Аннотация
Описание и номинация мифологических персонажей как белых уже привлекала к себе внимание исследователей. В данной статье акцент делается на выявлении контекстных, функциональных и коннотативных синонимов определения «белый» в демонологических поверьях и нарративах. Материал славянской демононимии показал, что «белый» является основным цветообозначением мифологических персонажей. В разных контекстах синонимичными белому оказываются определения «блестящий», «искрящийся», «сверкающий», «прозрачный» и под., которые в результате разнообразных семантических процессов притягивают ряд других определений, этимологически далеких от обозначения белого цвета, но функционально или символически заменяющих его, например, «красный» или «пестрый». Предпринимается попытка показать, что культурные и фольклорные значения мифологической лексики достаточно полно отражают реконструируемые древние этимологические значения корня *běl-, включая значения «огонь», «призрак», «туман». Отчасти в статье затрагивается тема обозначения мифологических персонажей как черных, но лишь в контексте противопоставления с белыми. Ситуации оппозиции «белый – черный» в номинациях и описаниях мифологических персонажей демонстрируют, что противопоставление обусловлено преимущественно аксиологическим восприятием демонов, где белый цвет и другая лексика, обозначающая светлый спектр, маркирует положительных или нейтральных персонажей, а черный – отрицательных.