Акустические и перцептивные характеристики эмоциональной речи подростков 12–14 лет с интеллектуальными нарушениями и типичным развитием: сравнительный анализ
- Авторы: Клешнев Е.А.1, Ляксо Е.Е.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 71, № 4 (2025)
- Страницы: 609-616
- Раздел: АКУСТИКА ЖИВЫХ СИСТЕМ. БИОМЕДИЦИНСКАЯ АКУСТИКА
- URL: https://kazanmedjournal.ru/0320-7919/article/view/690842
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0320791925040106
- EDN: https://elibrary.ru/vprjtm
- ID: 690842
Цитировать
Полный текст



Аннотация
Цель исследования — изучение проявления эмоциональных состояний в речи типично развивающихся подростков и подростков с интеллектуальными нарушениями. Анализировали эмоциональную речь 25 подростков при произнесении текстов бессмыслиц в эмоциональных состояниях “радость — нейтральное — печаль — гнев — страх”. Спектрографический анализ речи детей проводили в программе “Cool Edit Pro 2.0”. Считали: длительность; значения частоты основного тона; минимальные и максимальные значения частоты основного тона; диапазон частот основного тона; значения интенсивности частоты основного тона по фразе, ударному слову и ударному гласному. Проводили перцептивный эксперимент с участием 10 взрослых аудиторов. Выявлены различия в акустических характеристиках эмоциональной речи типично развивающихся подростков и подростков с интеллектуальными нарушениями: по длительности слов и гласных; минимальным значениям частоты основного тона слов и гласных. По результатам перцептивного эксперимента показано, что типично развивающиеся подростки лучше проявляют состояния печали и гнева в голосе по сравнению с подростками с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. Клешнев
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: kleshnev.egor@gmail.com
Университетская наб. 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Е. Е. Ляксо
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kleshnev.egor@gmail.com
Университетская наб. 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Список литературы
- Juslin P.N., Laukka P. Communication of emotions in vocal expression and music performance: different channels, same code? // Psychol. Bull. 2003. V. 129. № 5. P. 770–814. https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.5.770
- Kamiloğlu R.G., Fischer A.H., Sauter D.A. Good vibrations: A review of vocal expressions of positive emotions // Psychon. Bull. Rev. 2020. V. 27. № 2. P. 237–265. https://doi.org/10.3758/S13423-019-01701-X
- Papakostas M., Siantikos G., Giannakopoulos T., Spyrou E., Sgouropoulos D. Recognizing Emotional States Using Speech Information // Adv. Exp. Med. Biol. 2017. V. 989. P. 155–164. https://doi.org/10.1007/978-3-319-57348-9_13
- Keshtiari N., Kuhlmann M., Eslami M., Klann-Delius G. Recognizing emotional speech in Persian: a validated database of Persian emotional speech (Persian ESD) // Behav. Res. Methods. 2015. V. 47. № 1. P. 275–294. https://doi.org/10.3758/S13428-014-0467-X
- Scherer K.R. Expression of emotion in voice and music // J. Voice. 1995. V. 9. № 3. P. 235–248. https://doi.org/10.1016/S0892-1997(05)80231-0
- Scherer K.R. Vocal communication of emotion: A review of research paradigms // Speech Commun. 2003. V. 40. № 2–3. P. 227–256. https://doi.org/10.1016/S0167-6393(02)00084-5
- Морозов В.П. Эмоциональный слух. Экспериментально-психологические исследования // Психол. журн. 2013. Т. 34. № 3. С. 45–62.
- Zupan B., Eskritt M. Facial and Vocal Emotion Recognition in Adolescence: A Systematic Review // Adolesc. Res. Rev. 2023. V. 1. P. 1–25. https://doi.org/10.1007/S40894-023-00219-7
- Charman T., Ricketts J., Dockrell J.E., Lindsay G., Palikara O. Emotional and behavioural problems in children with language impairments and children with autism spectrum disorders // Int. J. Lang. Commun. Disord. 2015. V. 50. № 1. P. 84–93. https://doi.org/10.1111/1460-6984.12116
- Lyakso E., Frolova O., Grigorev A., Gorodnyi V., Nikolaev A., Kurazhova A. Speech Features of 13–15 Year-Old Children with Autism Spectrum Disorders // Lect. Notes Comput. Sci. (including Subser Lect. Notes Artif. Intell. Lect. Notes Bioinformatics). 2020. V. 12335 LNAI. P. 291–303. https://doi.org/10.1007/978-3-030-60276-5_29
- Николаев А.С. Распознавание психоневрологического состояния детей с расстройствами аутистического спектра по речевым сигналам: акустические и перцептивные характеристики // Акуст. журн. 2024. Т. 70. № 3. С. 161–168. https://doi.org/10.31857/S0320791924030155
- Kleshnev E.A., Frolova O.V., Lyakso E.E. Peculiarities of the Emotions Manifestation in Speech and Facial Expressions by 7–8 Years Old Children // J. Evol. Biochem. Physiol. 2024. V. 60. № 2. P. 744–757.
- Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Гречаный С.В., Матвеев Ю.Н., Верхоляк О.В., Карпов А.А. Голосовой портрет ребенка с типичным и атипичным развитием. Под ред. Ляксо Е.Е., Фроловой О.В. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2020. 284 с.
- Lyakso E., Frolova O., Dmitrieva E., Grigorev A., Kaya H., Salah A.A., Karpov A. EmoChildRu: Emotional Child Russian Speech Corpus // Lect. Notes Comput. Sci. 2015. V. 9319. P. 144–152.
- Matveev Y., Matveev A., Frolova O., Lyakso E., Ruban N. Automatic Speech Emotion Recognition of Younger School Age Children // Math. 2022. V. 10. № 14. P. 2373. https://doi.org/10.3390/MATH10142373
- Величко А.Н., Верхоляк О.В., Карпов А.А. Программная система для распознавания эмоций в речи (ProSpER — Program for Speech Emotion Recognition). М.: МАИ, 2020.
- Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. Возрастная физиология и психофизиология: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 352 с.
- Cruttenden A. Gimson's Pronunciation of English. London: Routledge, 2014. 7th ed. 368 p.
- Crone E.A., Dahl R.E. Understanding adolescence as a period of social-affective engagement and goal flexibility // Nat. Rev. Neurosci. 2012. V. 13. № 9. P. 636–650. https://doi.org/10.1038/NRN3313
- Bos D.J., Dreyfuss M., Tottenham N., Hare T.A., Galván A., Casey B.J., Jones R.M. Distinct and similar patterns of emotional development in adolescents and young adults // Dev. Psychobiol. 2020. V. 62. № 5. P. 591. https://doi.org/10.1002/DEV.21942
- Liu T.L., Wang P.W., Yang Y.H.C., Hsiao R.C., Su Y.Y., Shyi G.C.W., Yen C.F. Deficits in facial emotion recognition and implicit attitudes toward emotion among adolescents with high functioning autism spectrum disorder // Compr. Psychiatry. 2019. V. 90. P. 7–13. https://doi.org/10.1016/J.COMPPSYCH.2018.12.010
- Filippa M., Lima D., Grandjean A., Labbé C., Coll S.Y., Gentaz E., Grandjean D.M. Emotional prosody recognition enhances and progressively complexifies from childhood to adolescence // Sci. Rep. 2022. V. 12. № 1. P. 1–13. https://doi.org/10.1038/S41598-022-21554-0
- Lee C.Y., Chiang Y.C., Li A., Li X., Wu Y.T., Lin Y.J., Zhao Y., Zhang X. Influence of humor expression on suicidal ideation among adolescents: mediating effects of depressive emotion and positive emotion // BMC Psychiatry. 2020. V. 20.
- Chaplin T.M., Aldao A. Gender differences in emotion expression in children: A meta-analytic review // Psychol. Bull. 2013. V. 139. № 4. P. 735–765. https://doi.org/10.1037/A0030737
- Grigorev A.S., Gorodnyi V.A., Frolova O.V., Kondratenko A.M., Dolgaya V.D., Lyakso E.E. Acoustic and Perceptual Features of the Emotional Speech of Adolescents Aged 14–16 Years // Neurosci. Behav. Physi. 2020. V. 50. P. 1224–1231. https://doi.org/10.31857/S086981392003005X
- Organization WH ICD-10: international statistical classification of diseases and related health problems: tenth revision. Geneva: World Health Organization, 2004. 532 p.
- Kaiser A., Hester P., McDuffie A. Supporting communication in young children with developmental disabilities // Ment. Retard Dev. Disabil. Res. Rev. 2001. V. 7. № 2. P. 143–150. https://doi.org/10.1002/MRDD.1020
- Ypsilanti A., Grouios G. Linguistic profile of individuals with Down syndrome: comparing the linguistic performance of three developmental disorders // Child Neuropsychol. 2008. V. 14. № 2. P. 148–170. https://doi.org/10.1080/09297040701632209
- Pereira C.M.G., Faria S.M. de M. Do you Feel what I Feel? Emotional Development in Children with ID // Procedia Soc. Behav. Sci. 2015. V. 165. P. 52–61. https://doi.org/10.1016/J.SBSPRO.2014.12.604
- Frolova O., Nikolaev A., Grave P., Lyakso E. Speech Features of Children with Mild Intellectual Disabilities // ACM Int Conf Proceeding Ser. 2023. P. 406–413. https://doi.org/10.1145/3610661.3616236
- Long K.A., Lobato D., Kao B., Plante W., Grullón E., Cheas L., Houck C., Seifer R. Perceptions of Emotion Expression and Sibling–Parent Emotion Communication in Latino and Non-Latino White Siblings of Children With Intellectual Disabilities // J. Pediatr. Psychol. 2013. V. 38. № 5. P. 551. https://doi.org/10.1093/JPEPSY/JST01
- Lyakso E., Frolova O., Kleshnev E., Ruban N., Mary Mekala A., Arulalan K.V. Approbation of the Child’s Emotional Development Method (CEDM) // ACM Int. Conf. Proceeding Ser. 2022. P. 201–210. https://doi.org/10.1145/3536220.3563371
- Castro S.L., Lima C.F. Recognizing emotions in spoken language: a validated set of Portuguese sentences and pseudosentences for research on emotional prosody // Behav. Res. Methods. 2010. V. 42. № 1. P. 74–81. https://doi.org/10.3758/BRM.42.1.74
- Lyakso E., Ruban N., Frolova O., Mekala M.A. The children’s emotional speech recognition by adults: Cross-cultural study on Russian and Tamil language // PLoS One. 2023. V. 18. № 1. e0272837. https://doi.org/10.1371/JOURNAL.PONE.0272837
- Rashidah N., Juremi M.D., Zulkifley M.A., Hussain A., Diyana W.M., Zaki W. Inter-rater reliability of actual tagged emotion categories validation using Cohen’s Kappa coefficient // J. Theoretical and Applied Information Technology. 2017. V. 95. № 2. P. 31. http://www.jatit.org/volumes/Vol95No2/3Vol95No2.pdf
- Baurain C., Nader-Grosbois N., Dionne C. Socio-emotional regulation in children with intellectual disability and typically developing children, and teachers’ perceptions of their social adjustment // Res. Dev. Disabil. 2013. V. 34. № 8. P. 2774–2787. https://doi.org/10.1016/J.RIDD.2013.03.022
- te Brinke L.W., Schuiringa H.D., Matthys W. Emotion regulation and angry mood among adolescents with externalizing problems and intellectual disabilities // Res. Dev. Disabil. 2021. V. 109. № 103833. https://doi.org/10.1016/J.RIDD.2020.103833
- Lyakso E., Frolova O., Nikolaev A., Kleshnev E., Grave P., Ilyas A., Makhnytkina O., Nersisson R., Mary Mekala A., Varalakshmi M. Recognition of the Emotional State of Children by Video and Audio Modalities by Indian and Russian Experts // Lect. Notes Comput. Sci. (including Subser Lect. Notes Artif. Intell. Lect. Notes Bioinformatics). 2023. V. 14338. P. 469–482. https://doi.org/10.1007/978-3-031-48309-7_38
Дополнительные файлы
