Известия Российской академии наук. Теория и системы управления
Известия РАН. Теория и системы управления является ведущим научным журналом Российской Академии Наук в области теории и систем управления. Журнал отводит важнейшее место статьям по теории и методам управления, а также статьям, посвященным изучению, проектированию, моделированию, разработке и применению новых систем управления. Журнал публикует статьи, отражающие современные исследования и разработку в области управления. Особое внимание уделяется компьютерным методам и технологиям. Журнал также публикует Труды международных научных конференций и обзоры высококвалифицированных российских и зарубежных экспертов по актуальным проблемам современных исследований в области управления.
Журнал является рецензируемым и включен в Перечень ВАК. Входит в международные базы данных Scopus, ACM Digital Library, Academic JntFile, CSA, Computing and Techology, Current Contents/Engineering и др.
Журнал основан в 1963 году.
Свидетельство о регистрации СМИ: № 0110229 от 28.04.1994
Текущий выпуск



№ 5 (2024)
УПРАВЛЕНИЕ В ДЕТЕРМИНИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ
Методы решения граничных задач для нелинейных управляемых систем обыкновенных дифференциальных уравнений в классе кусочно-постоянных управлений
Аннотация
Разработаны алгоритмы решения локальных и глобальных граничных задач для нелинейных и квазилинейных нестационарных управляемых систем в классе кусочно-постоянных управлений. Найдены конструктивные достаточные условия, гарантирующие существование решений указанных задач. Кроме того, получен критерий калмановского типа локальной и глобальной управляемости соответственно нелинейных и квазилинейных стационарных систем. Работоспособность алгоритмов иллюстрируется при численном моделировании решения задачи управления движением маятника переменной длины с движущейся точкой подвеса.



ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Сопоставление линейного и обобщенного фильтров Калмана целого и дробного порядков для оценки состояния и параметров дискретных дробных динамических систем
Аннотация
Представлены дискретные линейный и обобщенный фильтры Калмана целого и дробного порядков для оценивания состояния и неизвестных параметров линейных и нелинейных дискретных систем дробного порядка. Дано сопоставление традиционного и дробного фильтров Калмана. Рассмотрены особенности и достоинства дробного алгоритма, которые проиллюстрированы на примерах использования дискретных линейного и обобщенного фильтров Калмана.



УПРАВЛЕНИЕ В СТОХАСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ И В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Метод Кротова последовательных глобальных улучшений и его приложение к задаче максимизации вероятности попадания в заданную область
Аннотация
Подробно изложен итерационный метод глобального улучшения произвольно заданной программы управления нелинейной динамической системой, предложенный В. Ф. Кротовым. Обсуждаются различные варианты приложения метода Кротова к одной задаче стохастической вероятностной оптимизации.



Стабилизация линейного управляемого выхода автономной стохастической дифференциальной системы на бесконечном горизонте
Аннотация
Рассматривается задача управления линейным выходом автономной нелинейной стохастической дифференциальной системы. Бесконечный горизонт и квадратичный функционал позволяют интерпретировать цель управления как стабилизацию выхода около положения, определяемого состоянием, которое описывается нелинейным стохастическим дифференциальным уравнением. Решение получено для двух вариантов модели — с точными измерениями и в предположении, что линейный выход представляет собой косвенные наблюдения за состоянием. В случае косвенных наблюдений в качестве модели состояния используется непрерывная цепь Маркова, что позволяет разделить задачи управления и фильтрации и применить фильтр Вонэма. В обоих вариантах достаточные условия существования оптимального решения состоят из типовых для линейных систем требований, обеспечивающих существование предельного решения уравнения Риккати. Дополнительные требования из-за нелинейных элементов — эргодичность нелинейной динамики и существование предела в формуле Фейнмана-Каца для коэффициентов нелинейной части управления. Приведены и проанализированы результаты численного эксперимента.



ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Исключение активных фазовых ограничений в задачах оптимального управления
Аннотация
Рассматриваются задачи оптимального управления непрерывными системами с фазовыми ограничениями. Предполагается, что траекторию системы можно разбить на участки, на каждом из которых набор активных фазовых ограничений фиксирован. Такие траектории характерны для гибридных систем, в которых переход от одного участка к другому считается переключением. Применяя необходимые условия оптимальности гибридных систем с промежуточными ограничениями, получаем решение первоначальной задачи с фазовыми ограничениями.



СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ
Декомпозиционный алгоритм в нелинейной транспортной задаче со складами
Аннотация
Метод решения классической транспортной задачи в целочисленной постановке, основанный на декомпозиции исходной задачи на последовательность двумерных задач с пересчетом коэффициентов целевых функций, успешно применяется в случае дополнительных пунктов производства и потребления. Представлен подробный анализ задач с нелинейными стоимостями перевозок для дополнительных пунктов.



Интервальные соотношения паритета для обнаружения дефектов в дискретных стационарных динамических системах
Аннотация
Рассматривается задача построения так называемых интервальных соотношений паритета для решения задачи обнаружения дефектов в стационарных дискретных системам, описываемых линейными и нелинейными динамическими моделями, при наличии внешних возмущений. Решение основывается на модели исходной системы, имеющей минимальную размерность, оценивающую некоторую линейную функцию вектора выхода системы и нечувствительную или минимально чувствительную к возмущениям. Полученные результаты позволяют строить соотношения паритета, на базе которых решается задача обнаружения дефектов. Теоретические результаты иллюстрируются примером.



ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Выбор методов кластеризации при машинном обучении для исследования экологических объектов по спутниковым данным
Аннотация
Представлен способ подготовки данных для машинного обучения для семантической сегментации информативных классов на изображениях, основанный на кластеризации для решения задач космического мониторинга импактных районов. Приведена классификация методов кластеризации по различным критериям. Обоснован выбор иерархических методов кластеризации как наиболее эффективных для работы с кластерами произвольной структуры и формы. Приведена общая схема расчета модели кластеризации, включающая помимо самой кластеризации процедуры тайлирования данных, оценки оптимальных параметров кластеризации, регистрации объектов, оценку качества данных. Показана схема подготовки данных для машинного обучения, включающая построение эталонной разметки, расчет модели кластеризации, коррекцию разметки, тестирование моделей кластеризации для разных информативных классов на новых изображениях.



Позиционирование крупногабаритных объектов методами компьютерного зрения
Аннотация
Приведена структура измерительного комплекса, позволяющего выполнять высокоточные измерения положения объектов относительно стационарной базы методами компьютерного зрения, построенного на базе оптических измерителей. Описан принцип действия измерительного комплекса, определен порядок использования и особенности юстировки элементов. Работа измерительного комплекса иллюстрируется на примере из морской транспортной отрасли, в задаче контроля положения автономного морского крупнотоннажного судна относительно причала при выполнении погрузо-разгрузочных работ и швартовных операций. Также рассматриваются способы применения измерительного комплекса в автодорожном, воздушном и железнодорожном транспорте.



СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖУЩИМИСЯ ОБЪЕКТАМИ
Управление частотами вращения роторов турбореактивных двухконтурных двигателей двухдвигательного самолета с целью обеспечения балансировки их тяги в полете
Аннотация
Рассмотрены вопросы, связанные с исследованием модели функциональной зависимости тяги двигателей от их рабочих параметров в интересах снижения асимметрии тяги самолета вследствие разнотяговости его двигателей. Цель исследования –управление частотами вращения роторов двигателей самолета на основе трехмерной модели зависимости тяги двигателей от их частот вращения роторов турбин компрессоров низкого и высокого давления. Использованы методы математической статистики и программно-аппаратного моделирования. Результаты исследования показали и подтвердили возможность балансировки тяги двигателей самолета при управлении частотами вращения роторов его двигателей в полете. Разработана трехмерная модель зависимости тяги двигателя от значений частот вращения двух его роторов. Эта модель позволяет обеспечивать управление частотами вращения обоих роторов двигателя путем дополнительной подачи в них топлива для формирования новых значений этих частот по результатам сравнительной оценки их значений с учетом величин их первых производных как знакопеременных специальных поправок, обеспечивающих автоматическое контролирование скорости и направленности изменения контролируемых значений частот.



Исследования и оптимизация этапа снижения самолетов гражданской авиации в задаче вертикальной навигации
Аннотация
Решение задачи формирования высотно-скоростного профиля полета самолетов гражданской и военно-транспортной авиации на этапе снижения и оптимизации по экономическому критерию проводится с использованием динамической модели движения центра масс в вертикальной плоскости. В модели учитывается изменение массы самолета и систематическая составляющая скорости ветра. Аэродинамические характеристики самолета, его вес, а также высотно-скоростные и дроссельные характеристики двигателей приближены к современному типовому среднемагистральному самолету. Предложена классификация траекторий снижения. Для каждого типа таких траекторий определено множество параметров, однозначно характеризующих их свойства, и значения критериев качества, в которых рассматривается стоимость и затраты топлива. Проведена оценка влияния (релевантности) этих параметров на критерии и свойства траекторий. Сформулирована задача оптимизации этапа снижения с обеспечением заданного времени его выполнения. Получено необходимое и достаточное условия ее реализуемости. Рассмотрен пример решения этой задачи для типового среднемагистрального самолета.


