Инженерная подготовка в структуре высшей школы и профессионального выбора молодежи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

На данных статистики, мониторингов и социологических исследований анализируются структурные элементы вузовской сети инженерной подготовки и ее востребованность у разных социальных групп молодежи. Недавний разворот выбора выпускников школ в сторону инженерных специальностей связан, прежде всего, с расширением возможностей трудоустройства и построения карьеры, а также с ростом привлекательности передовых технических квалификаций. Концентрация подготовки кадров для развития прорывных технологий в топовых, селективных университетах обеспечивается объединением вложений госбюджета, крупных корпораций, развитием инновационных форм обучения, в частности в рамках проекта «Передовые инженерные школы», а также инвестициями семей с высоким культурным и экономическим капиталом в обеспечение конкурентоспособности будущих студентов и частично в их обучение. Успешная подготовка по массовым программам инженерного образования в региональных вузах, где с 2022 г. увеличено число бюджетных мест приема, тормозится большой нехваткой качественно подготовленных школьников-абитуриентов. Лучшие результаты показывает практика привлечения целевых социальных групп молодежи с сохранением ценности технического труда, например, в различных формах мобилизации трека «Школа – СПО – инженерная подготовка ВО».

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Галина Анатольевна Чередниченко

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: galcher2211@gmail.com

доктор социологических наук, главный научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Мобилизация ресурсов научно-педагогического сообщества (кейс высшего образования УрФО) // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 60–71.
  2. Ключарев Г. А. О подготовке инженерных кадров для наукоемких производств (взгляд работодателей) // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 51–59.
  3. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  4. Образование в цифрах: 2017: кр. стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
  5. Образование в цифрах: 2023: кр. стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2023.
  6. Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию. М.: НИУ ВШЭ, 2021. Инф. бюл. № 17.
  7. Прахов И. А. Влияние инвестиций в дополнительную подготовку на результаты ЕГЭ // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 74–99.
  8. Региональная дифференциация доступности высшего образования в России. М.: НИУ ВШЭ, 2020. Сер. Современная аналитика образования. № 13(43).
  9. Чередниченко Г. А. Вознесенская Е. Д., Кузнецов И. С. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда / Отв. ред. Г. А. Чередниченко. М.: ФНИСЦ РАН, 2020.
  10. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014.
  11. Чередниченко Г. А. Перемены в после-школьных траекториях молодежи: социальная дифференциация // Социологические исследования. 2023. № 9. C. 51–62.
  12. Cherkaoui M. Sociologie de l’éducation. P.: PUF, 2010.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024