Teaching pre-school children gender tolerance through folk culture


Cite item

Full Text

Abstract

The article elaborates upon methodology-related issues in teaching gender tolerance to pre-schoolers studying in preschool educational institutions.

Full Text

Среди многих проблем организации дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием толерантности. В нормативных документах и декларациях как международного, так и государственного уровня подчеркивается значимость и необходимость создания условий (педагогических, социальных и политических) для формирования толерантности («Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация принципов толерантности», Конвенция ООН «О правах ребенка», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании», проект стандарта дошкольного образования и др.). Толерантность как сложное личностное образование многоаспектно. В зависимости от разновидности сфер социального взаимодействия в современной научной литературе рассматриваются особенности межличностной, конфессиональной, межнациональной, этнической, возрастной и иных видов толерантности. И, несмотря на довольно обширный спектр исследований в данном направлении, вопросы, связанные с изучением формирования понимающего, принимающего и уважительного отношения к людям другого пола, т.е. гендерная толерантность, остаются малоизученными в системе как общего, так и дошкольного образования. Признание учета половых различий детей в образовательном процессе в качестве основного принципа его организации, наличие широкого спектра работ по различным аспектам полоролевой социализации детей дошкольного возраста не привело к детальному изучению проблемы формирования основ гендерной толерантности в данном возрастном периоде. Дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевой социализации, осуществляемой как стихийно, так и в ходе целенаправленного полового воспитания. С изучением проблем полоролевой социализации детей дошкольного возраста связаны научные интересы многих исследователей в области детской и возрастной психологии, дошкольной педагогики, нейрофизиологии, составляющие достаточно серьезный фундамент разработки программно-целевых и технологических аспектов взаимодействия педагога с детьми в процессе их приобщения к основам гендерной культуры. Одним из средств, обеспечивающих целостное развитие человека в период дошкольного детства, является народная культура, имеющая высочайший воспитательный потенциал в силу своих специфических особенностей: доступности детскому восприятию, яркости и колоритности элементов, синкретичности, созвучности витагенному опыту. Ее развивающие возможности детально изучены по отношению к задачам эстетического, умственного, патриотического, трудового воспитания дошкольников. Вместе с тем, воспитательный потенциал народной культуры как педагогического средства не рассматривался до сих пор в процессе формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста. Изучением проблемы сущностных характеристик толерантности занимались Р.Р.Валитова, В.А.Васильев, С.А.Герасимов, Н.В.Круглова, Е.В.Магомедова, А.А.Погодина, Г.У.Солдатова, G.Moreno-Riano и др. Терминологическая неопределенность понятия «толерантность», по мнению А.Г.Асмолова, связана с разноплановыми ориентирами ценностно-смысловых обоснований в условиях современного полипарадигмального образовательного пространства и изучением данного феномена в разных аспектах: философском (В.С.Библер, М.Бубер, Ф.М.Достоевский, И.М.Лебедева, Ф.М.Малхозова, Б.Ф.Поршнев); аксеологическом (А.Г.Асмолов, Р.Г.Апресян, С.М.Шалютин, Е.В.Магомедова, Л.М.Иванова, L.Burwood, R.Wyeth); социально-правовом (Н.В.Круглова, Е.В.Магомедова, Е.А.Темичева, А.А.Чичановский, Л.П.Ильиченко); психологическом (А.Г.Асмолов, Л.Я.Коломинский, М.Медовар, А.В.Петровский А.А.Реан). Разноплановость изучения толерантности подчеркивает интерес исследователей разных сфер взаимоотношений человека с социумом, государством, правом. Особую актуальность проблема сущностных характеристик толерантности приобретает в сфере научного педагогического поиска, поскольку является центральной в определении общих ориентиров организации педагогического процесса по ее целенаправленному формированию. В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, родовое сущностное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие. Проявление толерантности зависит от усилий самого человека, наличия у него социально активной позиции. Формирование толерантности происходит в процессе обучения, воспитания и самовоспитания (А.А.Гусейнов, П.Ф.Комогоров, Д.В.Зиновьев, А.А.Реан, В.А.Ситаров, О.В.Цируль и др.). Ее сущностные характеристики раскрываются через описание личностных качеств человека, в которых она проявляется: открытость, согласие, солидарность, невраждебность, внимание, сочувствие и сострадание другому, готовность выслушать иную точку зрения, терпимость, взаимопонимание и взаимоподдержка, любовь и милосердие, чувство единства с миром, людьми (А.Г.Асмолов, В.В.Глебкин, Д.В.Зиновьев, В.А.Тишков, С.Ашикова). Ребенок дошкольного возраста обладает огромным потенциалом развития и установления социальных связей с миром, овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослым, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Особое место этот возраст занимает в процессе полоролевой социализации и формирования основ гендерной толерантности. В отечественной психологии и педагогике термин «полоролевая социализация» введен в категориальный аппарат науки И.С.Коном и рассматривается как процесс и результат общего и психосексуального развития, обусловленный конкретными социальными условиями, в ходе которого происходит усвоение в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола в рамках социальной культуры (Я.Л.Коломинский, В.Е.Каган, Т.А.Репина, Е.А.Конышева). Полоролевая социализация представляет собой динамичный процесс, генезис которого обнаруживается в половой идентификации, освоении половой роли, становлении маскулинных и феминных качеств, межполовых отношений и гендерной толерантности. Анализ исследований по проблемам гендерной толерантности позволяет рассматривать ее как кульминационное образование, имеющее место в генезисе полоролевой социализации в старшем дошкольном возрасте, сущностные характеристики которого связаны с принимающим, понимающим и уважительным отношением к представителям своего и противоположного пола. Под гендерной толерантностью мы понимаем сложное личностное образование, проявляющееся в знаниях детей об особенностях внешних проявлений, личностных качествах, сферах деятельности и поведения людей разного пола и способах проявления понимающего и принимающего отношения; в наличии интереса и потребности в бесконфликтном взаимодействии с представителями противоположного пола; в проявлении уважительного отношения к представителям своего и противоположного пола. Гендерная толерантность как сложное личностное образование проявляется в трех сферах — когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой. Ее формирование происходит как стихийно, в процессе накопления опыта социального взаимодействия, так и организованно, в ходе целенаправленного педагогического процесса, которому отводится доминирующая роль. Проблема формирования гендерной толерантности детей дошкольного возраста в современных психолого-педагогических исследованиях остается малоизученной как в контексте программно-целевого, так и диагностического, технологического сопровождения. Особо в этом отношении следует отметить ограниченность исследований по вопросам изучения средств формирования гендерной толерантности. Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы послужил основанием для изучения воспитательного потенциала народной культуры в этом процессе. Под народной культурой в контексте нашего исследования понимается совокупность материальных и духовных ценностей, надбиологических программ деятельности, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народом с целью собственного прогрессивного развития, в которых интегрированы артефакты разных видов социальной культуры, в том числе гендерной. Традиционно народная культура рассматривается как совокупность ценностей народа (объектов, предметов, явлений, имеющих значения и смыслы) однозначного порядка при котором, например, маскулинные и фемининные характеристики определяются стандартным набором специфических проявлений. Вместе с тем, во многих элементах народной культуры (произведения устного народного творчества, малые формы фольклора, ремесла и труд) отражается специфика нетрадиционного, вариативного полоролевого поведения, что позволяет предположить наличие воспитательного потенциала народной культуры в формировании гендерной толерантности. Народная культура является одним из наиболее значимых средств личностного развития и используется в этом качестве с целью патриотического, нравственного, трудового, художественно-эстетического, умственного, физического, интернационального воспитания дошкольников, что свидетельствует о ее универсальном воспитательном потенциале. Анализ исследований позволяет говорить о высокой роли и значении народной культуры в сохранении лучших традиций своего народа, в реализации принципа преемственности поколений и их социальных ценностей, в осуществлении взаимодействия культур и позволяет предположить возможность использования ее воспитательного потенциала в процессе формирования гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста. Гипотетически это связано с тем, что народная культура доступна детям в силу своей «простоты», смысловой однозначности артефактов, близка витагенному опыту детей данного возрастного периода, синкретична (что соответствует специфике детского мышления), синтезирует в себе разные виды социальной культуры, отражает в отдельных своих элементах специфику межполового взаимодействия. Компоненты гендерной толерантности рассматриваются в нашем исследовании как структурные составляющие сложной системы, находящиеся в тесном взаимодействии и представлены в соответствии со сферами полоролевой социализации (когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой). Под показателем мы понимаем качественную характеристику объекта, описывающую какое-либо его свойство. Под критерием — признак, на основании которого производится оценка, определение степени выраженности показателя. Показатели гендерной толерантности в нашем исследовании представлены по сферам личностного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой). Критерии оценки когнитивной сферы: объем; осознанность и глубина (умение аргументировать); отсутствие стереотипов восприятия у детей поступков литературных героев в нестандартных ситуациях; отсутствие избирательности в оценке поведения людей разного пола в ситуациях нравственного выбора. Критерии оценки эмоционально-чувственной сферы: устойчивость интересов; внешняя выраженность эмпатийных проявлений; отсутствие избирательности в общении по половому признаку; соотношение положительных и отрицательных выборов; наличие общих и взаимных выборов. Критерии оценки поведенческой сферы: самостоятельность; инициативность; адекватность ситуации; направленность поведения (на себя, на другого, на ситуацию); характер взаимодействия (конфликтный, эмоционально-положительный, безразличный). Соотношение показателей и критериев позволило определить уровни сформированности гендерной толерантности (высокий, средний, низкий). Организация и проведение работы, направленной на формирование гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством народной культуры, осуществлялись в соответствии с рядом теоретических позиций, раскрывающих основные подходы к построению педагогического процесса. Признавая возможность формирования гендерной толерантности в процессе специально организованной целенаправленной деятельности, в определении содержания и логики формирующего этапа опытно-поисковой работы, мы обозначили ряд подходов, реализация которых предположительно обеспечивает результативность полового воспитания в контексте реализации исследовательских задач: системный, личностно-ориентированный, деятельностный и культурологический. Совокупность теоретических позиций, раскрывающих методологические основания прикладной части исследования, обеспечила построение модели формирования гендерной толерантности посредством народной культуры. Программно-целевой компонент педагогического процесса определяется в нашем исследовании в соответствии с общими теоретическими основаниями и связан с организацией работы, направленной на достижение соответствующего возрастным возможностям ребенка уровня гендерной толерантности. Реализация обозначенной цели осуществляется посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к содержанию народной культуры, характеризующему специфику межполовых отношений в соответствии с возрастными возможностями и спецификой половой идентификации. Признание народной культуры, характеризующей специфику межполовых отношений, в качестве целеполагающего основания гендерной толерантности позволило нам выделить ее основные элементы в содержании проводимой работы: традиционные представления о внешнем виде и особенностях полоролевого поведения (одежда, прическа, аксессуары, преобладающие интересы, увлечения, виды труда); специфика нестандартных полоролевых взаимоотношений и межполового взаимодействия, представленная в устном народном творчестве, народных гуляниях; доминирующие личностные качества и проявления в социальной сфере, нашедшие отражение в малых формах фольклора; проявления достоинства и благородства, имеющие место в характеристике героев эпических произведений; социальные роли в семье, раскрытые в народных сказках и малых формах устного народного творчества. Отбор содержания различных элементов народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений, осуществлен в соответствии со следующими принципами: — доступности, обеспечивающим его адаптацию к специфике возрастных и половых особенностей развития детей старшего дошкольного возраста; — прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков и отношений, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого (как традиционного, так и нестандартного) поведения в сфере межполового взаимодействия; — интегративности, предусматривающим возможность использования содержания народной культуры, отражающего специфику межполового взаимодействия в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, трудовой); — культуросообразности, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа. Технологический компонент педагогической системы формирования гендерной толерантности представлен в нашем исследовании совокупностью методов и форм организации взаимодействия педагога с детьми в разных видах деятельности. Ориентируясь на реализацию основополагающих идей культурологического подхода, мы рассматриваем народную культуру, характеризующую специфику межполовых отношений, не только в качестве содержательно-целевого, но и технологического ориентира формирования гендерной толерантности, что предполагает: учет генезиса оснований культурологической идентификации (от видовой — к родовой — к половой и т.д.); учет логики освоения элементов культуры (от первоначального приобщения — к интериоризации ее ценностей в разных видах деятельности и далее — к культуротворчеству). Разработка технологического сопровождения формирования гендерной толерантности посредством народной культуры осуществлялась в соответствии с принципами: субъектности — направленности социальных влияний на сознание ребенка, актуализацию интереса к своему «я», установление связи с окружающим миром, создание ситуаций осознанного выбора; активное включение ребенка в постижение ценностей народной культуры, характеризующих специфику межполовых отношений; развитие культуротворчества; диалогичности в приобщении к разным элементам народной культуры, характеризующим специфику межполовых отношений, в установлении межличностного взаимодействия с детьми противоположного пола; единства сознания, чувств и поведения, опосредующего формирование понимающего, принимающего и уважительного отношения к детям противоположного пола; соответствия мотивации и рефлексии деятельности доминирующим возрастным потребностям и возможностям ребенка; доверия, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия. Реализация контрольно-оценочного компонента формирования гендерной толерантности осуществлялась в соответствии со следующими принципами: надежности и валидности диагностических методик; психологической комфортности при проведении диагностических процедур; профессиональной компетентности диагностов; объективной определенности основных параметров гендерной толерантности (компонентов, показателей, критериев, уровней). Реализация системно-структурной модели осуществлялась с привлечением многих специалистов: воспитателей, руководителей по изобразительной и двигательной деятельности, музыкального руководителя, специалистов по разделам «Человек в истории» и «Человек в культуре», в соответствии с определенными ранее тремя направлениями: приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия; отражение элементов народной культуры в разных видах деятельности; организация творческой деятельности по вариативному их использованию. Распределение форм организации детской деятельности по направлениям представлено достаточно условно, что связано с интегративным характером их воспитательного потенциала. Работа по первому направлению (приобщение детей к элементам народной культуры, отражающим специфику межполового взаимодействия) осуществлялась с помощью чтения и рассказывания народных сказок, разучивания малых форм фольклора, дидактических игр, бесед, просмотра и обсуждения содержания мультфильмов и диафильмов, бесед-диалогов, рассматривания картин и составления рассказов, прослушивания песен, проведения экскурсий в музей, занятий, рассматривания образцов и результатов ремесленного творчества. В процессе работы по данному направлению особое внимание было уделено тем элементам народной культуры, в которых отражались гендерно нестереотипные свойства личности, поведенческие проявления, интересы, увлечения, виды труда. В беседах по литературным произведениям акцент делался на вариативных позициях в поведении героев соответственно жизненной ситуации; к анализу привлекался социальный опыт детей, поощрялись рассуждения дискуссионного характера, апеллирование к собственным переживаниям. Выбор литературных произведений осуществлялся по принципу отраженности в них различных характеристик межполовых отношений, возможности изменения (при творческом рассказывании) полоролевого поведения или характеристик героя (возраст, характер и т.д.), наполненности отношений людей разного пола толерантным содержанием, возможности реализации в них гендерно нестереотипных моделей поведения. Существенное место в формировании представлений детей о неспецифичном полоролевом поведении было отведено малым формам фольклора: дразнилкам, пословицам, поговоркам, частушкам, наполненным народным искрометным юмором. Задавая ориентиры межполовых отношений, эти элементы народной культуры не ограничиваются функцией обогащения информационного поля, а однозначно способствуют становлению эмоционально-чувственной сферы гендерной толерантности, неспецифического полоролевого поведения. Работа по второму направлению предполагала отражение имеющихся у детей знаний в разных видах деятельности с целью активизации эмоционально-чувственной и поведенческой сфер гендерной толерантности, интериоризации освоенных элементов народной культуры, отражающих специфику межполовых взаимоотношений: художественно-эстетической (рисование «Люди в праздниках и быту», «Мальчишки и девчонки в крестьянских семьях», аппликация «Кокошник», конструирование из бумаги и бросового материала, лепка из глины, ручной труд по изготовлению подарков); музыкальной (исполнение народных танцев, слушание народных песен, исполнение частушек, музыкально-дидактические игры); двигательной (подвижные игры с изменением полоролевых позиций «Наседка и коршун», «Золотые ворота», народные забавы «Взятие снежного городка); трудовой (труд в огороде с дифференциацией мужских и женских позиций); игровой (инсценирование народных сказок, сюжетно-ролевые игры); коммуникативной (дискуссии, разрешение проблемных ситуаций). Работа по третьему направлению была организованна в форме творческой деятельности детей, раскрывающей возможности поведения людей разного пола в различных жизненных ситуациях. Особое место в реализации данного направления отводилось составлению творческих рассказов с изменением условий взаимодействия литературных героев (их возраста, статуса, времени действия, социальных ролей). Существенное внимание по данному направлению формирования гендерной толерантности мы уделяли проведению дискуссий, потенциальные воспитательные возможности которых были рассмотрены в исследовании О.В.Прозументик. Новизна проведенного исследования состоит в определении качественных характеристик гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, ее места в генезисе полоролевой социализации периода дошкольного детства, в изучении воспитательных возможностей народной культуры в процессе ее формирования, разработке модели организации педагогического процесса по формированию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры.
×

About the authors

Sergey Borisovich Fadeev

Perm State Humanitarian and Pedagogical University

Email: slai_86@mail.ru
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Preschool Pedagogy and Psychology

References

  1. Проект Федерального государственного стандарта дошкольного образования. М., 2013.
  2. Фадеев С.Б. Проект «Формирование гендерной толерантности посредством использования народной культуры» // Инновационные проекты в дошкольном образовании: Сб. мат-лов по итогам конкурса среди ДОУ г. Перми / Департамент образования администрации г. Перми, МОУ ДОВ «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми. Пермь, 2010.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies