работник должен предоставить доказательства умения выявлять у обучающегося способностей к научной деятельности, а высшей - их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, а также транслирования собственного опыта экспериментальной и инновационной работы. Это подтверждается и перечнем трудовых функций, представленных в «Профессиональном стандарте педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г., одной из которых является умение организовывать различные виды внеурочной деятельности, в том числе научно-исследовательскую (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544 н). Вместе с тем, этому специально не обучали в высших учебных заведениях, и, как правило, самостоятельной исследовательской практики у многих педагогов нет. С этими обстоятельствами связан ряд трудностей, возникающих при организации учебно-исследовательской работы с детьми. Учителя физической культуры, реализуя личностно ориентированное обучение, используют разнообразные формы работы с различным контингентом обучающихся. Большая часть опрошенных педагогов проводит секционную работу по видам спорта. Половина опрошенных занимается подготовкой своих подопечных к олимпиадам по физической культуре. И только пятая часть опрошенных (18%) разрабатывает совместно с обучающимися проекты в области физической культуры и спорта, инициируя исследовательскую деятельность. В основном это представители начальной школы, что объясняется введением ФГОС, требующим инициирование данной работы со школьниками этого возраста. При этом 12% педагогов отметили, что их подопечные участвуют в конкурсах проектов и 6% - в конференциях. Анкетирование учителей физической культуры показало низкую активность научной деятельности - ни один из опрошенных педагогов за последние 5 лет не принимал участия в работе научно-практических конференций (Пащенко и др. 2014). Это отразилось и на участии школьников в научных мероприятиях. Вместе с этим, для повышения профессионально-методических знаний и умений все опрошенные учителя изучают учебно-методическую литературу, 62% проходят обучение на курсах повышения квалификации и участвуют в работе учебно-методических семинаров, 50% посещают открытые занятия своих коллег, такое же количество пользуется интернет-ресурсами. Наиболее значимыми затруднениями, возникающими в профессиональной деятельности педагога по физической культуре, являются педагогические - недостаточная теоретическая и практическая их подготовленность к внедрению и использованию современных технологий (Пащенко и др. 2014). Проведенный анализ показал, что учителя используют в своей профессиональной деятельности традиционные педагогические технологии, достаточно длительное время применяемые в системе образования. Современные инновационные технологии не нашли должного применения ввиду недостаточной информированности педагогов об их содержании и особенностях внедрения в учебный процесс. Большинство опрошенных педагогов избегает инициирования исследовательской деятельности с обучающимися и не принимают участия в их подготовке к конференциям и конкурсам, что может быть объяснено недостаточной компетентностью учителей в вопросах организации научно-исследовательской работы. Результаты анкетирования учителей об активности участия школьников в исследовательской деятельности нашли подтверждение и при анализе ответов родителей обучающихся. На вопрос «Ваш ребенок принимал участие в разработке какого-либо исследовательского проекта?» только 17% опрошенных, преимущественно родители младших школьников, ответили утвердительно. При этом всего 20% от их числа оказывали помощь своим детям в решении задач, поставленных перед исследованием. Полученные результаты опроса родителей в очередной раз свидетельствуют об усилении тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка (Пащенко и др. 2014). Проведенные нами ранее исследования показали наличие зависимости активности родителей в решении образовательных, воспитательных, оздоровительных задач процесса физического воспитания от этапа обучения их детей: проявляя повышенную познавательную активность в младшем школьном возрасте обучающиеся требуют участия взрослых, но по мере взросления и падения родительского авторитета в старших классах снижается и степень привлечения родителей. Родители, осознавая значимость занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья, не в полной мере владеют достаточным объемом знаний в этой области. Недополученные в семье детьми знания о двигательной культуре, несформированные умения выполнять двигательные действия приводят к трудностям при освоении содержания программы учебного предмета «Физическая культура» в школе. На этом фоне видится позитивным факт желания 73% родителей приобщить своего ребенка-школьника к осуществлению исследовательской деятельности в области физической культуры. Это имеет большое значение для развития обучающихся. В процессе исследований у них формируются общеучебные умения и навыки: рефлексивные - умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, поисковые - требующие самостоятельной интеграции идей, изобретения способа действия, привлечения знаний из различных областей, самостоятельного поиска информации, умения устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные умения формируются в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми - юные исследователи учатся вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения. Развиваются презентационные умения путем привлечения школьников к публичным выступлениям с использованием средств наглядности (Хохлов 2013). Анкетирование школьников позволило выявить их отношение к выполнению работ, связанных с проведением исследования. На гистограмме (рис. 1) представлены ответы обучающихся начальной, основной, старшей школы на вопрос «Занимаешься ли ты в школе исследовательской деятельностью?». Рис. 1. Ответы обучающихся на вопрос «Занимаешься ли ты в школе исследовательской деятельностью?» (%) Как видно из гистограммы, увеличивается количество лиц, не занимающихся исследовательской деятельностью: от 69% в начальной школе к 78% в старшей. При этом 19% старшеклассников осуществляют ее совместно с учителем, 3% с одноклассниками, тогда как в начальных классах разрабатывают исследовательские проекты с учителями 9% опрошенных, с одноклассниками - 13%, с родителями - 9%. Полученные данные позволяют говорить о возрастании роли учителя как наставника при выполнении исследовательской работы, которая становится более индивидуализированной в старшем школьном возрасте, в отличие от проектов, выполняемых в начальной школе, где преобладают совместные коллективные работы. Рис. 2. Ответы обучающихся на вопрос «Хотел бы заниматься исследовательской деятельностью в дальнейшем?» (%) Как видно из рисунка 2, у школьников по мере обучения снижается желание заниматься исследовательской деятельностью. В начальных классах хотели бы исследовать что-то новое 47% опрошенных обучающихся, в основной и старшей школах 28% и 19% соответственно. Отсутствует желание заниматься этим видом деятельности соответственно у 24%, 26% и 35% опрошенных. Затруднились ответить на вопрос 29% младших школьников, 46% и 48% обучающихся в основной и старшей школе. Данный контингент можно рассматривать как перспективный для привлечения и приобщения к учебно-исследовательской деятельности. Потенциальная возможность повышения активности школьников к проведению исследований в сфере физической культуры отражается в ответах на вопрос «Желаете ли вы подготовить проект по физической культуре?»: 59% младших школьников ответили утвердительно, к основной школе их количество уменьшается до 25%, а к старшей до 16%. Отрицательно ответили на этот вопрос 10% обучающихся младших классов, 29% основной и 44% средней школы. Таким образом, начинать приобщение школьников к учебно-исследовательской деятельности необходимо уже на начальных этапах обучения. Важным условием успешного приобщения к исследовательской работе является возможность представления результатов на различных научных форумах. Участвуя в научных мероприятиях, юные исследователи получают возможность реализовать свои интеллектуальные способности, испытывают вдохновение и готовность к дальнейшему творческому поиску. Выступая с докладами по результатам собственных работ на различных конкурсах и конференциях, школьники приобретают опыт участия в публичных выступлениях. Публичное признание успехов юных исследователей значительно повышает их интерес к участию в различных исследовательских проектах (Юрмазова, Шахова 2012). Анализ положений конкурсов и конференций, представленных на образовательных сайтах, показал недостаточное количество такого рода мероприятий, имеющих направление «Физическая культура». В лучшем случае организаторы представляют объединенную секцию «Здоровье и спорт», объединяя необъединяемое, а также направление «Здоровый образ жизни», где участники представляют работы на разные темы, в том числе не имеющие никакого отношения к сфере физической культуры и спорта. Все это также негативно сказывается на степени активности участия учителей по физической культуре и их подопечных в исследовательской деятельности. Таким образом, выделенные проблемы, с одной стороны, препятствуют активизации исследовательской деятельности школьников в области физической культуры и спорта, с другой стороны, позволяют наметить пути их решения. Учитывая, что в рамках школьного предмета «Физическая культура» использовать элементы исследовательской деятельности обучающегося в урочное время затруднительно, следует осуществлять ее во внеурочное время. Проведение школьниками исследований определяет для учителя физической культуры большой фронт инновационной деятельности. При этом роль учителя в исследовательской деятельности обучающегося должна являться в большей степени организационно-консультационной. Они совместно должны решать проблемы, добывать необходимые знания и информацию из различных источников (Мазяркина, Первак 2011). Одним из важных моментов при осуществлении исследовательской работы, вызывающих затруднения, является поиск проблемы исследования. Существенно облегчить решение данного вопроса учителю физической культуры позволяют требования к результатам освоения предмета на различных ступенях обучения, представленные в программно-нормативных документах. Они дают возможность юному исследователю и его руководителю определиться с направлением учебно-исследовательской работы. Так, предметными результатами освоения программы учебного предмета «Физическая культура» на этапе начального общего образования являются формирование представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, показателями развития основных физических качеств. На этапе основного общего образования результатами изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» предмета «Физическая культура» являются расширение и углубление знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей; формирование умения оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой, определять индивидуальные режимы физической нагрузки и контролировать направленность ее воздействия на организм. Требованиями к предметным результатам освоения базового курса физической культуры на этапе среднего общего образования являются умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. Для формирования исследовательских компетенций у будущих педагогов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта, разработан курс по выбору «Проектирование в физкультурном образовании», в рамках которого они знакомятся с основами разработки проектов, в том числе исследовательских. Помимо этого в программу педагогической практики бакалавров включены задания по организации исследовательской деятельности с обучающимися образовательных учреждений. Для активизации данного вида работы на базе факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета, при участии городского методического объединения учителей физической культуры, функционирует консультационный центр, деятельность которого направлена на поиск и практическое внедрение форм, средств и методов, способствующих повышению компетентности в вопросах организации и осуществления исследовательской деятельности в области физической культуры участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся и их родителей. Также ежегодно проводится научно-практическая конференция студентов, в программу которой включена школьная секция, где результаты своей исследовательской работы могут представить обучающиеся школ города. Считаем, что продолжение работы в этом направлении даст положительные результаты: позволит активизировать учебно-исследовательскую деятельность в области физической культуры обучающихся образовательных учреждений и увеличить количество занимающихся ею.

About the authors

Lena Grigorievna Paschenko

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory of Physical Training

References

  1. Беспалько В. П. 1989. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика.
  2. Букреева И. А., Евченко Н. А. 2012. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый 8, 309-312.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // http://минобрнауки.рф›Документы›Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (2015. 20 декабря).
  4. Зверева Н. М. 2001. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России.
  5. Кадырова Р. Г., Смирнова Е. В., Зиятдинова Д. И. 2013. Исследовательская деятельность учащихся как инструмент повышения качества обучения // Современные проблемы науки и образования 5, 252-253.
  6. Мазяркина Т. В., Первак С. В. 2011. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии 1, 121-123.
  7. Манжелей И. В. 2005. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. Москва: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 23-24.
  8. Пащенко Л. Г., Красникова О. С., Коричко Ю. В., Полушкина Л. Н. 2014. Использование современных педагогических технологий учителями физической культуры в профессиональной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2-3, 238-241.
  9. Пащенко Л. Г., Красникова О. С., Коричко Ю. В. 2014. Отношение родителей школьников к семейному физическому воспитанию // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 3, 71-76.
  10. Пащенко Л. Г., Красникова О. С., Коричко А. В. 2014. Современные проблемы организации физического воспитания школьников // Теория и практика физической культуры 12, 38-40.
  11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта “педагог” (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // http://минобрнауки.рф›.pdf (2015. 20 декабря).
  12. Савенков А. И. Учебные исследования детей // http://www.researcher.ru / issledovaniya / pedagogika.html (2015. 20 декабря). Скарбич С. Н. 2011. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: Учебное пособие / Под ред. В. А. Далингер. Москва: Флинта.
  13. Скарбич С. Н. 2011. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: Учебное пособие / Под ред. В. А. Далингер. Москва: Флинта.
  14. Таранова М. В. 2003. Учебно-исследовательская деятельность как фактор повышения эффективности обучения математике учащихся профильных классов: Дис. … канд. пед. наук. Новосибирск.
  15. Ханхабаева И. М. 2014. Опыт организации исследовательской деятельности младших школьников: организационно-методический аспект // Вестник Бурятского государственного университета 1-4, 79-82.
  16. Хохлов А. А. 2013. Опыт педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения 3, 141-167.
  17. Юрмазова Т. А., Шахова Н. Б. 2012. Роль научно-исследовательской работы школьников и студентов в образовательном процессе // Международный журнал экспериментального образования 1, 28-32.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies