Current trends in informatization of society

Abstract


The article describes the main ways of informatization of everyday life, examples of processes affected by computerization, and a description of new opportunities that people obtained.

Full Text

С появлением в 1981 г. первого семейства персональных компьютеров IBM PC человечество шагнуло в новую для себя эру — эру информатизации, позволившей автоматизировать не только процессы накопления, обработки и передачи информации, профессиональную деятельность человека, но и его повседневную жизнь, основательно её изменив. Что поменялось в жизни людей с приходом информационных технологий? Ответ на этот вопрос проиллюстрируем несколькими примерами: - безналичные расчёты; - приобретение товаров и услуг с помощью глобальной компьютерной сети; - новые формы и виды связи, общения, досуга; - модификация подходов к организации учебного процесса и проведению занятий в школе, вузе; - изменение принципов взаимодействия государства и гражданина. Рассмотрим некоторые примеры более подробно. Новые формы и виды связи, общения, досуга: - IP-телефония с функцией передачи аудио- и видеосигнала, организации телеконференций (Sipnet, Skype, QIP, Mail.Ru Агент); - бесплатные сервисы обмена текстовыми сообщениями (ICQ, mIRC, QIP, Mail.Ru Агент, в том числе их мобильные версии); - цифровое интерактивное телевидение; - подписка через веб-сайты кинокомпаний на просмотр художественных фильмов, в том числе и только что вышедших в прокат. В настоящее время сетевая телефония становится все более распространенной, оставляя фиксированную связь в прошлом. Это достигается, прежде всего, удобством пользования услугой и низкой её стоимостью при отсутствии периодических платежей. Для активизации услуги требуется простая регистрация и наличие специального программного продукта, который легко скачивается с сайта поставщика. Организация сетевого общения возможна при наличии доступа в Интернет, веб-камеры и микрофона. Наряду с этим абоненты одного сетевого оператора могут общаться друг с другом бесплатно, а современные тенденции этого сервиса заключаются в его объединении с известными платформами, предназначенными для общения в глобальной сети (QIP, Mail.Ru Агент). Всё это делает IP-телефонию весьма привлекательной в глазах потенциальных пользователей. Что касается времени досуга, то сегодня эта сфера жизни тоже ощущает на себе влияние информатизации. Не так давно отечественные провайдеры предложили пользователям услугу «Цифровое интерактивное телевидение» — многообразие интерактивных функций телевидения, в сравнении с эфирным, кабельным или спутниковым телевещанием [1]: - создание списка любимых каналов, просмотр перечня каналов с электронной программой передач в меню на экране телевизора, быстрое перелистывание каналов с целью просмотра текущих программ в уменьшенном формате; - прослушивание радиостанции через телевизор; - просмотр фильмов по выбору клиента из постоянно обновляемой видеотеки в удобное для него время; - информация о погоде, курсе валют и прочее; - настройка для просмотра только тех каналов, просмотр которых, по мнению родителей, будет безопасным для детей. С приходом в дом высокоскоростного доступа в Интернет, у людей появилась возможность не только принимать качественный телесигнал, но и просматривать новинки кинопроката, не посещая кинотеатров. Такая услуга активно набирает обороты в Европе и США. Пользователь через сайт кинокомпании оформляет и оплачивает подписку на просмотр определённого фильма. После подтверждения оплаты, в течение 48 часов ему открывается доступ к просмотру. При этом трансляция идёт через сеть, а качество получаемого видеосигнала не уступает телевидению высокого разрешения. Для многих киностудий эта услуга, на фоне падающего спроса на кинотеатральный прокат и DVD-диски, является весьма перспективной. Не стоит в стороне от информатизации и образование. Происходит модификация подходов к организации учебного процесса и проведению занятий в школе и вузе. В ряде регионов России в средних школах активно апробируются и внедряются информационные среды, позволяющие [2]: - вести электронное расписание, журналы, дневники; - создавать и поддерживать ленты школьных новостей; - организовать удалённое общение учителей, учеников и родителей; - формировать и выдавать отчёты по каждому учащемуся, классу, школе в целом; - оповещать родителей об успеваемости ребёнка (через SMS, e-mail); - контролировать время прихода (ухода) ребёнка в школу (из школы) и расход денежных средств на «Карте учащегося» (предназначенной для питания) и количество совершённых по ней покупок; - организовывать удалённый доступ к информации через Интернет с разграничением прав для администрации, учителей, родителей и учеников. Работа школ под управлением подобных сред делает внутришкольные процессы открытыми, позволяет оперативно взаимодействовать всем сторонам, заинтересованным в обучении детей. Преобразования претерпевают и подходы к организации учебной деятельности школьников. В наше время перед учителем открывается целый спектр технического и программного инструментария: - персональные компьютеры с подключёнными к ним интерактивными досками; - сетевое оборудование, необходимое для проведения занятий с помощью компьютерной сети (например, при болезни ученика, в дни отмены занятий по каким-либо причинам); - программное обеспечение, ориентированное на использование в учебном процессе в качестве вспомогательного компонента в работе педагога (современные обучающие приложения способны сообщить новое знание пользователю, провести с ним практический тренинг, проконтролировать усвоение материала с детальным анализом выявленных ошибок). В опытных руках учителя, преподавателя эти помощники способны сделать занятия более познавательными, интересными, помочь вникнуть в предмет тем учащимся, кто имел до этого проблемы с восприятием материала. Изменение принципов взаимодействия государства и гражданина. Согласно утверждённым концепциям «Формирование информационного общества в России» и «Электронное правительство», органы федеральной власти страны «вошли» в глобальную сеть. Необходимость такого шага обоснована как изменившимися реалиями жизни, так и желанием государства быть мобильным в организации диалога с гражданами. Реализуются принятые концепции с помощью двух площадок: - сервер органов государственной власти России (http://gov.ru/) служит для организации доступа к электронным ресурсам всех ветвей власти в стране, к порталам и сайтам субъектов Российской Федерации и их руководителей; - портал государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru/ru/) ориентирован на работу пользователей и государственных структур в режиме он-лайн, сосредотачивает в себе все «точки соприкосновения» государств и гражданина. Логическим продолжением внедрения информационных технологий в государственное управление стало намерение руководителей страны ввести универсальную электронную карту (УЭК) как средство предоставления государственных и муниципальных услуг населению. Внедрение УЭК позволит: - производить выплаты из бюджета (пенсии, стипендии, пособия, зарплаты и др.) на счета карт; - оплачивать штрафы и налоги в бюджет, проезд, услуги связи, покупки в магазинах; - идентифицировать гражданина (карта должна стать аналогом паспорта); - заменить все виды социальных карт, а также полисы обязательного медицинского и пенсионного страхования, банковские карты. Информационно-коммуникационный прогресс не стоит на месте, способствуя развитию техники и технологий, даруя человеку возможность качественно изменить свою жизнь, трудовую деятельность, взаимоотношение с окружающими. Но те несомненные блага, приведённые выше, могут обернуться регрессом, деградацией, если использовать их бездумно или оставаться равнодушным к тем пагубным процессам, которые получили своё развитие с приходом в нашу жизнь персонального компьютера.

About the authors

Igor Alekseevich Matyuschenko

Nizhnevartovsk State University of Humanities

Email: mig20@inbox.ru

senior lecturer of the Department of Informatics and its Teaching Methodology

References

  1. Официальный сайт ОАО «Ростелеком». URL: http://www.rt.ru
  2. Официальный сайт ООО «Электронная школа». URL: http://www.e-school.ru
  3. Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/electric_card

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies