Особенности обучения во время пандемии COVID-19: опрос студентов-медиков
- Авторы: Сухих С.О.1, Казаков Н.С.2, Строганов Р.В.1,2,3, Куприянов Ю.А.1,2,3, Васильев А.О.1,2,3, Бормотин А.В.1,2, Берников А.Н.2, Малхасян В.А.1,2, Гвасалия Б.Р.1,2, Говоров А.В.1,2, Колонтарев К.Б.1,2, Гвоздев М.Ю.1,2, Зайцев А.В.2, Ходырева Л.А.3, Дьяков В.В.1,2, Касян Г.Р.1,2, Пушкарь Д.Ю.1,2
-
Учреждения:
- ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»
- ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
- Выпуск: Том 68, № 5 (2024)
- Страницы: 439-444
- Раздел: ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Статья получена: 14.01.2025
- URL: https://kazanmedjournal.ru/0044-197X/article/view/646204
- DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2024-68-5-439-444
- EDN: https://elibrary.ru/osycnq
- ID: 646204
Цитировать
Аннотация
Введение. После пандемии COVID-19 перед университетским сообществом встал ряд вопросов организации и проведения обучения, актуальным является повышение качества образования и улучшение обучения студентов-медиков. Переход в дистанционную форму обучения на различных платформах со всевозможной медиаподдержкой, с одной стороны, позволил не прерывать образовательный процесс в сложный период социальных ограничений, а с другой стороны — создал нагрузку и подверг стрессу студентов и преподавателей учебных заведений.
Цель исследования — оценить изменения в учебном процессе студентов-медиков в условиях пандемии COVID-19, включая внедрение дистанционных образовательных технологий и использование интернет-платформ, а также выявить необходимость в мерах социальной поддержки для снижения уровня академического выгорания и улучшения психологической устойчивости студентов.
Материалы и методы. В клинике урологии Российского университета медицины проведено сравнительное обсервационное исследование, в котором использовался анонимный интернет-опрос. Опрошены 248 студентов-медиков 4-го курса с 2020 по 2021 г. и 501 респондент с 2021 по 2022 г.
Результаты. Проведено сравнение двух групп студентов, распределённых по временному критерию. Самой частой областью применения социальных сетей в образовательном процессе являлась консультация с преподавателями и поиск информации для учебной деятельности. В отношении дистанционной формы обучения были получены положительные ответы у 170 (68,55%) респондентов в 1-й группе и 342 (68,26%) во 2-й, а отрицательные ответы — у 68 (27,42%) и 127 (25,35%) респондентов соответственно.
Ограничение исследования. Узкий фокус на выборку студентов-медиков, не отражающий разнообразие мнений и опыта в более широкой популяции, а также проведение исследования в период пандемии COVID-19.
Выводы. Учитывая изменения в образовательной деятельности на фоне пандемии COVID-19, а также отсутствие регламентированных норм, правил и поддержки студентов и преподавателей в данный период, необходимо всестороннее освещение и развитие дистанционных методов обучения.
Соблюдение этических стандартов. Исследование выполнено в соответствии положениями Хельсинкской декларации (пересмотренной в Форталезе, Бразилия, в октябре 2013 г.).
Участие авторов:
Сухих С.О. — сбор и обработка материала, написание текста, редактирование;
Казаков Н.С. — статистическая обработка данных, составление списка литературы;
Строганов Р.Ю., Дьяков В.В. — редактирование;
Куприянов Ю.А., Васильев А.О. — сбор материала, написание текста, редактирование;
Бормотин А.В., Берников А.Н., Малхасян В.А., Гвасалия Б.Р., Говоров А.В., Колонтарев К.Б., Гвоздев М.Ю., Зайцев А.В., Ходырева Л.А., Касян Г.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Пушкарь Д.Ю. — концепция и дизайн исследования.
Все авторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Поступила 29.05.2024 / Принята к печати 03.10.2024 / Опубликована 06.11.2024
Об авторах
Сергей Олегович Сухих
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: docsukhikh@gmail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3840-0259
Канд. мед. наук, врач-уролог ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: docsukhikh@gmail.ru
Никита Сергеевич Казаков
ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: drnikitakazakov@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-5983-0795
Аспирант каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: drnikitakazakov@gmail.com
Роман Васильевич Строганов
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: r.v.stroganov@gmail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5529-1787
Канд. мед. наук, врач-уролог ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: r.v.stroganov@gmail.ru
Юрий Александрович Куприянов
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: dr.kupriynov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5807-7591
Канд. мед. наук, врач-уролог ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: dr.kupriynov@mail.ru
Александр Олегович Васильев
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: alexvasilyev@me.com
ORCID iD: 0000-0001-5468-0011
Канд. мед. наук, доцент каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; врач-онкоуролог онкоурологического отделения № 80, ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: alexvasilyev@me.com
Алексей Владимирович Бормотин
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: avbormotin@icloud.com
ORCID iD: 0000-0002-6835-0117
Канд. мед. наук, доцент каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: avbormotin@icloud.com
Александр Николаевич Берников
ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: bernikov@mac.com
ORCID iD: 0000-0001-8361-585X
Канд. мед. наук, доцент каф. урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: bernikov@mac.com
Виген Андреевич Малхасян
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: vigenmalkhasyan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2993-884X
Доктор мед. наук, профессор каф. урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; зав. онкоурологическим отделением № 66, ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: vigenmalkhasyan@gmail.com
Бадри Роинович Гвасалия
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: bgvasalia@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-8370-4392
Доктор мед. наук, профессор, врач-уролог ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: bgvasalia@gmail.com
Александр Викторович Говоров
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: dr.govorov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3299-0574
Доктор мед. наук, профессор кафедры урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; зав. онкоурологическим отделением № 80, ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: dr.govorov@gmail.com
Константин Борисович Колонтарев
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: kb80@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4511-5998
Доктор мед. наук, профессор, каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: kb80@yandex.ru
Михаил Юрьевич Гвоздев
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: m.gvozdev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8684-9336
Доктор мед. наук, профессор каф. урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; врач-уролог урологического отделения № 66, ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: m.gvozdev@mail.ru
Андрей Владимирович Зайцев
ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: zaitcevandrew@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3044-1424
Доктор мед. наук, профессор каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: zaitcevandrew@mail.ru
Любовь Алексеевна Ходырева
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы»
Email: khodyreva60@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0751-4982
Доктор мед. наук, зав. ОМО по урологии, ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, 115088, Москва, Россия
e-mail: khodyreva60@mail.ru
Владимир Валентинович Дьяков
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: diakovvv@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-2961-1688
Канд. мед. наук, доцент каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: diakovvv@yandex.ru
Геворг Рудикович Касян
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: g.kasyan@outlook.com
ORCID iD: 0000-0001-7919-2217
Доктор мед. наук, профессор каф. урологии, ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия
e-mail: g.kasyan@outlook.com
Дмитрий Юрьевич Пушкарь
ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы»; ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: pushkardm@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6096-5723
Академик РАН, доктор мед. наук, профессор, заведующий каф. урологии ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, 127473, Москва, Россия; руководитель Московского урологического центра ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ, 125284, Москва, Россия
e-mail: pushkardm@mail.ru
Список литературы
- Kötter T., Wagner J., Brüheim L., Voltmer E. Perceived medical school streets of undergraduate medical students predicts academic performance: an observational study. BMC Med. Educ. 2017; 17(1): 256. https://doi.org/10.1186/s12909-017-1091-0
- Munro C., Burke J., Allum W., Mortensen N. Covid-19 leaves surgical training in crisis. BMJ. 2021; 372: n659. https://doi.org/10.1136/bmj.n659
- Ponce Beti M.S., Pereyra Ferrero R., Bono G.M., Panichelli L., Liaño J.E., Palacios Huatuco R.M. Surgical education in the COVID-19 era: what did the general surgery residents’ report in Argentina leave us? Part 2. Ann Med Surg. 2021; 68; 102684. https://doi.org/10.1016/j.amsu.2021.102684
- Foreca J., Pawłowicz-Szlarska E., Burczyńska A., Cegielska N., Harendarz К., Nowicki M. Polish medical students facing the pandemic—Assessment of resilience, well-being, and burnout in the COVID-19 era. PLoS ONE. 2022; 17(1): e0261652. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0261652
- Liu Y., Cao Zh. The impact of social support and stress on academic burnout among medical students in online learning: The mediating role of resilience. Front Public Health. 2022; 10: 938132. https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.938132.
- Santen S.A., Holt D.B., Kemp J.D., Hemphill R.R. Burnout in medical students: examining the prevalence and associated factors. South Med J. 2010; 103: 758–63. https://doi.org/10.1097/SMJ.0b013e3181e6d6d4
- Mugford H., O’Connor C., Danielson K., Popoli D. Medical students’ perceptions and retention of skills from active resilience training. Fam Med. 2022; 54: 213–5. https://doi.org/10.22454/FamMed.2022.462706
- Ayala E., Wiseman J., Johnsen R., Mason H. U.S. medical students who engage in self care report less stress and higher quality of life. BMC Med Educ. 2018; 18: 189. https://doi.org/10.1186/s12909-018-1296-x
- Heinen I., Bullinger M., Kocalevent R. Perceived stress in first year medical students associations with personal resources and emotional distress. BMC Med Educ. 2017; 17: 4. https://doi.org/10.1186/s12909-016-0841-8
- Luck J., Gosling N., Sour S. Undergraduate surgical education during COVID-19: could augmented reality provide a solution? Br J Surg. 2021; 108(3): e129–e130. https://doi.org/10.1093/bjs/znaa159
- Centre for Innovation – Leiden University. 2016. Lecture 2-6: Kidney Transplant Surgery. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=fELn4Fe9Ccc (Accessed: 30.04.2024).
- Size P., Artemiadis A., Bargiotas P., Nteveros A., Hadjigeorgiou G.M. Medical studies during the COVID-19 pandemic: the impact of digital learning on medical students’ burnout and mental health. Int J Environ Res Public Health. 2021; 18(1): 349. https://doi.org/10.3390/ijerph18010349
- Pei L., Wu H. Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis. Med Educ Online. 2019; 24(1): 1666538. https://doi.org/10.1080/10872981.2019.1666538
- Loeb S., Bayne C.E., Frey C. et al. Updated survey of social media use by members of the American Urological Association. Urology Practice. 2015; 2(3): 138–43. https://doi.org/10.1016/j.urpr.2014.09.009
Дополнительные файлы
