Pedagogical design as a means of creating the environment for professional development of future primary school teachers

Abstract


The paper considers a topical issue of using social design technologies in education in order to improve professional competence of bachelor students studying to be primary school teachers. This issue is closely associated with the modern domestic pedagogy trends of towards democratization and humanization and with the major objectives of modernizing the Russian education system. Pedagogical design is a means of creating a constructive educational environment optimal for the professional development of future pre-school and primary school teachers, as well as for prevention of occupational strain and for the development of common cultural and professional competences bachelor students mastering the program 050100.62 Pedagogical Education. The paper suggests designing educational products (programs, individual educational routes etc.) for children in difficult life circumstances (children with disabilities, children in hospital, etc.) as major project activities of teachers and students.

Full Text

Одним из основных направлений государственной политики в области образования является совершенствование содержания образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в системе подготовки педагогических кадров. В числе важнейших характеристик такого образования - формирование у будущих специалистов творческих компетентностей, готовности к переобучению. В рамках изучения педагогических дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС для студентов бакалавриата направления 050100.62 «Педагогическое образование» профилей «Дошкольное образование» и «Начальное образование» как одно из важных направлений работы определено создание условий для развития предметно-практических умений (проектировочных, конструктивных, дидактических, организаторских, коммуникативных и гностических) как основы профессиональной компетентности современного педагога, формирование основ исследовательской культуры, содействие развитию гибкости мышления, креативности, формированию у студента внутренней мотивации к постоянному самосовершенствованию, самообразованию. Решение поставленной задачи мы видим в освоении студентами технологии педагогического проектирования. Проектирование в педагогике - процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении [4. С. 477]. Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [3. С. 7]. Таким образом, педагогический социально ориентированный проект - это сконструированное образовательное пространство, в рамках которого решаются образовательные задачи и достигается социально значимая цель. Он представляет собой целостную систему и структуру взаимодействия педагога и воспитанников-участников проектной деятельности, имеющего целью решение конкретной педагогической задачи с детальной регламентацией деятельности всех действующих лиц, времени реализации замысла, условий, необходимых для достижения желаемого. В качестве педагогического проекта могут рассматриваться: · педагогические идеи по модернизации и/или адаптации к различным условиям содержания, методов и технологий образования (например, к применению в особых условиях: длительное пребывание воспитанников-участников проекта на стационарном лечении, наличие у воспитанников-участников проекта ограничений по здоровью и пр.); · новые формы организации педагогического взаимодействия педагога и детского коллектива; · разработка нового подхода к созданию образовательного пространства, позволяющего реализовать максимально комфортные условия для самореализации личности ребенка и т.д. В процессе работы со студентами над проектом необходимо учитывать, что педагогический проект имеет ряд принципиальных отличий от других видов проектировочной деятельности, обусловленных специфическими условиями реализации проекта. Во-первых, планирование, развертывание проектной деятельности происходит в сложной динамичной системе межличностных взаимоотношений в коллективе, условия существования которого (период функционирования, место и длительность взаимодействия, периодичность рабочих мероприятий и др.), определяются многими объективными и субъективными факторами. И сами взаимоотношения реализуются в нескольких направлениях (педагог - детский коллектив, педагог - ребенок и т.д.). Во-вторых, происходит непрерывная корректировка и совершенствование проектного материала по причине уникальности, неповторимости условий его реализации: особенности существования детского коллектива, материальное и прочее обеспечение, временные рамки и т.д. Следовательно, педагогический проект - явление не статичное и стопроцентно предсказуемое. В-третьих, цели, содержание, средства и условия в проекте определяются комплексом приоритетных социально значимых и педагогических ценностей. Но для всех проектов в образовании характерной чертой является их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического ансамбля) за определенный период времени. Освоение будущими педагогами в процессе образования проектной деятельности - это специально организованный процесс обучения на содержательно-процессуальном уровне, освоение проектно-технологической культуры и формирование у студента готовности к осознанному каждодневному выбору и ответственности за него, к сознательному и им регулируемому взаимодействию с коллегами и другими субъектами образовательного процесса, с окружающим социумом, с миром. Проектирование - это не что иное, как процесс творения: проблема - идея - план реализации - отбор материалов и способов взаимодействия - апробация - анализ результатов - внесение необходимых корректив - презентация и защита. Участие в педагогическом социальном проектировании позволяет студентам освоить компетенции, требуемые федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования к профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования. В рамках реализации педагогического проекта студенты осваивают методы исследовательской деятельности, технологию работы с информацией, применяют в практике методы современной науки: моделирование, социологический опрос и др. Педагогические проекты могут быть разными по цели и содержанию работы: · исследовательские (исследование педагогических условий, конструирование образовательного процесса, педагогическая технология и др.), например: разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей, находящихся на длительном стационарном лечении (в рамках проекта «Школа радости»); · творческие, как правило, не имеющие детально проработанной структуры, которая только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта, например: факультетская газета «Наш ПиП», видеофильм к юбилею факультета педагогики и психологии, фестиваль студенческого творчества «Улыбки мира», подготовка выставки «Мы той не видели войны» и т.д.; · игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Результаты подобных проектов могут прогнозироваться в начале проекта, а могут определяться лишь к его концу. Например: сценарий праздника, программа мероприятий к событию (70-летие Победы, юбилей факультета и др.), фрагмент педагогического мероприятия (диспут «А нам это нужно?», направленный на профилактику наркомании и других видов зависимости); · информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории, например: альманах о космонавте № 100 Олеге Валерьевиче Котове, выполненный учащимися КОУ «Излучинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», состоящими в детской общественной организации «Орбита», или баннер для благотворительной ярмарки проекта «Праздник в подарок», направленного на организацию досуга детей, находящихся на длительном лечении в стационаре. В начале работы над любым проектом, реализуемым студентами факультета педагогики и психологии под руководством преподавателей, обязательно проводится обсуждение проблемы, на решение которой направлен проект, прогнозирование вида конечного продукта и формы его презентации. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой определяется перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Для каждого проекта формируется портфолио - архивная папка, в которой собраны все рабочие материалы по проекту: паспорт, планы, мониторинговые исследования, отчеты, черновики, по которым можно восстановить отдельные этапы работы, провести доработку и коррекцию деятельности, и др. На факультете педагогики и психологии Нижневартовского университета студентам предлагается разработка и реализация практико-ориентированных проектов, направленных на решение профессиональных задач: организация образовательной и досуговой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для наших проектов характерен четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы всех участников: и детей, и студентов, и преподавателей - руководителей проектов. В каждом случае в проекте должны быть четко продуманная структура, даже сценарий всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного результата. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. В организации образовательного взаимодействия преподавателя и студентов в освоении индивидуального и коллективного проектирования необходимо руководствоваться следующими принципами: · принцип личностного целеполагания каждого из участников проектной группы; · принцип выбора каждым автором или авторским коллективом индивидуальной образовательной траектории; · принцип метапредметной интеграции содержательного блока проекта; · принцип продуктивности обучения (личное образовательное приращение участников проекта в процессе реализации замысла); · принцип ситуативности обучения; · принцип образовательной рефлексии. Одно из условий успешного освоения индивидуального и коллективного проектирования как особого вида педагогической деятельности состоит в том, что студент обладает достаточной субъектностью для того, чтобы самостоятельно выстроить программу своих действий в рамках реализуемого проекта. Например, проект «Школа радости» направлен на проведение учебных занятий (индивидуально и в малых группах) с детьми младшего школьного возраста, находящимися на длительном лечении в Окружной клинической детской больнице. Этот проект отмечен дипломом за 3-е место в Окружном конкурсе видеороликов и проектов «Радуга жизни» в номинации «Образование против стрессов». На организацию досуга направлен проект «Волшебный сундучок», представляющий собой цикл познавательно-игровых программ, в занимательной форме театрализованного представления знакомящий детей дошкольного и младшего школьного возраста, маленьких пациентов ОКДБ, с культурой и традициями разных народов мира. Помимо образовательной в этом проекте решаются задачи воспитания толерантного отношения к представителям различных народов и культур, а также организации досуга и активной социальной жизни детей, находящихся в условиях ограниченного общения по состоянию здоровья. Проект «Одари теплом», реализуемый в Излучинской школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлен на создание образовательной среды для активизации социализации и развития коммуникативной компетенции таких детей и решает задачи создания образовательных ситуаций, мотивирующих к вербальной коммуникации детей с нарушениями слуха различной степени тяжести, а также организацию речеразвивающей работы в условиях художественно-творческой деятельности. Такие проекты, реализуемые на протяжении уже нескольких лет, позволяют говорить о том, что культура добровольчества как проявление гражданской ответственности за происходящее вокруг, прямого личного участия в улучшении жизни общества будет успешно формироваться в среде студенческой молодежи при условии, что будут сформированы четкие и единые для добровольческого сообщества ценностные ориентации, что окружающим социумом будет оказываться поддержка молодежных инициатив, всегда будет найдено поле приложения практических усилий, деятельность сообщества будет опираться на личную инициативу студентов. «Делать добро легче, чем быть добрым», - сказал Жорж Вольфром. Сегодня, по мнению студентов и преподавателей, занимающихся педагогическим социальным проектированием на нашем факультете, общество должно перейти от конкретно-задачной концепции добровольчества, когда государственные или иные структуры выступают в роли воспитателя и «побудителя» к добрым делам, к ценностно ориентированной, когда у гражданина постоянно наличествует внутренняя потребность «конструировать желаемое будущее», где будет на практике реализована теория ежедневных добрых дел. Как один из результатов проводимой работы можно рассматривать увеличение количества привлеченных к волонтерской деятельности студентов в рамках реализуемых на факультете социально значимых проектов и акций. Если в 2011/2012 уч.г. было проведено 13 мероприятий, в которых приняли участие 58 человек, то в 2013/2014 уч.г. задействовано 78 человек в 27 мероприятиях, а также 2 раза в неделю 4 студента 3-го курса проводили занятия по школьной программе в ОКДБ. В текущем году количество волонтеров увеличивается за счет первокурсников. В студенческой среде проводилось анкетирование, которое показало высокую популярность волонтерской деятельности в рамках реализуемых на факультете проектов. Востребованность этой деятельности в обществе подтверждается благодарственными письмами от коллективов социальных и образовательных учреждений, где реализуются проекты. Мы предполагаем, что в действующих проектах появятся новые подпрограммы, возникнут новые идеи. Мы рассматриваем освоение педагогического проектирования также как средство профилактики профессиональных деформаций и деструкций. Нужно учитывать тот факт, что педагоги занимают одно из первых мест в группе риска по показателям профессионально-личностной деформации, предпосылки которой закладываются еще в процессе получения образования: низок уровень престижа профессии, немногие абитуриенты осознанно поступают на профили педагогического образования, следовательно, воспринимают педагогическую направленность своего обучения как временную. Предполагая иную сферу своей профессиональной реализации, они отстраняются от процесса формирования специальной и общепрофессиональной компетенций, «вживания» в профессию, что при первом соприкосновении с ней во время производственной практики приводит к еще более твердой убежденности, что этот труд «не для него». Мы рассматриваем профессиональные деформации как изменения психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности [1. С. 146]. Это профессионально-нежелательные качества, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказывающиеся на продуктивности деятельности. Одной из причин возникновения профессиональных деструкций у будущего педагога может являться также кризис разочарования в выбранной профессии. Для будущего специалиста проблема заключается в том, чтобы умело использовать энергию своего кризиса (кризиса учебно-профессионального развития) и направить ее в конструктивное русло. Возможно, формирование у себя такого умения является для студента-педагога даже более важным результатом всего обучения на факультете, чем все знания и умения вместе взятые. Хотя формально результат обучения выражается в экзаменационных оценках, зачетах, в защищенных курсовых и дипломных работах, и с этим спорить не стоит. Еще более продуктивным вариантом выхода из возможного кризиса профессионального развития является не просто использование энергии кризиса, но и постоянный поиск проблем, которые надо как-то решать, т.е. «построение» для себя «шансов» профессионального развития, а не просто их «ожидание». Преимущество обучения в высшем учебном заведении заключается в том, что студент сам должен принимать решение относительно преодоления или «непреодоления» очередного кризиса, а также относительно поиска для себя все новых и новых творческих задач. Одним из путей решения вышеперечисленных проблем может стать формирование у студентов адекватного представления об особенностях профессиональной деятельности педагога, этапах его развития, профессионального и личностного роста, развитие представлений о своих профессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека есть оптимистичная значительная (не мелкая, не обывательская) жизненная цель (мечта), то многие проблемы уходят как бы на второй план. В наше время уже никто не отрицает факт неразрывной связи стресса и работы, когда, с одной стороны, главный источник стресса - в неудовлетворенности жизнью, в неуважении к своим профессиональным занятиям, а с другой - именно стресс и творческое напряжение в труде дают «аромат и вкус жизни». Педагогическое проектирование учит студентов бороться со скукой в профессии, осознать, что интеллектуальная лень, провоцируемая недостаточной трудовой нагрузкой, может стать очень опасной для профессионального и личностного развития. Педагогическое социальное проектирование предоставляет прекрасную возможность и огромное поле деятельности для возвышенного целеполагания, творческого напряжения и решения действительно значимых личностных и общественных проблем, для полноценного саморазвития и самореализации будущего педагога. Главное - увидеть эти возможности и воспользоваться ими.

About the authors

E. V Khvostova

Nizhnevartovsk State University


Cadidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education, Deputy Dean for Educational Work at the Faculty of Pedagogy and Psychology

References

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. М.; Екатеринбург, 2005.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. М.; Екатеринбург, 2003.
  3. Луков В.A. Социальное проектирование. М., 2003.
  4. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия. Минск, 2010.

Statistics

Views

Abstract - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies