Выбор градостроительных решений по снижению загрязнения атмосферного воздуха в жилых районах выбросами автомобильного транспорта
- Авторы: Пинигин М.А.1, Сидоренко В.Ф.2, Антюфеев А.В.2, Балакин В.В.2
 - 
							Учреждения: 
							
- ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» ФМБА России
 - Институт архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «волгоградский государственный технический университет» Министерства образования и науки России
 
 - Выпуск: Том 100, № 2 (2021)
 - Страницы: 92-98
 - Раздел: ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 - Статья опубликована: 22.03.2021
 - URL: https://kazanmedjournal.ru/0016-9900/article/view/639457
 - DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-92-98
 - ID: 639457
 
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Формирование оптимального микроклимата и обеспечение чистоты атмосферного воздуха в жилых районах возможно в градостроительной проектной практике путём регулирования ветрового режима, определяющего в сочетании с температурно-влажностным режимом тепловое состояние человека и качество жилой среды.
Цель исследования – оценка влияния ширины, плотности и приёмов планировки застройки магистральных улиц на аэрационный режим и снижение концентрации выбросов автомобильного транспорта в воздухе жилых территорий.
Материалы и методы. Исследования проведены в натурных условиях на улицах крупных городов и на моделях жилых зданий масштаба 1:20 с использованием чашечных анемометров.
Результаты. Установлены закономерности формирования аэрационного режима и уровня загазованности магистральных улиц при различных приёмах планировки и застройки. Получены зависимости коэффициента трансформации воздушного потока по скорости от ширины улиц и величины разрывов между зданиями. Определены планировочные условия, исключающие вероятность появления замкнутой циркуляции примесей в уличных каньонах. Изучена пространственно-временная динамика загрязнения атмосферного воздуха транспортных коммуникаций в жилых зонах поселений.
Заключение. Гигиенические нормативы содержания выбросов автомобильного транспорта в воздухе жилых районов обеспечиваются оптимальным аэрационным режимом, формируемым путём выбора ширины, положения трассы, этажности, приёмов планировки и плотности застройки магистральных улиц. Одновременно требуется внедрение мероприятий, направленных на снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и исключение очагов атмосферного загрязнения на транспортных сетях городов. При выборе градостроительных решений, обеспечивающих экологическое качество жилой среды поселений в различных географических районах, необходимо учитывать особенности пространственно-временной динамики загрязнения атмосферного воздуха транспортных коммуникаций, обусловленной изменениями метеорологических условий и колебаниями интенсивности движения автомобильного транспорта по часам суток, дням недели и сезонам года.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. Пинигин
ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» ФМБА России
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: noemail@neicon.ru
				                					                																			                												                	Россия													
В. Ф. Сидоренко
Институт архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «волгоградский государственный технический университет» Министерства образования и науки России
														Email: noemail@neicon.ru
				                					                																			                												                	Россия													
А. В. Антюфеев
Институт архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «волгоградский государственный технический университет» Министерства образования и науки России
														Email: noemail@neicon.ru
				                					                																			                												                	Россия													
Владимир Васильевич Балакин
Институт архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «волгоградский государственный технический университет» Министерства образования и науки России
														Email: balakin-its@yandex.ru
				                					                																			                								
Кандидат техн. наук, доцент кафедры строительства и эксплуатации транспортных сооружений, Институт архитектуры и строительства ФГБОУ ВО ВолГТУ, 400074, Волгоград, Россия.
e-mail: Balakin-its@yandex.ru
РоссияСписок литературы
- Балакин В.В. Влияние ветрового режима на очищение воздуха магистральных улиц от выбросов автотранспорта. Гигиена и санитария. 1980; 59(6): 5-8.
 - Фельдман Ю.Г. Гигиеническая оценка автотранспорта как источника загрязнения атмосферного воздуха. М.: Медицина; 1975.
 - Андреев П.И. Рассеяние в воздухе газов, выбрасываемых промышленными предприятиями. М.: Госиздат; 1952.
 - Балакин В.В. Расчет загрязнения атмосферного воздуха на застраиваемых участках городских дорог. Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2010; (18): 138-43.
 - Кандрор И.С., Демина Д.М., Ратнер Е.М. Физиологические принципы санитарно-климатического районирования территории СССР. М.: Медицина; 1974.
 - Методические рекомендации по гигиеническому обоснованию размещения и развития производительных сил на территориях нового освоения и в промышленно развитых регионах. М.; 1983.
 - Градостроительство (справочник проектировщика). М.: Стройиздат; 1978.
 - Егорычев О.О., Дуничкин И.В. Вопросы прогнозирования микроклимата городской среды для оценки ветроэнергетического потенциала застройки. Вестник Московского государственного строительного университета. 2013; (6): 123-31.
 - Мягков М.С. Пример моделирования микроклиматических условий для г. Волгограда. Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2013; (32): 220-8.
 - Серебровский Ф.Л. Аэрация населенных мест. М.: Стройиздат; 1985.
 - Реттер Э.И. Архитектурно-строительная аэродинамика. М.: Стройиздат; 1984.
 - Addison P.S., Currie J.I., Low D.J., McCann J.M. An integrated approach to street canyon pollution modeling. Environ. Monit. Assess. 2000; 65(1-2): 333-42
 - Каменецкий Е.С. Концентрация загрязняющих веществ в уличном каньоне с разной высотой домов по сторонам улицы. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2008; (6): 31-5.
 - Нутерман Р.Б., Старченко А.В. Моделирование распространения загрязнения воздуха в уличном каньоне. Оптика атмосферы и океана. 2005; 18(8): 649-57.
 - Baik J.J., Kim J.J. A numerical study flow and pollutant dispersion characteristics in urban street canyons. J. Appl. Meteorol. 1999; 38(11): 1576-89. https://doi.org/10.1175/1520-0450(1999)038%3C1576:ANSOFA%3E2.0.CO;2
 - Никитин В.С., Максимкина Н.Г., Самсонов В.Т., Плотникова Л.В. Проветривание промышленных площадок и прилегающих к ним территорий. М.: Стройиздат; 1980
 - Hassan A.A., Crother J.M. Modelling of fluid flow and pollutant dispersion in a street canyon. Environ. Monit. Assess. 1998; 52: 281-97. https://doi.org/10.1023/A:1005928630000
 - Uehara K., Murakami S., Oikawa S., Wakamatsu S. Wind tunnel evaluation of flow fields within streets canyons with thermal stratification. J. Architecture, Planning and Environmental Engineering (Transaction of AIJ). 1998; 510: 37-44.
 - Балакин В.В., Сидоренко В.Ф. Защита пешеходных зон и жилой застройки от выбросов автомобильного транспорта средствами озеленения. Жилищное строительство. 2016; (5): 3-8.
 - Данилина Н.В., Теплова И.Д. «Устойчивая» улица - формирование общественных пространств на городских улицах. Экология урбанизированных территорий. 2018; (4): 74-80. https://doi.org/10.24411/1816-1863-2018-14074
 - Baik J.J., Kim J.J. A numerical study thermal effects on flow and pollutant dispersion in urban street canyons. J. Appl. Meteorol. 1999; 38(9): 1249-61. https://doi.org/10.1175/1520-0450(1999)038%3C1249:ANSOTE%3E2.0.CO;2
 - Томсон Н.М. Аэрация городской застройки. М.; 1947
 - Lee I.Y., Park H.M. Parametrization of the pollutant transport and dispersion in urban street canyons. Atmos. Environ. 1996; 28(14): 2343-9. https://doi.org/10.1016/1352-2310(94)90488-X
 - Лазарева Е.О., Попова Е.С. Особенности пространственно-временной динамики антропогенных примесей воздуха г. Санкт-Петербурга за период времени с 1980 по 2012 г. (на примере оксида углерода, диоксида азота, взвешенных веществ). Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2014; (37): 204-15.
 - Самодурова Т.В., Бакланов Ю.В. Влияние солнечной радиации на температурный режим дорожного покрытия. Труды Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2015; (2): 308-14.
 - Гиясов А., Баротов Ю.Г. Роль зеленых насаждений в оздоровлении микроклимата городской застройки южных районов СНГ. Экология урбанизированных территорий. 2018; (3): 90-7. https://doi.org/10.24411/1816-1863-2018-13090
 
Дополнительные файлы
				
			
						
					
						
						
						
									

