INSPECTION VISITS OF TOBOLSK DIOCESAN BISHOPS AS A CHURCH MANAGEMENT ELEMENT OF THE 19th - EARLY 20th CENTURIES (IN NORTH OF WESTERN SIBERIA)

Abstract


The paper discusses the results of inspection visits made by Tobolsk diocesan bishops in the North of Western Siberia in the 19th - early 20th centuries. The author states tha personal visits of the bishops to Tobols Diocese played an important role in church management. At the end of each visit the bishop made important decisions concerning various church activities, such as missionary activities, education of the indigenous population, development and expansion of church staff, organizational and financial support, abolition of anti-pagan missions. The objective of christianizing the indigenous population involved the measures aimed at establishing and maintaining primary schools for children Ostyaks, Voguls and Samoyeds. The spread of Orthodoxy, catechesis of indigenous peoples were seen as an integral part of theiur education and inclusion in the socio-cultural environment of the Russian state. These were the areas with the most significant results. Other problemst the сhurch authorities constantly kept in mind were personnel issues and material support of the clergy in sparsely populated and remote areas of the North. A visit would typically involve a monitoring of church exterior and interior, overseeing the state of the clergy’s faith, morals, preaching and liturgical activities. The bischop gave instructions on how to improve the educational level of the clergymen. The reforms aimed at improving the system of church government in Tobolsk North were less successful. The visit results included the solutions to current issues of the parish life, which involved personnal management from the diocesan bishop, such as the construction of new churches, ordination to the clergy, awards for longstanding irreproachable service, punishment for misconduct etc.

Full Text

Старейшая в Сибири Тобольско-Сибирская епархия занимала обширную территорию, состоявшую в первой трети XIX в. из Тобольской, Томской губерний и Омской области, объединявшиеся в Западно-Сибирское генерал-губернаторство. Образование в 1834 г. Томской, а в 1895 г. Омской епархий существенно уменьшило территорию, подведомственную Тобольскому преосвященному, и приблизила границы епархии с пределами Тобольской губернии. Административной, хозяйственной, судебной властью над духовенством в пределах епархии обладал епархиальный архиерей. Его права и обязанности в синодальный период определялись законодательством Российской империи: высочайшими повелениями, циркулярными указами (ПСЗРИ 1830: 397), инструкциями Св. Синода, Уставом духовных консисторий (Устав духовных 1883: 3-8). Владыка отвечал за состояние веры и нравственности населения, надзирал за проповеднической и богослужебной деятельностью духовенства, руководил вверенными ему церковными учреждениями. На архиерея, как «настоятеля и главного учителя веры», возлагался надзор за всеми духовно-учебными заведениями. Важную роль в управлении играли личные осмотры епархии преосвященным и его доверенными лицами. Поставленная у кормила епархиального управления, церковная власть, согласно Духовному регламенту 1721 г, обязана была осуществлять надзор «за исправностью и благоповедением причтов». Согласно архиерейской присяге, каждый год некоторую часть епархии необходимо было проверять и о том доносить Св. Синоду (Сборник 1895: 103). Инспекционные поездки правящего архиерея по приходам «низового края» были явлением редким. Дальность расстояния от тобольского архиерейского дома до Березовского и Сургутского края, а также отсутствие прогонных денег на разъезды епископов затрудняли выполнение этой обязанности. Только трем сибирским архиереям: Антонию (Знаменскому), Евгению (Казанцеву), Георгию (Ящуржинскому) в первой половине XIX в. удалось совершить путешествие на Обской Север. В дальнейшем, в первую очередь благодаря развитию пароходного сообщения, периодичность подобных инспекций существенно возросла. По сохранившимся делопроизводственным документам, сосредоточенным в фондах Тобольской духовной консистории, Сургутского и Березовского благочиний, отдельных церквей, губернской канцелярии Государственного учреждения Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске», а также по материалам периодической печати к настоящему времени нам известно о 18 архипастырских поездках на Тобольский Север 11-ти епархиальных архиереев, управлявших епархией в течение XIX - начала ХХ столетий. Архивные материалы вместе с опубликованными в Тобольских епархиальных и губернских ведомостях, в духовных журналах «Странник», «Христианское чтение» историческими очерками Н. А. Абрамова, А. И. Сулоцкого, М. П. Путинцева (Абрамов 1998; Путинцев 1892; Сулоцкий 2000) позволяют восстановить ход, причины и результаты данных поездок. Особой задачей тобольского архиерейского дома являлось христианское просвещение аборигенов. Как известно, еще в 1-й четверти XVIII столетия с этой целью на север, вниз по Иртышу и Оби к остякам и вогулам неоднократно выезжал митрополит Филофей (Лещинский, в схиме Федор). В следующем столетии государственная власть выдвигает просветительскую деятельность среди «инородцев» как одну из приоритетных для Русской Православной Церкви. Миссионерское служение оказывалось тесно связанным с общими проблемами реформы управления «ясашными народами», выяснением перспектив успешного распространения русской культуры и русской государственности. Подобно инспекторской деятельности в Сибири генерал-губернатора М. М. Сперанского (1819-1821 гг.), сенаторов Б. А. Куракина и В. К. Безродного (1827-1828 гг.) тобольскому преосвященному Евгению (Казанцеву), «как пастырю опытному и беспристрастному», поручено было обозреть вверенную ему епархию. Поездке предшествовал синодальный указ «Об учреждении в Тобольской и Казанской епархиях миссионеров для обращения в православие иноверцев» от 24 декабря 1828 года. Конкретное место, форма, особенности организации миссионерского служения определялись епархиальным архиереем после его непосредственного знакомства с местами расселения «инородцев». По результатам поездки архиерея, предпринятой летом 1829 г., появилось его «ходатайство» перед Св. Синодом об учреждении миссий, где указывалось на «удручающее» положение новокрещенных остяков и самоедов, которые спустя более ста лет после своего крещения не знают имени Господа Иисуса Христа (Сулоцкий 2000: 256). Данное предложение было одобрено. Его итог - создание в 1832 г. Обдорской («Низовой») духовной миссии (Сулоцкий 2000: 260-261; Путинцев 1892: 110). Реорганизация миссионерского служения являлась одной из приоритетных целей поездок на Обской Север преосвященных Варлаама II (Успенского) в 1865-1866 гг., Агафангела (Преображенского) в 1896 г., Антония (Каржавина) в 1897-1898 гг., 1902 г., 1904 г., 1909 г., Евсевия (Гроздова) в 1910 г. и 1911 году. Так, открытие самостоятельной Сургутской противоязыческой миссии, увеличение казенных расходов на оплату труда православных проповедников стало одним из важных результатов пребывания на севере епархии архиепископа Варлаама II. В 1867 г. по его представлению Синод «признал полезным» усиление «христианской проповеди» и необходимость разъездов священников не менее трех раз в году по всем кочевьям инородцев «в сколько бы оные далеко не стояли от церквей… в каждом месте кочевья инородцев прослужить… дневные службы как то, вечернюю, утреню, и часы, или обедницу и после всего всех возрастных исповедать; а также больных по исповеди сообщать и святого причастия - запасными дарами, а равно и всех младенцев» (ГУТО ГА. Ф. И-156. Оп. 11. Д. 788. Л. 115). Согласно распоряжениям епархиального руководства, формируется штат миссии из состава причта сургутской Троицкой церкви с назначением к ней дополнительно помощника настоятеля - второго священника и третьего причетника для предполагаемых миссионерских экспедиций (Выписка: 117). В этом же году увеличивается численность «Низовой» миссии, учреждается ее Тазовский стан. В Обдорск доставляется новая походная церковь, освященная во имя Богоявления Господня (Туров 2007: 9). С 1866 г. преосвященный Варлаам II из своих средств ежегодно выделял по 30 руб. на пособия бедным и неимущим «инородцам» Обдорска и по 10 руб. на нужды новокрещенных (Путевые 2007: 195). После ревизии приходов севера епископом Агафангелом, состоявшейся три десятилетия спустя, на основе личных наблюдений, а также рапортов миссионеров было признано, что Сургутская миссия выполнила свое предназначение и может быть закрыта. В таком случае окормление верующих должно осуществляться на постоянной основе приходскими священниками, а не время от времени приезжающими проповедниками (Поездка 1896: 444-445). Преосвященный Антоний особое внимание уделял поддержке Обдорской миссии. К началу 1890-х гг. она находилась в весьма сложном положении. Раздоры среди миссионеров и приходского духовенства, отсутствие сотрудников, знающих «инородческие» языки, недостаточное материальное обеспечение мешали выполнению поставленных перед ней задач. Следствием поездки 1897-1898 гг. явилось создание специальной комиссии во главе с игуменом Иринархом (Шемановским), занимавшейся переводами на остяцкий и самоедский языки текстов Священного Писания (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1698. Л. 19). После посещения владыкой Обдорска в год 50-летнего юбилея миссии[10] по его предложению организуется Братство во имя св. Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, целью которого провозглашается «ограждение православных инородцев от влияния языческого населения и обращение их к православной вере» (Устав 1904: 421). Еще один результат - решение о формировании в Обдорске миссионерской женской общины. Инокини должны «стать во главе призрения и духовного воспитания инородческих детей севера» (Шемановский 1907: 123-128), заменяя новокрещенным девочкам матерей. В августе 1907 г. открывается Обдорская женская община во имя Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости во главе с рясофорной монахиней Пелагеей. В ее ведении находился приют для инородческих девочек и малолетних детей, инородческая богадельня, больничная палата и аптека. В ходе поездок выяснялось, что многие служители Церкви не обладают достаточной подготовкой для пастырской работы среди населения, слабо ориентировавшегося в вопросах христианского вероучения. Давались предписания по повышению образовательного уровня и самого духовенства. «…Немедленно приняться за обучение готовых учебников уже разосланных по епархии… и что бы в этом делали успехи: то всем благочинным сего округа велеть доносить мне об успехах в конце года с отметкой в клировых ведомостях», - указывалось в «обозрительном рапорте» преосвященного Варлаама II (ГУТО ГА. Ф. И-156. Оп. 11. Д. 788. Л. 115). Архиерейские инспекции способствовали постепенному развитию и укреплению народного образования. М. П. Путинцев, сообщая о заботах владыки Антония (Знаменского) «об умножении образованного духовенства» в своей епархии, отмечает значительный рост к 1806 г. «семинарских учеников», рассматривая это, в том числе, и как следствие устройства начальных («русских») школ при некоторых духовных правлениях, а также при монастырях Енисейском (Спасском), Томском (Алексеевском) и Кондинском (Троицком) (Путинцев 1892: 86-87) Сельские школы для «инородческих детей» на Тобольском Севере начали создаваться с 1842 года (Цысь 2011: 45-46). Итогом поездок Георгия (Ящуржинского) в 1846 г., 1848-1849 гг. и 1851-1852 гг., Варлаама II (Успенского) в 1865-1866 гг. стали как ходатайства перед Синодом, так и перед гражданскими властями об ассигновании дополнительных сумм на «инородческие» школы. «…4) Для учеников из инородцев велеть завести на зимнее время непременно им тулупы или хотя бы малицы, равно и на ногах им иметь теплую же обувь и белье прочное холщевое, а не лавочное, какое-либо набойчатое… 6) Пищею их довольствовать также сытою и здоровою. Штатное жалование, на них идущее верно будет достаточно на улучшение их содержания и быта… 8) Отослать в это училище мои книги: 2 эк. Нового Завета; 2 эк. - Псалтыри, 2 эк. святых дня недельных и 2 эк. Киевского месяцеслова и 1 эк. Книгу Наума О великом Божественном мире Всего 9 книг», - предписал Варлаам II после ознакомления с положением Кондинской миссионерской школы (ГУТО ГА. Ф. И-156. Оп. 11. Д. 788. Л. 114). С момента создания сети начальных церковных школ посещение учебных заведений становится обязательной частью архиерейских инспекций. Во время поездки епархиальное руководство должно было убедиться, что преподавание Закона Божьего, основных общеупотребительных молитв, церковного пения ведется регулярно и результативно. С середины 80-х гг. XIX в. сведения, полученные по результатам проверки, предоставлялись Епархиальному училищному совету. Определенное внимание правящие архиереи обращали на совершенствование системы церковного управления, шедшее в русле проводившихся Синодом реформ. Так, одним из результатов поездки преосвященного Варлаама II в 1865-1866 гг. следует признать преобразования, совпавшие с изменениями в гражданском управлении и заключавшиеся в увеличении штатов и полномочий местных священнослужителей, принятии мер, направленных на повышение эффективности документооборота. Произошло упразднение духовных правлений - коллегиальных учреждений, созданных еще в середине XVIII века. В 1865 г. Синод разрешил открывать викариатства всем епархиям, располагающим для этого необходимыми материальными средствами (Федоров 2003: 23). Поэтому вместо духовных правлений 21 декабря 1870 г. указом Св. Синода в Тобольской епархии для оказания помощи в управлении приходами Обского Севера открывается Березовское викариатство во главе с епископом Ефремом (Рязановым) (ГУТО ГА. Ф. И-144. Оп. 1. Д. 87. Л. 1 об-2). Оно просуществовало лишь четыре года. Владыка имел резиденцию в Знаменском монастыре г. Тобольска. В Березове он побывал лишь однажды - в 1873 году. После назначения в 1874 г. преосвященного Ефрема на Тобольскую кафедру викариатство формально не было упразднено, но место оставалось вакантным в течение более чем 40 лет. Полномочия ликвидированных в 1869 г. духовных правлений возлагаются теперь на благочинных. Как следствие, попытки реформирования церковного управления на Тобольском Севере нельзя признать в полной мере удачными. К результатам поездок следует отнести и решение текущих проблем при личном участии епархиального архиерея. Обязательной частью поездки являлось наблюдение за внешним видом и внутренним убранством церквей. Можно привести несколько соответствующих примеров. После инспекционной поездки 1848-1849 гг. преосвященного Георгия (Ящуржинского) начинается строительство новых храмов в с. Нижне-Лумпокольском и с. Ляпинском (Православие 2007: 18). «Предписать благочинному, озаботиться устройством новых иконостасов» (ГУТО ГА. Ф. И-156. Оп. 11. Д. 788. Л. 101), - указал епископ Варлаам II после знакомства с убранством Сургутской Троицкой церкви. При личном участии епископа Антония в начале ХХ в. осуществлялся выбор места для строительства Вартовской церкви (ГУТО ГА. Ф. И-353. Оп. 1. Д. 531. Л. 6-6 об). Вопросы, которые могли обсуждаться месяцами или даже годами, при личном участии архиерея решались в кратчайшие сроки тут же на месте. В ходе поездок происходило знакомство преосвященных с паствой, что должно было укреплять религиозное чувство в народе. «Совершенный епископом Евсевием крестный ход (на Обскую губу - О.Ц.) произвел, по-видимому, сильное впечатление не только на русских, но и на инородцев, тем более что до Преосвященного Евсевия никто из Тобольских архипастырей до Хэ не доезжал», - отмечалось на страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» (Поездка 1910: 499). Кроме того, проверялось выполнение епархиальных распоряжений, выявлялись недостатки в деятельности духовенства и религиозно-нравственном состоянии прихожан. Применялись и меры по поощрению, повышению по службе успешно исполнявшего свои обязанности духовенства, накладывались взыскания на нерадивых (Путинцев 1876: 681). После посещения епархии преосвященные делали распоряжения об опубликовании всех отмеченных недостатков в ТЕВ «для сведения духовенства» (Поездка 1910). «Дьякон сей (Самаровской - О.Ц.) церкви Сосунов оказался очень исправным по службе и должности, а также и по жизни трезвенной, - писал преосвященный Варлаам II, - Поэтому и указанно высшее служение с производством во священника» (ГУТО ГА. Ф. И-156. Оп. 11. Д. 788. Л. 97 об). «Дьячок здесь (Романовской церкви - О.Ц.) Малахов преглупый мальчик; почему он уже и перемещён в другое место по жалобе на него прихожан» (ГУТО ГА. Ф. И-156. Оп. 11. Д. 788. Л. 98). Епископ Варнава (Накропин) в ходе поездки 1915 г. рукоположил в сан священника дьякона с. Шеркальской церкви В. Вавилина, псаломщика Кушеватской церкви Н. Шахова, в дьякона - псаломщика Мало-Атлымской церкви Я. Новицкого (Священник М. Макаров 1915: 577-578) и мн. др. Таким образом, поездки епархиальных архиереев были органически вписаны в систему церковного управления. По итогам каждой принимались важные решения, касавшиеся преимущественно организации миссионерского дела. Именно на этом направлении и были получены наиболее значимые результаты. Необходимость христианизации и катехизации коренного населения рассматривалась как неотъемлемая часть его просвещения, включения в социокультурную среду Российского государства. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ГУТО ГА - Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске». ПСЗРИ - Полное собрание законов Российской империи. РГИА - Российский государственный исторический архив. ТЕВ - Тобольские епархиальные ведомости.

About the authors

Olga Petrovna Tsys

Nizhnevartovsk State University


Candidate of Historical Sciences (PhD), Associate Professor at the Department of Russian History, Research Scientist of the Laboratory for Regional Historical Research

References

  1. Абрамов Н. А. 1998. Георгий Ящуржинский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1845-1852) // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень: Софт-Дизайн.
  2. Выписка из журнала ТДК с рассмотрением рапорта Сургутского причта о распределении дополнительных средств. 2006 // Сургутский уезд в документальных памятниках XVIII-XIX вв.: источники / сост., авт. Предисл. и коммент. В. Я. Темплинг. Тюмень: Манд и Ка, 116-118.
  3. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-144. Оп. 1. Д. 87.
  4. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 11. Д. 788.
  5. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-353. Оп. 1. Д. 531.
  6. Иеромонах Иринарх. 1906. История Обдорской Духовной миссии (1854-1904). М: Печатня А.И. Снегиревой.
  7. Православие на Обь-Иртышском Севере: материалы к историко-культурному атласу. 2007. Екатеринбург: Баско.
  8. Поездка Его Преосвященства Преосвященнейшего Евсевия, епископа Тобольского и Сибирского для обозрения церквей Тобольского и Березовского уездов. 1910 // ТЕВ. Отдел неофиц. 21, 495-502.
  9. Поездка Преосвященного Агафангела в г. Сургут и далее по рр. Ваху и Югану. 1896 // ТЕВ. Отдел неофиц. 19, 443-446.
  10. ПСЗРИ. 1830. Собр. 2. Т. III. Санкт-Петербург: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.
  11. Путинцев М. 1892. Описание биографии всех Тобольских и сибирских архиепископов и митрополитов 1621-1891 гг. Омск: типография А.К. Демидова.
  12. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1698.
  13. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания. 1885 / Сост. Т. Барсов. Т. 1. СПб: Синодальная типография.
  14. Священник М. Макаров. Посещение Его Преосвященством, Преосвященным Варнавою, Епископом Тобольским и Сибирским Северного края. 1915 // ТЕВ. Отдел неофициальный 38, 577-580.
  15. Сулоцкий А. И. 2000. Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь тобольский // Сочинения в трех томах: Т. 2. О сибирском духовенстве / Под ред. В.А. Чупина. Тюмень: издательство Ю. Мандрики, 215-284.
  16. Туров С. В. Вместо предисловия. 2007 // Путевые журналы миссионеров Обдорской миссии (60-70-е гг. XIX в.): источники / сост., предисл. и коммент. В. Темплинг, вст. ст. и коммент. С. Турова. Тюмень: Мандр и Ка, 5-11.
  17. Устав духовных консисторий. 1883. СПб.: Синодальная типография.
  18. Устав Обдорского миссионерского братства во имя Святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца. 1904 // ТЕВ. Отдел офиц. 22, 351-356.
  19. Федоров В. А. 2003. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). Москва: Русская панорама.
  20. Цысь В. В., Цысь О. П. 2011. Образование и просвещение на Севере Западной Сибири в XIX - начале ХХ вв. Нижневартовск: Нижневартовский гуманитарный университет.
  21. Шемановский И. 1907. К вопросу о необходимости скорейшего открытия в Обдорске женской монастырской общины для усиления деятельности Обдорской миссии // Православный благовестник. Т. 3. 19, 123-128.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies