Evaluation criteria to assess level of ICT-competence building in the course of training bachelor students in “Pedagogical education”

Abstract


The article discusses the use of blended learning technologies to build ICT-based competences of future bachelor students in “Pedagogical education”, as part of studying «Information Technologies in Education» discipline and presents criteria to evaluate a level of the competence. The author also defines levels of formation of each criterion, describes the indicators of each criterion as well as methods of their assessment.

Full Text

Информатизация образования обусловливает изменение организационных форм и методов обучения, реструктуризацию содержания учебных курсов, интеграцию некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных курсов и, как следствие, структуры и содержания образования. По мнению И.В.Роберт, информатизация образования приводит к развитию операционального, эмоционально-образного, теоретического стиля мышления, способствует становлению самостоятельного интеллектуального потенциала обучаемых. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» направлены на формирование компетенций, ориентированных на использование средства ИКТ в профессиональной деятельности. Анализ ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» показал, что формирование компетенций в области ИКТ происходит в рамках одной дисциплины «Информационные технологии в образовании», которая входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла и на которую отводится два кредита. Недостаточность времени и объема дисциплины для формирования компетенций в области ИКТ делает актуальной разработку элективных курсов, направленных на формирование этих компетенций в рамках вариативной части. Одной из технологий, позволяющей варьировать различные подходы в области обучения ИКТ, является технология смешанного обучения. Под смешанным обучением (blended learning) понимают: — объединение традиционных форм обучения — работы в аудиториях, изучения теоретического материала — с дистанционными, например, обсуждением посредством электронной почты и интернет-конференций; — комбинацию различных технологий, подходов и методик обучения[3]; — сочетание способов доставки знаний. Анализ содержания компетенций, представленных в ФГОС ВПО, позволил выделить критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности в процессе обучения будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование»: · К1 — поиск информации и освоение новых программных продуктов; · К2 — использование технологии обработки числовой и текстовой информации в учебном процессе; · К3 — создание дидактических материалов; · К4 — создание традиционных учебно-методических пособий; · К5 — методика использования электронных образовательных ресурсов на проблемно-модульной основе (презентации по теме проекта); · К6 — подбор контента для электронных образовательных ресурсов; · К7 — использование презентационной технологии в организации учебной деятельности; · К8 — организация виртуального пространства профессиональной деятельности. Критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности и отражающие их измеряемые показатели, а также методы оценки этих показателей представлены в таблице 1. К методам измерения показателей были отнесены: · оценка выполнения контрольного задания (преподаватель дает общее задание на занятиях студентам и в конце занятия оценивает выполненное задание) — выполнение задания оценивается преподавателем в диапазоне от 1 до 5 баллов; · оценка самостоятельной работы студентов (студенты выполняют задание, данное преподавателем, дома, а на занятиях преподаватель оценивает выполненное задание) — выполнение задания оценивается преподавателем в диапазоне от 1 до 5 баллов; · устный опрос студентов — ответ на вопрос оценивается преподавателем в диапазоне от 1 до 5 баллов; · тестовая оценка знаний — дается 10 тестовых заданий, каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальная оценка — 10 баллов; · оценка выполнения лабораторной работы — выполнение и защита лабораторной работы оценивается в диапазоне от 1 до 8 баллов (за каждое задание по 1 баллу). Таблица 1 Критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование» Критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности Измеряемые показатели Методы измерения показателей К1. Поиск информации и освоение новых программных продуктов Способность находить, передавать продуцируемую учебную информацию с использованием средств ИКТ Оценка выполнения контрольного задания Способность осваивать новые программные продукты, приспосабливать их функции к решению профессиональных задач, судить о качестве репрезентативности программного продукта Оценка выполнения контрольного задания К2. Использование технологии обработки числовой и текстовой информации в учебном процессе Готовность разрабатывать и представлять результаты учебного исследования средствами табличного и текстового редакторов Оценка самостоятельной работы студентов К3. Создание дидактических материалов Умение разрабатывать структуру дидактических материалов развивающего характера в соответствии с этапом работы в проекте Оценка выполнения контрольного задания Умение разрабатывать и представлять дидактические материалы средствами текстового редактора, применять нестандартные, развернутые дидактические материалы: кроссворды, викторины, дидактические карточки, тесты Оценка выполнения контрольного задания Способность студентов обосновывать собственный выбор возможностей текстового редактора для представления дидактических материалов Устный опрос студентов К4. Создание традиционных учебно-методических пособий Способность разрабатывать учебно-методическое пособие по теме своего проекта, где материал должен быть представлен с учетом эргономических требований Оценка выполнения контрольного задания Способность создавать макеты учебно-методических пособий в редакторе создания публикаций Оценка самостоятельной работы студентов К5. Методика создания и использования электронных образовательных ресурсов на проблемно-модульной основе (презентации по теме проекта) Знание различных видов электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Тестовая оценка знаний Способность создавать и использовать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на проблемно-модульной основе Оценка выполнения лабораторной работы Готовность разрабатывать методические рекомендации, отображающие самые важные моменты организации проекта Оценка самостоятельной работы студентов К6. Подбор контента для электронных образовательных ресурсов Умение владеть методами поиска в нескольких поисковых системах и выбирать оптимальную решаемой задаче систему Оценка самостоятельной работы студентов Умение сохранять страницы и ссылки на ресурсы и составлять краткую аннотацию к ссылкам Оценка выполнения лабораторной работы Способность структурировать и оформлять материалы, необходимые для выполнения проекта Оценка самостоятельной работы студентов К7. Использование презентационной технологии в организации учебной деятельности Способность применять в макете презентации авторский стиль оформления, а не использовать готовые шаблоны Оценка самостоятельной работы студентов Умение создавать презентацию по теме исследования (с позиции разработчика) Оценка самостоятельной работы студентов Способность проводить исследование согласно системе самостоятельно сформулированных целей и задач Оценка выполнения контрольного задания К8. Организация виртуального пространства профессиональной деятельности Умение создавать сайт с использованием программы создания публикаций и систематизировать материалы, входящие в состав портфолио, для представления их на сайте Оценка самостоятельной работы студентов На основании обозначенных в таблице 1 критериев оценки сформированности ИКТ-компетентности были определены уровни сформированности ИКТ-компетентности будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Низкий — минимально допустимый уровень ИКТ-компетентности будущего учителя, отражающий его способность использовать знакомые средства ИКТ при работе над проектом. Для учителя, обладающего данным уровнем компетентности, характерен, в основном, репродуктивный вид деятельности. Средний — оптимально необходимый уровень ИКТ-компетентности учителя, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно использовать средства ИКТ в учебном процессе. Высокий — перспективный уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его знания в области ИКТ, готовность использовать постоянно обновляющийся инструментарий ИКТ как в собственном профессиональном становлении, так и в учебно-воспитательном процессе. Определим уровни сформированностти ИКТ-компетентности в баллах по каждому критерию (табл. 2). В каждом критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности было выделено максимальное значение баллов и для каждого уровня установлено определенное количество баллов. Таблица 2 Уровни сформированности ИКТ-компетентности будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование в баллах Критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности Уровни сформированностти ИКТ-компетентности в баллах высокий средний низкий К1: максимальное значение — 10 баллов. 9—10 6—8 4—5 К2: максимальное значение — 5 баллов 5 4 2—3 К3: максимальное значение — 15 баллов 13—15 10—13 6—9 К4: максимальное значение — 10 баллов 9—10 6—8 4—5 К5: максимальное значение — 18 баллов 16—18 13—15 9—12 К6: максимальное значение — 18 баллов 16—18 13—15 9—12 К7: максимальное значение — 15 баллов 13—15 10—13 6—9 К8: максимальное значение — 5 баллов 5 4 2—3 В таблице 3 представлена процентная характеристика уровней сформированности ИКТ-компетентности при обучении будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Таблица 3 Уровни сформированности ИКТ-компетентности будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование в процентах Уровни сформированности ИКТ-компетентности Низкий Х < 53% Средний 53% Х < 87% Высокий Х87% Процентная характеристика Х рассчитывалась по следующей формуле: , где m — количество набранных баллов, n — максимальный балл в критерии. Процентная характеристика успешности выбрана на основе принятой в настоящее время рейтинговой шкалы оценивания учебной деятельности студентов. Обозначенные и охарактеризованные уровни и определяющие их критерии оценки сформированности ИКТ-компетентности показали свою объективность в опытно-экспериментальной деятельности. Результаты соотнесения оценки ИКТ-компетентности будущих бакалавров продемонстрировали достоверность применямых оценочных методик и значимость сформированности ИКТ-компетентности.

About the authors

Vera Ivanovna Petrova

Southern Federal University

Email: petrova_wera@mail.ru

post-graduate student of the department of Information technologies and methods of teaching science

References

  1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты) / Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2008.
  2. Сердюков В.И. О количественном оценивании достоверности результатов автоматизированного контроля знаний // Информатика и образование. 2010. № 3.
  3. Тихомирова Е.В. Формирование эффективной стратегии смешанного корпоративного обучения // Смешанное и корпоративное обучение: Труды Всероссийского научно-методического симпозиума. Ростов н/Д, 2007.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «050100 — Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.
  5. Хеннер Е.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. № 12.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies