Взаимодействие поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки
- Авторы: Зборовский Г.Е.1, Нархов Д.Ю.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет
- Выпуск: № 7 (2025)
- Страницы: 94-109
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
- URL: https://kazanmedjournal.ru/0132-1625/article/view/690896
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162525070099
- ID: 690896
Цитировать
Полный текст



Аннотация
Изучаются особенности взаимодействия поколений вузовских образовательных общностей в пространстве университетской науки. Цель статьи – выявить характер взаимодействия между ними и его влияние на развитие университетского научного пространства. Рассматриваются содержательные и структурно-функциональные особенности этих общностей как субъектов университетской науки. Приводятся количественные характеристики поколенческих общностей научно-педагогических, административно-управленческих работников и студенчества. На материалах полуструктурированных интервью определяются противоречия между поколениями образовательных общностей в университетском научном пространстве и возможностью оптимизации отношений между ними. Делается вывод об особой значимости научных школ для развития университетского научного пространства и поколенческих образовательных общностей. Конкретными результатами проведенного исследования стали выявленные факторы влияния на состояние университетской науки: ресурсный потенциал вузовских поколений, сложившийся стиль их взаимодействия и взаимодействия вузовских структур (менеджерский или академический), организационная культура конкретных университетов, наличие каналов поколенческой, групповой и общностной коммуникации, инструментов коллективного сплочения (корпоративная культура, климат доверия).
Об авторах
Г. Е. Зборовский
Уральский федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: garoldzborovsky@gmail.com
Екатеринбург, Россия
Д. Ю. Нархов
Уральский федеральный университет
Email: d_narkhov@mail.ru
Екатеринбург, Россия
Список литературы
- Аблажей А. М. Поколения в науке: опыт эмпирического анализа // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 2. С. 47–56.
- Амбарова П. А. Научное наставничество в высшем образовании: коммуникативный подход к интерпретации // Социологические исследования. 2025. № 2. С. 40–51. doi: 10.31857/S0132162525020044.
- Амбарова П. А., Шаброва Н. В. Студенты как партнеры научных проектов в российских вузах: возможности и барьеры // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 3. С. 56–75. doi: 10.19181/snsp.2024.12.3.3.
- Амбарова П. А., Шаброва Н. В. и др. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 96–116. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116.
- Бабинцев В. П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 26–35.
- Балезина Е. А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 3. С. 65–75. doi: 10.15593/2224–9354/2019.3.6.
- Галынская Ю. С., Звягинцев В. В., Коростелева Н. А. Управление межпоколенческим конфликтом в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7. С. 26–33. doi: 10.24158/tipor.2021.7.3.
- Горшков М. К., Шереги Ф. Э., Тюрина И. О. Воспроизводство специалистов интеллектуального труда: социологический анализ. М.: ФНИСЦ РАН, 2023.
- Дежина И. Г. Научная политика в России в 2018–2022 гг.: противоречивые сигналы // Социологический журнал. 2023. Т. 29. № 2. С. 132–149. doi: 10.19181/socjour.2023.29.2.10.
- Дуракова И. Б., Майер Е. В. Успешность работников старших возрастов как вызов высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 144–155. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-144-155.
- Зборовский Г. Е. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2023.
- Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники в современной России: теория и биография социальной общности. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2024.
- Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2019.
- Козырева П. М., Смирнов А. И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 49–60. doi: 10.31857/S013216250014949-6.
- Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136.
- Литвинюк А. А., Шубенкова Е. В. и др. G-менеджмент в системе управления персоналом академической организации // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 8. № 1. С. 161–174.
- Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000.
- Московчук Л. С. О проблеме поколений в науке // Информация – Коммуникация – Общество. 2013. Т. 1. С. 124–126.
- Нархов Д. Ю. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 9–30. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30.
- Попова И. П. Научные школы в представлениях ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 32–43. doi: 10.31857/S013216250029335-1.
- Попова И. П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 101–112. doi: 10.31857/S013216250017245-2.
- Пугач В. Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 118–133. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-118-133.
- Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019.
- Резник С. Д., Черниковская М. В. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник КемГУ. Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5. № 2. С. 186–194. doi: 10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194.
- Сорокин П. А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М. В. Соколовой. М.: Academia: LVS, 2005.
- Фёдоров А. А., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 28–38. doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-28-38.
- Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2018.
- Шаброва Н. В., Амбарова П. А. Публикационная активность студентов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 9. С. 171–196. doi: 10.17853/1994-5639-2023-9-171-196.
- Шматко Н., Волкова Г. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских ученых // Форсайт. 2017. Т. 11. № 2. С. 54–66.
- Юревич А. В. Четыре слагаемых мобилизации российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5. № 2. С. 157–165. doi: 10.19181/smtp.2023.5.2.12.
- Яницкий О. Н. Методология анализа динамики социальных систем // Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 1. С. 82–95. doi: 10.18413/2408-9338-2019-5-1-0-7.
- Cilliers E. J. The challenge of teaching generation Z. // PEOPLE: International Journal of Social Sciences. 2017. No. 3(1). P. 188–198. doi: 10.20319/pijss.2017.31.188198.
- Duffy B. The Generation Myth: Why When You’re Born Matters Less Than You Think. N. Y.: Basic Books, 2021.
- Meilani Y.-F.C.P., Tan J. D. et al. Motivating and Retaining Generation Z Faculty Members in Private Universities // Journal of Educational and Social Research. 2021. Vol. 11. No. 1. P. 245. doi: 10.36941/jesr-2021–0022.
- Polat S., Çelik Ç. Perspectives on Empowering Intergenerational Relations in Educational Organizations. IGI Global, 2023. doi: 10.4018/978-1-6684-8888-1.
- Soly N., Benny K. et al. Technological perspectives of education for generation Z and generation Alpha // Utkal Historical Research Journal. 2021. Vol. 34. No. 3: 153–64.
- Stoyanova T., Markova M. Researching digitalization of the education: A case study of Bulgarian universities // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2022. Vol. 10. No. 1: 50–63. doi: 10.9770/jesi.2022.10.1(2).
- Strauss W., Howe N. The History of America’s Future, 1584 to 2069. N. Y.: Morrow, 1991.
Дополнительные файлы
