Communicative competence as a part of willingness for pedagogical innovation activities

Abstract


The article is devoted to the psychological characteristics of communicative preparation of future teachers for innovation activities. The article gives a detailed analysis of the content and structure of the teacher’s communicative competence. Psychological features of teacher’s communicative preparation in the process of innovative activities were substantiated. The results of empirical research are given. Were analyzed levels of the expression communicative and organizational skills, level of the expression of the future teacher’s sociability.

Full Text

Актуальность исследования. Современный период развития общества, обновление всех сфер его социальной и духовной жизни требуют от высшей школы качественно нового уровня подготовки специалистов. Это обусловливает непосредственный интерес психологов к проблеме, связанной с педагогической инновационной деятельностью и инновационными процессами. Активно продолжаются исследования психологических механизмов восприятия нового участниками инновационного процесса, развиваются представления психологов о феномене психологической готовности к инновациям. Перспективным направлением продолжения этих исследований можно считать изучение особенностей действия психологических механизмов формирования готовности к инновационной деятельности в различных подсистемах профессионального взаимодействия и определение возможностей их развития в процессе профессиональной переподготовки с применением методов активного социального обучения (С.Д.Максименко, В.А.Моляко, О.М.Лактионов, А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина). Однако, одним из важнейших условий формирования психологической готовности личности к инновационной деятельности в вузе является соответствующий уровень сформированности ее структурных компонентов. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно наблюдать множество взглядов на компонентный состав психологической готовности личности к инновационной деятельности. Проблемой психологической готовности к инновационной деятельности занимались многие ученые. Это исследования таких психологов, как: В.Борев, А.Брудный, А.Деркач, В.Кан-Калик, А.Коваленко, А.Леонтьев, А.Назаретян, В.Петренко, Е.Селезнева, Ю.Шерковин, Г.Балл, А.Дусавицький, М.Заброцкий, Г.Костюк, В.Клименко, С.Максименко, С.Мусатов, М.Савчин, В.Семиченко, Н.Чепелева и другие [7]. Как пример междисциплинарного подхода к проблеме готовности к инновационной деятельности можно привести работы педагогов, среди которых: Л.Кондрашова, В.Моляко, Т.Сущенко, Г.Тарасенко и другие [3]. Однако, несмотря на численность научных разработок по вопросам готовности к инновационной деятельности, проблема коммуникативной компетентности как составляющей готовности к инновационной деятельности еще не была предметом специального исследования именно в процессе первичной профессионализации — это и является целью представленного исследования. Согласно цели, нами были определены задачи исследования: теоретически проанализировать и эмпирически исследовать психологические особенности коммуникативной подготовки будущего педагога к инновационной деятельности. Динамика развития современного общества обусловливает интенсивные поиски образовательных технологий формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Именно коммуникативная компетентность педагога является важной составляющей формирования его профессиональной компетентности. В практическом аспекте решение этой проблемы обеспечивает повышение уровня эффективности социально-педагогической деятельности. Помощь специалисту в овладении средствами эффективного воздействия на личность как основой продуктивного взаимодействия является приоритетной задачей в подготовке будущего педагога к профессиональной деятельности. Закономерным результатом профессиональной подготовки в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных и других составляющих выступает коммуникативная компетентность педагога. Начиная с 90-х годов прошлого века, научная категория «коммуникативная компетентность» в системе педагогического образования становится предметом специального всестороннего исследования (Г.А.Балл, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, С.Д.Максименко, Л.М.Митина, Л.А.Петровская, Е.В.Руденский, Ю.Н.Емельянов и др.) [3]. В научных доработках представляются модели формирования коммуникативной компетентности как конечный результат профессиональной подготовки. Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано А.А.Бодалевым и трактовалось как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [3]. В научных трудах понятие «компетентность» трактуется по-разному: и как синоним профессионализма, и как одна из его составляющих. Так, Л.А.Петровская указывает, что коммуникативная компетентность предполагает понимание мотивов, намерений, стратегий поведения, фрустрации партнеров по общению, социально-психологических проблем взаимосвязи, овладение техниками общения. По результатам своих исследований коммуникативной компетенции автор предлагает конкретные специальные формы тренингов для формирования этого свойства личности специалиста [4]. В педагогической деятельности общение играет ведущую роль, являясь основным средством, с помощью и в процессе которого реализуются профессиональные задачи. Таким образом, эффективность общения предполагает знание всех его компонентов, обеспечивающих коммуникативную компетентность будущего педагога. Согласно этому, Н.Ю.Бутенко рассматривает коммуникативную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, включающую функции общения и особенности коммуникативного процесса, виды общения и основные его характеристики, средства общения (вербальные и невербальные), репрезентативные системы и ключи доступа к ним, виды слушания и техники его использования; специфику взаимодействия с различными собеседниками; формы и методы делового взаимодействия; технологии и приемы воздействия на людей, методы генерирования идей и интеграции людей для конструктивной коммуникации; самопрезентации и стратегию успеха. Развитие коммуникативной компетентности, по мнению ученого, является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности [5]. По нашему мнению, содержание коммуникативной компетентности педагога составляют: — компетентность в осуществлении перцептивного, коммуникативного и интерактивного аспектов профессионального общения; — компетентность в реализации субъект-субъектного взаимодействия с партнерами по общению; — компетентность в решении как продуктивных, так и репродуктивных задач общения; — компетентность в реализации как поведенческого, операционно-инструментального, так и личностного уровней общения. Психологическими особенностями коммуникативной подготовки педагога в процессе инновационной деятельности являются: теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений, законов логики и аргументации; профессиональная подготовка, в том числе речевого этикета; внедрение коммуникативных технологий. Психологическое содержание понятия «профессиональная готовность» основывается на таких характеристиках личности, как ее способности и профессионально важные качества. Несмотря на многообразие конкретных толкований понятия готовности, большинство авторов придерживаются мнения, что она является особым активно-действенным состоянием. Кроме существования готовности как психического состояния, она проявляется и как устойчивая характеристика личности. Эта стабильная, устойчивая готовность действует постоянно и является важнейшей предпосылкой успешной деятельности. Именно такая готовность является наиболее важной в условиях инновационной деятельности. Готовность к инновационной педагогической деятельности — особое личностное состояние, которое предполагает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии. Она является основой активной общественной и профессионально-педагогической позиции субъекта, которая побуждает к инновационной деятельности и способствует ее производительности. Успешность инновационной деятельности предполагает, что педагог осознает практическую значимость различных инноваций в системе образования не только на профессиональном, но и на личностном уровне. Однако включение педагога в инновационный процесс часто происходит спонтанно, без учета его профессиональной и личностной готовности к инновационной деятельности. Одним из важнейших условий формирования психологической готовности личности к инновационной деятельности в вузе является соответствующий уровень сформированности ее структурных компонентов. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили следующую структуру готовности студентов педвузов к инновационной деятельности: наличие мотивационного, когнитивного, коммуникативного, эмоционального-волевого и рефлексивного компонентов. Остановимся подробнее на исследовании именно коммуникативной компетентности как составляющей готовности к педагогической инновационной деятельности. Исследование психологических особенностей коммуникативной подготовки будущего педагога проводилось на базе Мукачевского государственного университета в период прохождения производственно-диагностической практики в учебных заведениях. Выборку составляли студенты педагогического факультета по специальности «Начальное обучение» МГУ в составе 105 человек. В исследовании принимали участие студенты 1-х (30 студентов), 3-х (30 студентов), 5-х (25 студентов) курсов и студенты 2-го курса (по сокращенной программе обучения) в количестве 20 человек. Предполагалось, что наибольший уровень развития коммуникативной компетентности должны показать студенты 2-го курса (по сокращенной программе обучения), ведь они задействованы в инновационном (интерактивном) процессе во время учебы в вузе, составляющей которого является коммуникация, а также студенты-выпускники, которые максимально приближены к будущей профессиональной деятельности. Для определения уровней проявления коммуникативных и организаторских способностей будущего педагога нами была применена методика выявления «Коммуникативных и организаторских способностей» (КОС). Коммуникативные и организаторские способности являются необходимым компонентом и условием развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением между людьми, с организацией коллективной работы. Они — важный фактор в развитии педагогических способностей. Целью обработки результатов является получение индексов коммуникативных и организаторских способностей. В результате проведенного исследования по данной методике все студенты были разделены на пять групп: с высоким (очень высокий уровень, высокий уровень); средним; низким (ниже среднего, очень низкий) уровнями проявления коммуникативных и организаторских способностей. Для выявления динамики и основных тенденций при подготовке будущих учителей сравним развитие коммуникативных и организаторских способностей в течение всего обучения. Показатели динамики развития коммуникативных способностей в течение всего обучения представлены на рис. 1. Рис. 1. Развитие коммуникативных способностей студентов специальности «Начальное обучение»: 1 — низкий уровень, 2 — ниже среднего, 3 — средний, 4 — высокий, 5 — очень высокий Показатели динамики развития организаторских способностей в течение всего обучения представлены на рис. 2. Рис. 2. Развитие организаторских способностей студентов специальности «Начальное обучение»: 1 — низкий уровень, 2 — ниже среднего, 3 — средний, 4 — высокий, 5 — очень высокий Обобщая представленные результаты, отметим следующие тенденции: 1. На протяжении обучения в высшем учебном заведении студенты характеризуются снижением уровней проявления коммуникативных способностей, т.е. существует отрицательная тенденция формирования данных способностей. В частности, высокий уровень развития коммуникативных способностей отмечен у студентов 1-го курса — 33% (13% очень высокий, 20% высокий), у студентов 3-го курса — 30% (10% очень высокий, 20% высокий), у студентов 5-го курса — 28% (12% очень высокий, 16% высокий). 2. Сравнивая показатели развития коммуникативных и организаторских способностей, мы видим, что уровень развития организаторских способностей несколько ниже. В частности, средний уровень развития коммуникативных и организаторских способностей зафиксирован у студентов 1-го курса (27% и 20% соответственно), у студентов 3-го курса (27% и 20% соответственно), у студентов 5-го курса (24% и 16% соответственно). 3. Для выпускников характерна очень высокая доля низкого уровня как коммуникативных, так и организаторских способностей. Низкий уровень коммуникативных способностей отмечен у студентов 1-го курса — 40% (23% низкий, 17% ниже среднего), 3-го курса — 43% (27% низкий, 16% ниже среднего), 5-го курса — 48% (24% низкий, 24% ниже среднего). Низкий уровень организаторских способностей отмечен у студентов 1-го курса — 60% (23% низкий, 37% ниже среднего), 3-го курса — 53% (20% низкий, 33% ниже среднего), 5-го курса — 60% (36% низкий, 24% ниже среднего). 4. Сравнивая результаты студентов-выпускников и студентов 2-го курса (по сокращенной программе обучения) по данным показателям, видим следующее. У студентов, обучающихся по сокращенной программе обучения, уровни выраженности показателей намного лучше по сравнению со студентами 5-го курса. В частности, низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей у студентов 5-го курса составляет 48% и 60% соответственно, 2сп —30% и 40% соответственно; показатели среднего уровня у студентов 5-го курса — 24% и 16%, у студентов 2сп — по 30%; высокий уровень проявления у выпускников — 28% и 24%, в 2сп — 40% и 30% соответственно. Это можно проинтерпретировать вовлеченностью студентов 2сп курса в интерактивный процесс, составляющей которого является коммуникация. Все это свидетельствует о неудовлетворительном состоянии готовности будущих учителей к профессиональной деятельности и необходимости коррекции и психологического сопровождения этого процесса во время учебы в вузе. Ведь коммуникативные и организационные способности являются необходимым компонентом и условием развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением между людьми, с организацией коллективной работы. Они — важная цепочка в развитии педагогических способностей. Для диагностики общего уровня коммуникабельности нами был использован тест Ряховского. Респондентами, как и в предыдущих случаях, выступили студенты педагогического факультета. Результаты исследования студентов по тесту наглядно представлены на рис. 3. Полученные результаты методики диагностики общего уровня коммуникабельности имеют следующий вид: 1-й курс Хсредн. = 13,03 (σ = 3,29), 3-й курс Хсредн. = 13,17 (σ = 3,33), 5-й курс Хсредн. = 12,56 (σ = 2,86) и 2-й курс (сокращенная программа обучения) Хсредн. = 14,05 (σ = 2,74). Можно сделать вывод, что у студентов 2-го курса (по сокращенной программе обучения) нормальный уровень коммуникабельности (14—18 баллов), т.е. студенты любознательны, достаточно терпеливы в общении с другими, умеют без лишней вспыльчивости отстаивать свою позицию, высказывать свое мнение по различным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми и любят участвовать в различных дискуссиях. Это очень хорошие качества, которые помогут студентам развиваться в профессиональном плане. Рис. 3. Результаты средних значений и стандартных отклонений по тесту В.Ф. Ряховского У студентов 1-го, 3-го и 5-го курсов наблюдается достаточно высокий уровень коммуникабельности (9—13 баллов). Это означает, что они достаточно общительны, иногда излишне, готовы прийти на помощь, не оценивая собственных возможностей; характеризуются низким проявлением терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. Как видим, студенты-выпускники характеризуются достаточно высоким уровнем коммуникабельности, что может повредить формированию позиции педагога в общении с учениками. Наиболее оптимальный уровень коммуникабельности отмечен у студентов 2-го курса (сокращенная программа обучения). Это можно объяснить вовлеченностью их в инновационный процесс во время учебы, что является основой формирования коммуникативных умений. Таким образом, с целью развития коммуникативной компетентности студентов как составляющей готовности к педагогической инновационной деятельности следует реализовывать программу коррекционных воздействий именно во время учебы в вузе. Что и является перспективой нашего исследования.

About the authors

Svetlana Ivanovna Almashi

Mukachevo State University

Email: s.ylinec@mail.ru

assistant of the Department of Psychology

References

  1. Алексеева В. Коммуникативная компетентность как условие успешной работы социального педагога // Социальный педагог. 2010. № 9 (45).
  2. Балик Н. Каким должно быть инновационное обучение в педагогическом университете // Практическая психология и социальная работа. 2008. № 2.
  3. Заброцкий М.М. Коммуникативная компетентность учителя: сущность и пути формирования. Киев, 2000.
  4. Заброцкий М.М. Технология развития коммуникативной компетентности учителя // Практическая психология и социальная работа. 2007. № 1.
  5. Корнияка О.М. Эмпирическое изучение культуры общения как структурного компонента психологической готовности студента к педагогической деятельности // Практическая психология и социальная работа. 2008. № 10.
  6. Лысянская Т.Н. Педагогическая психология: практикум. М., 2009.
  7. Семиченко В.А. Психология общения. М., 2007.
  8. Щербан Т.Д. Психология учебного общения. Киев, 2004.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies