Organization of monitored self study activities in information and education based university environment

Abstract


The article raises the problem of organization of controlled independent activities of university students and their monitoring in informational and educational environment of the university. The paper speculates on the concept of monitored independent activities of students, covers the principles of its organization at the university. The author describes the components of information and educational environment of the university, information services which allow facilitation of controlled independent activities of students in the information and educational environment of the university.

Full Text

Развитие информационного общества ведет к внедрению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности человека. Социальный заказ общества и государства ставит перед системой высшего профессионального образования (ВПО) задачу формирования самостоятельной, ответственной личности, способной к решению профессиональных и социальных задач, в том числе и с применением средств ИКТ. В связи с этим особое значение приобретает процесс информатизации образования, ориентированный на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой создания и использования научно-методических разработок в области ИКТ [2. С. 10]. В основе современной системы ВПО лежит компетентностный подход, одной из составляющих которого является создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных задач, определяющих содержание образования. В федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) особое внимание уделяется организации внеаудиторной работы студентов с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения, направленных на формирование и развитие профессиональной компетентности обучающихся, что ведет к увеличению в основных образовательных программах доли самостоятельной работы как формы организации учебной деятельности (Н.Г.Дайри, Б.П.Есипов, А.С.Лында, Т.И.Шамова). Вопросы достижения учебных задач в самостоятельной работе студентов в процессе осуществления ими самостоятельной деятельности рассматриваются в работах А.С.Берберян, Н.Б.Буртонова, Л.А.Введенской, В.А.Гаврилова, С.М.Годник, С.Ж.Гончарова, Л.П.Давыдова, Л.Г.Дидковской, Л.П.Дидуренко, А.А.Дорофеева, Н.Т.Журавской, Е.В.Змиевской, А.В.Конышева, Т.Ю.Кротенко, В.С.Листенгартен, Е.И.Мещерякова, Т.И.Рицкова, М.В.Рыбакова, B.L.Goldshmid, J.P.Russel и др. Под самостоятельной деятельностью студентов будем понимать процесс и результат взаимодействия преподавателя и студентов для создания условий успешного продвижения студентов к более высокому уровню знаний и умений в изучаемой предметной области при постоянном снижении внешнего и усилении внутреннего контроля за этим процессом и его результатом. Самостоятельная деятельность студента является основой вузовского образования, формирует готовность к самообразованию, создает базу для непрерывного образования. Самостоятельная деятельность способствует развитию у студентов потребности в саморазвитии и самоизменении. Организация самостоятельной деятельности студентов предполагает осуществление педагогической коррекции образовательного процесса, включая контроль самостоятельной деятельности студентов. В последние годы особое значение приобретает организация самостоятельной деятельности студентов в условиях использования электронных образовательных ресурсов, развития дистанционного и смешанного обучения, что нашло свое отражение в работах Н.А.Александровой, Н.В.Барановой, С.Г.Гусевой, М.П.Данчук, Е.Г.Ждановой, Д.А.Занозина, Е.В.Захаровой, А.С.Елизарова, Т.И.Рицковой и др. Основные направления использования средств ИКТ в деятельности педагогов образовательных учреждений различного типа рассматриваются в работах Я.А.Ваграменко, И.Е.Вострокнутова, М.И.Коваленко, О.А.Козлова, В.Л.Матросова, И.Ш.Мухаметзянова, Н.И.Пака, И.В.Роберт, А.Н.Тихонова и др. Вместе с тем, в них недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с организацией преподавателями самостоятельной деятельности студентов и осуществления ее контроля. Вопросы контроля самостоятельной деятельности студентов поднимаются в работах Л.А.Введенской, Н.Т.Журавской и др. Однако в данных работах не в полной мере отображены вопросы осуществления контроля со стороны преподавателей в условиях информатизации образования. Процесс информатизации образования в условиях компетентностого подхода предъявляет новые требования к профессиональной подготовке педагогов в области организации контролируемой самостоятельной деятельности студентов (КСДС), под которой будем понимать организованные преподавателем процесс и результат информационного взаимодействия со студентами, направленный на усвоение обучающимися содержания образования, предусматривающий поэтапный и итоговый контроль за процессом и результатом этой деятельности, а также консультирование со стороны обучающего, в том числе средствами ИКТ. Основываясь на исследованиях, посвященных самостоятельной деятельности студентов (С.М.Годник, И.А.Зимняя, В.С.Листенгартен, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Турбина), к компонентам контролируемой самостоятельной деятельности студентов будем относить: содержательный (определение познавательной задачи, цели учебной деятельности), процессуальный (подбор, определение, применение способов действий, ведущих к результату), мотивационный (потребность в новых знаниях, способствующих самообразованию и осознанию деятельности), контролирующий (поэтапный и итоговый самоконтроль и самоанализ результата деятельности). Организация КСДС должна осуществляться с учетом следующих традиционных принципов обучения: системности, систематичности, последовательности, преемственности, доступности, наглядности. При этом организация КСДС предусматривает ряд принципов применительно к ее особенностям: · рефлексии; · сознательности и активности; · соответствия индивидуальным и возрастным особенностям студентов; · самостоятельности; · профессиональной направленности; · сочетания внутреннего и внешнего контроля; · положительной мотивации; · проблемности; · адаптивности; · изучения способов информационной деятельности, достаточных для самообразования. В современных вузах подобный процесс организации КСДС осуществляется в условиях информационно-образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения. Вслед за Я.А.Ваграменко, И.Е.Вострокнутовым, Г.Л.Ежовой, О.А.Козловым, Т.А.Лавиной, Л.П.Мартиросян, И.Ш.Мухаметзяновым, Н.И.Паком, Ю.А.Прозоровой, И.В.Роберт, А.Е.Шухманом под информационно-образовательной средой вуза будем понимать совокупность взаимосвязанных условий, способствующих возникновению и развитию информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством интерактивных информационных и коммуникационных технологий [3. С. 13—14]. Вопросы организации информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса в информационно-образовательной среде вуза рассматриваются С.Г.Данилюком, О.А.Козловым, Л.П.Мартиросян, И.Ш.Мухаметзяновым, А.А.Павловым, И.В.Роберт, Ю.А.Романенко, В.И.Сердюковым, Л.Л.Босовой, Г.Л.Ежовой, В.А.Касторновой, Ю.А.Прозоровой, Д.Ю.Усенко и др. Превращение студента в субъекта, заинтересованного в результате своей деятельности, обусловливает необходимость изменения не только содержания высшего образования, но и тех условий, при которых оно реализуется, — учебного сопровождения образовательного процесса, учебно-методического обеспечения образовательного процесса, технологического обеспечения учебного процесса, актуализации самостоятельной деятельности студентов и преподавателей в учебном процессе высшей школы (А.М.Анохин, В.И.Богословский, В.В.Краевский, В.М.Монахов, П.К.Пидкасистый, В.В.Сериков, В.А.Сластёнин и др.). Исходя из вышесказанного можно выделить следующие задачи ИОС вуза [1. С. 43]: 1) использование в учебном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий в соответствии с реальными требованиями к профессиональному образованию; 2) исследование и реализация современных технологических и методических подходов представления информации в сочетании с традиционными методами обучения; 3) обеспечение доступности учебно-методических материалов; 4) интенсификация учебного процесса и формирование знаний и умений обучаемых, что является основой повышения качества знаний; 5) развитие дидактических возможностей ИОС вуза на основе использования ИКТ; 6) использование современных информационных технологий в консалтинговых услугах и обеспечении трудоустройства студентов. Примерами составляющих ИОС вуза являются административный портал, социально-образовательная сеть, электронно-библиотечная система вуза. Административный портал вуза представляет собой корпоративный информационный портал, объединяющий информационные системы вуза и обеспечивающий персонифицированный и настраиваемый интерфейс, дающий возможность пользователям взаимодействовать друг с другом, находить и использовать соответствующие приложения и информационные ресурсы в информационно-образовательной среде вуза в соответствии со своими интересами, задачами, функциональными обязанностями. К информационным сервисам административного портала вуза относятся: · Предоставление студентам доступа к учебно-методическим материалам по дисциплинам: аттестационным тестам, глоссариям, конспектам лекций, полным курсам лекций, методическим рекомендациям, наглядным пособиям, перечням вопросов к зачетам и экзаменам, перечням рекомендуемой литературы, перечням тем курсовых работ, планам семинарских занятий, пояснительным запискам, практикумам, презентациям к курсам, программам госэкзаменов, программному обеспечению практики, рабочим программам дисциплин, решебникам, справочным (хрестоматийным) изданиям, тестам, контрольным заданиям, учебникам, учебным пособиям, учебно-методическим планам курсов, учебным планам, электронным учебным пособиям, электронным учебникам, электронным учебникам с практикумом. · Осуществление информационного поиска в библиотеке учебно-методических ресурсов путем задания следующих опций: название, автор, тематика, категория. · Предоставление доступа к образовательным программам ФГОС. · Предоставление доступа к учебным планам профилей по направлениям подготовки. · Создание и наполнение информационными ресурсами вариативных (элективных) дисциплин. · Предоставление доступа к нормативным актам. · Получение доступа к электронному расписанию занятий. Социально-образовательная сеть вуза является информационно-коммуникационным порталом поддержки образовательной деятельности вуза, построенным по принципам социальной сети и предоставляющим общие и специализированные средства для работы руководителей, преподавателей и студентов. Социально-образовательная сеть вуза предоставляет следующие информационные сервисы: · Размещение материалов (презентаций к лекциям, заданий, УМК, конспектов лекций, методических пособий, документов, статей, рабочих программы дисциплин, учебных пособий и т.д.) с возможностью предоставления доступа к ним отдельным пользователям, учебным группам или прикрепление их к одной или ряду читаемых дисциплин. · Работа с учебными группами студентов путем размещения на странице группы информации (сервисы «Новости» и «Форумы»), рассылки сообщений всем студентам группы. · Ведение журналов оценок по дисциплинам с возможностью задания диапазона дат, указания списка работ, обязательных для выполнения студентами, определения шкалы баллов и сроков сдачи. · Задание контрольных работ по дисциплинам для учебных групп с возможностью размещения материалов, распределения вариантов, отслеживания, последующим внесением замечаний и использования средств интерактивного взаимодействия для исправления ошибок. · Организация онлайн- и офлайн-консультаций по дисциплинам. Под электронно-библиотечной системой (ЭБС) будем понимать совокупность используемых в образовательном процессе электронных документов, объединенных по тематическим и целевым признакам, снабженную дополнительными сервисами, облегчающими поиск документов и работу с ними, и соответствующую всем требованиям ФГОС ВПО и иных нормативных правовых актов. К основным информационным сервисам ЭБС относятся: · предоставление каждому обучающемуся неограниченного доступа к размещенным в ней электронным образовательным ресурсам (ЭОР); · осуществление поиска ЭОР посредством использования тематического каталога и средств расширенного поиска. Вышеописанные составляющие ИОС вуза предоставляют преподавателям широкие возможности для организации самостоятельной деятельности студентов и осуществления информационного взаимодействия с ними. Таким образом, информационно-образовательная среда вуза позволяет комплексно подойти к проблеме организации самостоятельной деятельности студентов при непосредственном и опосредованном контроле со стороны преподавателей. При этом возникает задача организации КСДС в условиях ИОС вуза. Научно организованная КСДС в условиях ИОС вуза позволяет использовать ресурсное время внеаудиторной работы обучающихся с наиболее высокой результативностью, решая одновременно проблему повышения качества вузовского образования.

About the authors

Ekaterina Nikolaevna Pytel

Southern Federal University

Email: katip@bk.ru

assistant of the department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics

References

  1. Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2005.
  2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. М., 2010.
  3. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2009.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies